Методический материал по теме: «Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи, звукопроизношения с использованием Лего – конструктора»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ирина Олеговна Фомина воспитатель группы Солнышко

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста при помощи Лего - конструктора на групповых и индивидуальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiseskiy_material_po_razvitiyu_rechi.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал по теме:

«Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи, звукопроизношения с использованием Лего – конструктора»

В современном мире, с каждым годом растет процент ребят с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, они дают односложные ответы и многое другое.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить многие образовательные и коррекционные цели и задачи.

На сегодняшний день наборы Lego зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В этот конструктор с удовольствием играют и взрослые, и дети.

  • Преимущества лего-технологий перед другими инновационными конструктивно-игровыми приемами, используемыми для развития речи:
  • Дошкольник может играть, ощупывать их, не рискуя испортить;
  • Конструктор безопасен: нет риска порезаться, покрытие конструктора не представляет опасности, во время игры руки ребенка остаются чистыми;
  • После игры поделки можно хранить как в собранном, так и в разобранном виде, не представляет труда быстро разобрать поделку и хранить в виде отдельных деталей;
  • Получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у ребенка навыков. Это позволяет ощутить состояние успеха;
  • Нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
  • Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознать свои желания и возможность их реализации;
  • Не вызывает у ребенка негативного отношения, и вся работа педагога с ребенком воспринимается как игра.

Применение лего при организации НОД по речевому развитию позитивно отражается на качестве процесса обучения, так как способствует:

  • Закреплению (автоматизации) звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки, слоги, слова и т.д.);
  • Формированию/развитию правильного длительного выдоха;
  • Развитию словаря в рамках определенных тем с учетом календарно-тематического планирования;
  • Формированию/развитию грамматической составляющей речи (закрепление навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами, образование сложных слов и т.д.);
  • Развитию связной речи (диалога, монолога в виде пересказа, самостоятельных рассказов разного вида).
  • Знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;
  • Овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • Формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела;
  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно, и на развитие речи)

Предлагаю познакомиться с речевыми играми при помощи конструктора на групповых и индивидуальных занятиях.

Речевые игры по развитию звукопроизношения

Игра «Звуковой коврик»

  • Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «С».
  • Оборудование: лего-платформа и набор лего-фишек синего и красного цветов равного количества.
  • Ход игры: ведущий предлагает игроку/игрокам выложить произвольно коврик из лего-фишек. Затем просит «пройти» по коврику и назвать звуки в соответствии с лего-фишками: на фишку синего цвета произносить звук «С», на фишку красного цвета произносить гласные звуки.
  • Игра «Башенки»
  • Цель: закрепление произношения изолированного звука «С» громко и тихо.
  • Оборудование: набор лего-деталей для постройки двух башенок — высокой и низкой.
  • Ход игры: ведущий объясняет игроку, что при указании на высокую башню игроку нужно громко произносить звук «С», при указании на низкую — тихо (ведущий показывает на башни 6-8 раз, игрок произносит звук с необходимой громкостью).
  • Игра «Заведи грузовик»
  • Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «Р».
  • Оборудование: набор лего-деталей для постройки грузовика и игровое поле.
  • Ход игры: ведущий предлагает игроку собрать из лего грузовик, которому предстоит «проехать» весь путь, делая остановки около заправочных станций. Грузовик становится на начало игрового поля. Игрок произносит длительно звук Р и продвигается по игровому полю.
  • Игра «Волшебные кубики»
  • Цель: закрепление произношения изолированного звука «Р» длительно и коротко.
  • Оборудование: набор лего-деталей для постройки цепочки из дорожек и отдельных кубиков.
  • Ход игры: ведущий предлагает игроку рассмотреть цепочку из дорожек и кубиков. Игрок продвигается по цепочке и называет звук «Р» длительно, если попадает на дорожку, и коротко, если на отдельный кубик. Например: Р-Р-Р, Р, Р-Р-Р, Р.
  • Игра «Петушок»
  • Цель: закрепление произношения звука «Р» в словах.
  • Оборудование: набор лего-деталей для постройки петушка и картинка постройки.
  • Ход игры: ведущий предлагает игроку собрать из деталей петушка. Затем просит назвать части петушка, в названии которых есть звук «Р». Например: борода, крылья, шпоры, гребешок.
  • Игра «Звуковая дорожка»
  • Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «К».
  • Оборудование: лего-платформа и набор лего-фишек размером 2/2 синего цвета в количестве 8-10 шт.
  • Ход игры: ведущий предлагает игроку выложить на лего-платформе дорожку из синих лего-фишек, затем «пройти» по дорожке и назвать слова на звук «К».
  • Игра «Волшебная лесенка»
  • Цель: автоматизация звука Ж в словах.
  • Оборудование: лесенка, сложенная из лего-деталей, к которой прикреплены картинки с изображением предметов на звук Ж.
  • Ход игры: ведущий предлагает игроку подняться по «волшебной» лесенке, а затем спуститься вниз, называя при этом слова на звук Ж.
  • Игра «Винни-Пух и Пятачок»
  • Цель: дифференциация звуков П/П’ в словах.
  • Оборудование: набор лего-деталей для постройки Винни-Пуха и набор карточек с изображением предметов со звуками П/П’.
  • Ход игры: ведущий предлагает игроку собрать медвежонка Винни. Далее предлагает игрокам разобрать все карточки с изображением предметов со звуками П/П’. Ведущий предлагает назвать предмет на карточке и «отдать» карточку Пятачку (если есть в слове звук П’) или Винни-Пуху (если в слове есть звук П).
  • Игра «Коврик для Винни-Пуха»
  • Цель: дифференциация звуков В/В’ в словах.
  • Оборудование: лего-платформа, набор из 9 лего-фишек синего и зеленого цвета, игрушка (картинка) Винни-Пух.
  • Ход игры: ведущий предлагает игроку послушать слова и сложить коврик для Винни-Пуха (коврик выкладывается с верхней строки).
  • Например: волк, вишня, валенки, виноград, ветка, водолаз, завод, слива….

  • Речевые игры по развитию связной речи
  • Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
  • Игра «Давай расскажем вместе стихотворение»
  • Цель: обогащение речевого опыта детей различными формами инициативных и ответных диалогических реплик.
  • Оборудование: набор лего-деталей для конструирования медведя.
  • Ход игры: ведущий читает текст стихотворения, игрок поддерживает диалог.
  • - Я медведя поймал!
    - Так веди сюда.
    - Не идет.
    - Так сам иди.
    - Да он меня не пускает.
  • Д/и «Построим сказку»
  • Предложите детям на трех пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.
  • Д/и «Объединим постройки»
  • Предложите детям собрать своё событие на пластинке, не договариваясь друг с другом. А затем предложите составить рассказ, объединив все события в одной истории.
  • Д/и «Что сначала, что потом?»
  • Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определённой последовательности, составлять рассказ о процессе создания постройки, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.
  • Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию. А затем рассказать, как он ее создавал.
  • «Расскажи что получилось».
  • Детям предлагается сконструировать из лего любую поделку (или поделку по заданной теме, например, «Космос» — смастерить необычный космический корабль). Затем рассказать всем детям о ней (придумать небольшой связный рассказ по ней из 5-6 предложений).
  • Тем самым у ребенка решаются сразу несколько задач: у дошкольников в неназойливой форме развивается связная речь, дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию, развивается мелкая моторика, фантазия и воображение.
  • Таким образом, применение дидактических игр с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов является эффективным средством развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с художественной литературой

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с произведениями художественной литературой...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием LEGO конструирования"

В сестье рассматриваются особенности LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи».

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как ...