Консультация для педагогов «Организация игр-занятий по грамматическому строю речи в младшем дошкольном возрасте»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис- словосочетания и предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_gruppa_konsultatsiya_dlya_pedagogov_organizatsiya_igr-zanyatiy.docx | 110.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Организация игр-занятий по грамматическому строю речи в младшем дошкольном возрасте»
Подготовила воспитатель: В.И. Уреки
Игры и упражнения для формирования грамматической речи.
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис- словосочетания и предложения.
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе речевой практики.
Работа по развитию грамматического строя речи проводится в различных формах, используя при этом грамматические игры и упражнения:
1. Специальные занятия по развитию речи (5-10 мин)
2. В режимные моменты;
-утренний прием детей и вечернее время;
-утренний и вечерний туалет;
-прием пищи;
-индивидуальная и подгрупповая работа;
-при рассматривании игрушек, предметов, картинок;
-во время прогулок;
-в игровой деятельности;
3.При ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
4.В процессе труда (хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе);
5.Во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных;
6.Во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы;
7.В книжном уголке;
8. Во время праздников и развлечений;
9.В самостоятельной игре;
10.В работе с родителями.
На занятиях по развитию речи используем упражнения и дидактические игры на использование правильных грамматических форм. Они составляют лишь часть занятия и упражняют детей только в нужной грамматической форме. Например, на занятии по теме: «Посуда»мы включили игру «Один- много» на упражнение существительных множественного числа (чашка-чашки, ложка- ложки).
В утренний прием детей и вечером мы проводим дидактические игры и упражнения с использованием игрушек и картинок. Например, упражнение «Кто с кем?» (кошка с котятами, собака со щенятами, коза с козлятами), упражнение «Кто от кого?» (от кошки-котята, от собаки-щенята). Все эти игры учат соотносить названия животных и их детенышей. Упражнения и дидактические игры используем, как предварительную работу к занятию. Их тематику подбираем согласно теме занятия. Например, перед занятием на тему: «Петушок и его семья» провели Д/И «Большой, поменьше, маленький» (петушок (какой?)- большой, курица- поменьше, а цыпленок- маленький), упражнение «Назови ласково» (петушок, курочка, цыпленочек).
При утреннем и вечернем туалете используем художественное слово (потешки, стихи). Например, в стихотворении:
«Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, смывайся!»
Упражняем детей в образовании глаголов повелительного наклонения. В потешке «Водичка, водичка, умой мое личико…» упражняем в образовании ласкательных форм существительных (глазоньки, личико, роток, пюре…)
В индивидуальной и подгрупповой работе используем персонаж. Например, кукла Лена приносит картинки с изображением фруктов и овощей или предметы. Она хочет поиграть в игру «Чего не стало?»(яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов…),в игру «Что появилось?» (огурцы, помидоры…). Аналогично обыгрываем картинки и предметы из серии «Цветы», «Посуда», «Одежда», «Животные», «Игрушки». В этих играх мы учим детей образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Индивидуальную и подгрупповую работу проводим в утренний прием детей, во второй половине дня, во время прогулок, в свободную деятельность детей.
При рассматривании игрушек и предметов, предметных и сюжетных картинок. Например, при рассматривании игрушек, предметов и предметных картинок активизируем в речи прилагательные. Учим детей согласовывать окончания прилагательных с существительным. Кукла (какая?)- большая, красивая, нарядная, радостная. Мяч (какой?) - круглый, красный, резиновый. Яблоко (какое?) - зеленое, круглое, гладкое, сочное, ароматное. При рассмотрении сюжетных картинок упражняем детей в употреблении глаголов. Например, игра «Что делает?» (Самолет летит. Мишка спит. Матрешка танцует. Мальчик рисует.). Игра «Дай задание» - на употребление глаголов повелительного наклонения (Самолет лети! Мишка, спи! Матрешка, танцуй! Мальчик, рисуй!). Учим детей составлять по сюжетным картинкам предложения из 3-4 слов.
Во время прогулок с детьми наблюдаем за объектами живой природы (деревья, цветы, животные, птицы…) и неживой природы (ветер, облака, снег, дождь…), за явлениями общественной жизни (работа дворника, проезжающий мимо детского сада транспорт…). При наблюдениях мы беседуем с детьми, даем новые знания и включаем словесные упражнения на развитие грамматического строя речи. Например, упражнение, «Какие это вещи?» - на согласование прилагательных с существительными в роде, числе (это теплая одежда: теплая шапка, теплый шкаф, теплое пальто, теплые варежки; это зеленые предметы: зеленый лист, зеленая трава, зеленое яблоко, зеленые носки). Д/И «Короче- длиннее» (палочка короче, длиннее). Упражнение «Кто где?»- на употребление предлогов (Саша идет к дереву. Саша стоит около дерева. Саша отошел от дерева. Лена играет в песочнице. Миша едет с горки. Вова спрятался за дерево. Лера сидит под горкой).
На неречевых занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по математике, по физической культуре, музыкальных дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. Мы обучаем их выполнять элементы разнообразных видов деятельности (рисовать, лепить, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, возводить элементарные постройки…). Для этого мы даем детям знания, умения, учим их техническим приемам. В результате обогащаем словарь детей и упражняем их в усвоении грамматических форм. Например, на занятиях по физической культуре упражняем детей в употреблении глаголов разных времен и наклонений (будет спрыгивать, спрыгнет, спрыгну, перепрыгну).
В книжном уголке рассматриваем с детьми книги и включаем словесные упражнения. Например, игра «Что (кого?) нарисовал художник?» - на упражнение существительных в винительном падеже (чашку, слона, петуха, машину). Упражнение «Это чье?»- на определение рода имени существительного, употребление местоимений «мой», «мое», «моя», «мои». Например, чей бант- мой бант, чья собака- моя собака, чье ведро- мое ведро, чьи бусы- мои бусы. Учим детей составлять предложения из 3- 4 слов.
Во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы даем литературный образ и образец своей речи.
Во время праздников и развлечений тактично исправляем грамматические ошибки детей своим примером.
В процессе самостоятельной деятельности детей при употреблении ими неправильных грамматических форм даем правильный образец своей речи или образец другого ребенка. Например, послушай, как нужно правильно говорить это слово - «Матрешек». Или послушай, как Коля говорит это слово- «Карандашей». Можем здесь же провести индивидуально с ребенком упражнение или игру на данную ошибку.
Проводим работу с родителями на развитие грамматического строя речи детей.
Таким образом, упражняем ребят в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности в течение всего дня.
Целесообразно:
1. Для игры лучше выбрать одну цель - узкое содержание позволяет сконцентрировать внимание детей на нужном материале;
2. Полезно использовать более легкие игры, хорошо знакомые детям;
3. Использовать одни и те же игры (но с разным лексическим материалом) повторять на различных занятиях до исчезновения грамматической ошибки в речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте
Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...
Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...
Консультация «Организация игр – занятий по грамматическому строю речи в младшем возрасте»
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формировани...
Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и логопедам....
Консультация для воспитателей детского сада: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».
Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамма...