Игры для развития грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Игры для развития грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста

1. Игра «Непослушный колобок»

Задачи: знакомить детей с дикими животными, упражнять детей в изменении существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без, употреблении имён прилагательных в именительном падеже).

Оборудование: картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, настольный театр по сказке «Колобок».

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок».

Ход игры: В группу вкатывается Колобок. Дети здороваются с ним, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку, затем просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?»

Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают её, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца.

Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы.

В конце занятия воспитатель поясняет, что Колобок поступил плохо – без разрешения ушёл из дома и поэтому попал в беду – его скушала хитрая Лиса.

2. Игра «Наши игрушки».

Задачи: упражнять детей в согласовании существительного и местоимения в роде и числе.

Оборудование: любимые домашние игрушки детей.

Ход игры: Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей.

Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она «встретила» в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнаёт свою любимую игрушку.

Воспитатель: «Дети, чья это кукла?» («Это моя кукла» - отвечает Аня). «Дима, чья это кукла?» («Это Анина кукла»).

Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.

3. Игра «Я даю тебе…»

Задачи: тренировать детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.

Оборудование: карточки с изображением предметов разных цветов (ведёрки красного, зелёного, жёлтого, синего цветов). Ход игры: дети обмениваются выбранными картинками: «Дима, я даю тебе красное ведёрко». «Спасибо, Женя, а я даю тебе жёлтое». Подобным образом можно использовать карточки с изображением других предметов, при выборе можно ориентироваться на тематику занятия в целом (Тематические недели, например, фрукты/овощи/осень и т. п.).

#1048;гра «Правильно или неправильно»

Задачи: учить детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.

Оборудование: игрушка – котёнок, игрушечные блюдце и кувшин, мячик, кукла.

Ход упражнения: воспитатель предлагает детям решить ситуацию: «Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Правильно ли поступает кукла Маша?». «Почему котёнок не хочет есть мячик? Что предпочитают есть кошки?» (молоко).

«Вы правильно ответили на вопрос, что любят кушать кошки. Кукла Маша «убирает» мячик и «наливает» молоко из кувшина в блюдце».

«Правильно ли поступает кукла Маша теперь?» (да). Совершенно верно, кукла Маша поступает правильно, она налила котёнку молока».

Воспитатель берёт игрушечного котёнка и предлагает детям самим покормить его молоком (воображаемая ситуация).

5. Игра «Курочка и цыплятки»

Задачи: тренировать детей в словообразовании, используя новые слова в сочетании со знакомыми.

Оборудование: игрушки - курочка и цыплятки, зёрнышки.

Ход игры: воспитатель на столе насыпает зёрнышки, приглашает детей посмотреть на курочку, которая вышла с цыплятками погулять.

«Курочка с цыплятками вышли погулять. У курочки большой клюв. А у цыплят маленькие клювики. Курочка клюёт. И цыплятки клюют. Курочка клюёт быстро. И цыплятки стараются клевать быстро».

Далее повторить с детьми предложения с использованием новых слов, сначала всем вместе, затем с каждым ребёнком индивидуально.

В завершении предложить детям поиграть с курочкой и цыплятами – покормить их воображаемыми зёрнышками.

#1048;гра «Дикие звери и их детёныши»

Задачи: тренировать детей в словообразовании, составлении словосочетаний, предложений, определении размера, путём сравнения.

Оборудование: фланелеграф, изображения животных и их детёнышей, деревьев.

Ход игры: «Сегодня мы отправимся с вами в лес и узнаем, кто же живёт в лесу». Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение медведя и просит детей назвать, кто это. (медведь) «Правильно, это медведь. А теперь посмотрите сюда и скажите, кто это?» - прикрепляет изображение медвежонка (медвежонок). «Правильно, это медвежонок». «Медведь какой?» (большой). «А медвежонок какой?» (маленький). Правильно. Давайте скажем вместе «Медведь большой», «А медвежонок маленький» «Где живут медведи?» (в лесу, скажем вместе: «Медведи живут в лесу».

Таким же образом проводим дальше упражнение, используя картинки с изображением других животных (волк, заяц, лиса).

7. Игра «Кого нет?»

Задачи: упражнять детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе, составлении словосочетаний и предложений.

Оборудование: игрушки – кошка, собака, уточка, курочка, корова, лошадь.

Ход игры: «К нам в гости пришли разные животные. Посмотрите, какие» (по одной показывает детям, просит назвать животных).«Это кошка. Давайте скажем – это кошка. (дети повторяют). Но кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки».

Тоже самое повторяем с другими игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО. "Игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

rdquo;Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста&rdquo...

Игры для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Игры  для развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста...

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»

Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя  речи  у детей с помощью игр...

Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста "Прятки"

Дидактическая игра "Прятки" поможет родителям, педагогам сформировать у детей умение употреблять в речи существительные с предлогами в, на, под, за, около. В ходе игры дети научатся чётко и ...