Консультация для педагогов «Организация игр-занятий по грамматическому строю речи в младшем дошкольном возрасте»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис- словосочетания и предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Организация игр-занятий по грамматическому строю речи в младшем дошкольном возрасте»
Подготовила воспитатель: В.И. Уреки
Игры и упражнения для формирования грамматической речи.
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис- словосочетания и предложения.
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе речевой практики.
Работа по развитию грамматического строя речи проводится в различных формах, используя при этом грамматические игры и упражнения:
1. Специальные занятия по развитию речи (5-10 мин)
2. В режимные моменты;
-утренний прием детей и вечернее время;
-утренний и вечерний туалет;
-прием пищи;
-индивидуальная и подгрупповая работа;
-при рассматривании игрушек, предметов, картинок;
-во время прогулок;
-в игровой деятельности;
3.При ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
4.В процессе труда (хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе);
5.Во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных;
6.Во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы;
7.В книжном уголке;
8. Во время праздников и развлечений;
9.В самостоятельной игре;
10.В работе с родителями.
На занятиях по развитию речи используем упражнения и дидактические игры на использование правильных грамматических форм. Они составляют лишь часть занятия и упражняют детей только в нужной грамматической форме. Например, на занятии по теме: «Посуда»мы включили игру «Один- много» на упражнение существительных множественного числа (чашка-чашки, ложка- ложки).
В утренний прием детей и вечером мы проводим дидактические игры и упражнения с использованием игрушек и картинок. Например, упражнение «Кто с кем?» (кошка с котятами, собака со щенятами, коза с козлятами), упражнение «Кто от кого?» (от кошки-котята, от собаки-щенята). Все эти игры учат соотносить названия животных и их детенышей. Упражнения и дидактические игры используем, как предварительную работу к занятию. Их тематику подбираем согласно теме занятия. Например, перед занятием на тему: «Петушок и его семья» провели Д/И «Большой, поменьше, маленький» (петушок (какой?)- большой, курица- поменьше, а цыпленок- маленький), упражнение «Назови ласково» (петушок, курочка, цыпленочек).
При утреннем и вечернем туалете используем художественное слово (потешки, стихи). Например, в стихотворении:
«Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, смывайся!»
Упражняем детей в образовании глаголов повелительного наклонения. В потешке «Водичка, водичка, умой мое личико…» упражняем в образовании ласкательных форм существительных (глазоньки, личико, роток, пюре…)
В индивидуальной и подгрупповой работе используем персонаж. Например, кукла Лена приносит картинки с изображением фруктов и овощей или предметы. Она хочет поиграть в игру «Чего не стало?»(яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов…),в игру «Что появилось?» (огурцы, помидоры…). Аналогично обыгрываем картинки и предметы из серии «Цветы», «Посуда», «Одежда», «Животные», «Игрушки». В этих играх мы учим детей образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Индивидуальную и подгрупповую работу проводим в утренний прием детей, во второй половине дня, во время прогулок, в свободную деятельность детей.
При рассматривании игрушек и предметов, предметных и сюжетных картинок. Например, при рассматривании игрушек, предметов и предметных картинок активизируем в речи прилагательные. Учим детей согласовывать окончания прилагательных с существительным. Кукла (какая?)- большая, красивая, нарядная, радостная. Мяч (какой?) - круглый, красный, резиновый. Яблоко (какое?) - зеленое, круглое, гладкое, сочное, ароматное. При рассмотрении сюжетных картинок упражняем детей в употреблении глаголов. Например, игра «Что делает?» (Самолет летит. Мишка спит. Матрешка танцует. Мальчик рисует.). Игра «Дай задание» - на употребление глаголов повелительного наклонения (Самолет лети! Мишка, спи! Матрешка, танцуй! Мальчик, рисуй!). Учим детей составлять по сюжетным картинкам предложения из 3-4 слов.
Во время прогулок с детьми наблюдаем за объектами живой природы (деревья, цветы, животные, птицы…) и неживой природы (ветер, облака, снег, дождь…), за явлениями общественной жизни (работа дворника, проезжающий мимо детского сада транспорт…). При наблюдениях мы беседуем с детьми, даем новые знания и включаем словесные упражнения на развитие грамматического строя речи. Например, упражнение, «Какие это вещи?» - на согласование прилагательных с существительными в роде, числе (это теплая одежда: теплая шапка, теплый шкаф, теплое пальто, теплые варежки; это зеленые предметы: зеленый лист, зеленая трава, зеленое яблоко, зеленые носки). Д/И «Короче- длиннее» (палочка короче, длиннее). Упражнение «Кто где?»- на употребление предлогов (Саша идет к дереву. Саша стоит около дерева. Саша отошел от дерева. Лена играет в песочнице. Миша едет с горки. Вова спрятался за дерево. Лера сидит под горкой).
На неречевых занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по математике, по физической культуре, музыкальных дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. Мы обучаем их выполнять элементы разнообразных видов деятельности (рисовать, лепить, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, возводить элементарные постройки…). Для этого мы даем детям знания, умения, учим их техническим приемам. В результате обогащаем словарь детей и упражняем их в усвоении грамматических форм. Например, на занятиях по физической культуре упражняем детей в употреблении глаголов разных времен и наклонений (будет спрыгивать, спрыгнет, спрыгну, перепрыгну).
В книжном уголке рассматриваем с детьми книги и включаем словесные упражнения. Например, игра «Что (кого?) нарисовал художник?» - на упражнение существительных в винительном падеже (чашку, слона, петуха, машину). Упражнение «Это чье?»- на определение рода имени существительного, употребление местоимений «мой», «мое», «моя», «мои». Например, чей бант- мой бант, чья собака- моя собака, чье ведро- мое ведро, чьи бусы- мои бусы. Учим детей составлять предложения из 3- 4 слов.
Во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы даем литературный образ и образец своей речи.
Во время праздников и развлечений тактично исправляем грамматические ошибки детей своим примером.
В процессе самостоятельной деятельности детей при употреблении ими неправильных грамматических форм даем правильный образец своей речи или образец другого ребенка. Например, послушай, как нужно правильно говорить это слово - «Матрешек». Или послушай, как Коля говорит это слово- «Карандашей». Можем здесь же провести индивидуально с ребенком упражнение или игру на данную ошибку.
Проводим работу с родителями на развитие грамматического строя речи детей.
Таким образом, упражняем ребят в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности в течение всего дня.
Целесообразно:
1. Для игры лучше выбрать одну цель - узкое содержание позволяет сконцентрировать внимание детей на нужном материале;
2. Полезно использовать более легкие игры, хорошо знакомые детям;
3. Использовать одни и те же игры (но с разным лексическим материалом) повторять на различных занятиях до исчезновения грамматической ошибки в речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте
Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...

Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....

Консультация «Организация игр – занятий по грамматическому строю речи в младшем возрасте»
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формировани...

Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста "Прятки"
Дидактическая игра "Прятки" поможет родителям, педагогам сформировать у детей умение употреблять в речи существительные с предлогами в, на, под, за, около. В ходе игры дети научатся чётко и ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему "«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО»"
Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социаль...
Игры для развития грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
Игры для развития грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста...