МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для педагогов дошкольных образовательных учреждений «ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Дурасова Алла Александровна

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….…...3

1.Теоретические основы формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….….…4

1.1.Исследование проблемы формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе………………………………………............5

1.2.Роль художественной литературы в жизни ребёнка дошкольного возраста.……………..9

1.3.Пути приобщения дошкольников к художественной литературе в ДОУ…………………………………………………………………………………..…………..13

2.Организация работы по приобщению дошкольников к художественной литературе в ДОУ в рамках проектной деятельности (пример)………..………………………………………..20

2.1.Экспериментальное исследование формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….....20

2.2.Диагностика сформированности интереса к книге и чтению у детей  дошкольного возраста………………………………................................................................20

3.Система работы по формированию интереса к книге и чтению у детей дошкольного  возраста в семье………………………………..………………………...…….26

Заключение………………………………………………………….………………..….……..27

4.Используемая литература………………………………………...........................................30

 

Приложения:

Приложение   №1  Диагностика сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Приложение  №2  Анкетирование  родителей «Семья и книга»

Приложение №3 Методические рекомендации по  подбору произведений для круга детского чтения

Приложение №4 Методические рекомендации по  организации пространственной предметно-развивающей среды

Приложение №5 Методические рекомендации по использованию форм  и методов  приобщения дошкольников  к художественной литературе

Приложение  №6   Памятки по работе над сказкой, стихотворением, басней и т.д. 

 

 

 

Навигатор цвета:

голубая закладка          теория

розовая закладка          практика

синяя закладка             ранний возраст

зелёная закладка          младший возраст

оранжевая закладка     старший возраст

жёлтая закладка           взаимодействие с семьями

фиолетовая закладка   методические рекомендации

 

 

 

 

«Чтение книг – тропинка, по которой

умелый, умный, думающий воспитатель

находит путь к сердцу ребёнка»

Сухомлинский В.А.

Введение.

Чтение в XXI веке привлекает внимание теоретиков и практиков во всём мире. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении.      

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что всё чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.

Ребёнок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.

К сожалению, сегодня общество стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Интерес к чтению как отечественной, так и к зарубежной литературе падает.

Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.

Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребёнка.

Таким образом, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.

С утверждением и введением в действие ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие».

Снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, является следствием снижения личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребёнка к книге и критериям её оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.

Таким образом, вопрос о приобщении ребёнка к книге - один из самых открытых сегодня.

Проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста являются:

  • непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;
  • незнание истории её развития и современного состояния;
  • ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений;
  • слабое представление о функциях литературы;
  • отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей дошкольного возраста к литературе (книге) и процессу чтения.

В связи с этим, целью нашего методического пособия считаем: создание системы работы по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.

 

Задачи:

1.Конкретизировать сущность формирования интереса дошкольников к художественной литературе.

2.Подобрать средства и содержание работы воспитателя по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.

 

1. Теоретические основы формирования интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

1.1 Исследование проблемы формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

 На всём протяжении XX и XXI века дошкольника, как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие учёные, как М. М. Конина, Л. М. Гурович, З. А. Грищенко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и другие.  Тяга к книге проявляется у детей, как правило, с раннего возраста. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она даёт возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и языку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Очевидно, что в решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребёнке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей.

В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флёриной и других учёных исследуются особенности восприятия художественной литературы ребёнком дошкольного возраста. Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей изучала Н. С. Карпинская, полагающая, что развитию у детей чувств языка, способности запоминать образные точные выражения и обогащать ими обыденную речь способствуют занятия с использованием художественной литературы, а также чтение книг детям. Проблема воспитания детей дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в целом ряде исследований Р. И. Жуковской, О. И. Никифоровой. О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребёнка писала в своих работах Е. И. Тихеева. Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова, посвящённые роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи такие, как И. А. Зимняя, Н. Н. Светловская, М. И. Окорокова, Н. Г. Морозова. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Как отмечает Н.С. Карпинская, детская литература играет огромную роль в становлении ребёнка как личности и на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение.

Кроме того, книга рассматривается как важное средство формирования у ребёнка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса. З.А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте.

З.А. Гриценко утверждает – первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – источник духовного обогащения.

Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.

Попытки определить специфическое содержание литературного образования дошкольников были предприняты ещё в 30-е годы Л.С Выготским. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

Таким образом, в 30-е годы был поставлен вопрос о том, что необходимо определить содержание работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду и сформулировать его специфическую задачу – заложить основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы. Дальнейшие многолетние усилия педагогов и психологов  создали теоретические и практические предпосылки для разработки такого содержания.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы – вот в чём задача педагогов.

Детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребёнком, семьёй. Но искать их и пользоваться ими надо грамотно.

Мы можем сколько угодно выдвигать требований к детской книге и руководствоваться ими, но мы не будем иметь компетентного читателя до тех пор, пока не научимся изучать его с раннего детства, уважая его суждения, его представления о мире.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается ещё в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в ребёнке формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.

В настоящее время ребёнок-читатель у каждого свой. Издатели свидетельствуют: ребёнок читает и любит то, что любят и помнят из собственного детства его родители, поэтому, выгодно издавать книги детства родителей. Слушая, читая их, современный ребёнок лет на тридцать отстаёт в познании мира. А все мы знаем: отношение к литературе у детей меняется потому, что меняется у взрослых.

Будучи зависимым от взрослого человека, ребёнок также не знает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы.

Ребёнку надо не только прочитать, но и убедить его, увлечь идеей настолько, чтобы он прислушался, стал думать над ней. Его в первую очередь необходимо научить думать, получать удовольствие от умственной работы: это имеет огромное значение для его личностного развития.

Интерес к книге и чтению, желание её рассматривать естественным образом формируются у ребёнка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде. Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями или педагогами модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам: листают, рассматривают.

Интерес к книге помогут сформировать разнообразные книжки-игрушки и книжки-картинки, которые должны появиться рядом с ребёнком уже в первые месяцы его жизни. Однако красивые книги сами по себе задачу воспитания читателя не решают. Чтобы ребёнок стал читателем, ему необходим посредник в общении с книгой, который подберёт нужную, прочтёт текст, поможет его понять, поделится возникшими в процессе общения с книгой мыслями, откроет ребёнку притягательный мир художественного слова.

Проблема в том, что «у взрослых, находящихся рядом с малышом, – отмечает З.А. Гриценко, – почти отсутствует потребность в чтении, в общении с искусством, в собственном творческом выражении». Как следствие у современного ребёнка зачастую нет примера, которому он мог бы следовать, нет необходимой для естественного развития тяги к книге и чтению и художественному слову среды. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо планировать и вести специальную работу, направленную на формирование интереса к книге и чтению у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Неудовлетворённая потребность в чтении ведёт к разочарованию, а со временем и к угасанию пробуждающегося интереса к книге и чтению. Не найдя помощи и поддержки со стороны взрослых, ребёнок быстро находит книге и чтению замену, переключая своё внимание на объекты и виды деятельности, не требующие чьего-либо посредничества, потому что взрослые не находят время на чтение книг и общение с ребёнком.

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям? Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребёнка.

Не всем детям, к сожалению, родители прививают интерес к книге, чтению, уделяют этому достаточное внимание. Их с успехом заменяют компьютер и телевизор. Наша задача – приобщить ребёнка к книжной культуре, помочь родителям стать педагогически компетентными в этом вопросе, понять важность этой задачи для формирования полноценной личности ребёнка.

Исследования учёных (Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Р.И. Жуковской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович) помогают определить основные черты талантливого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекают не только движение сюжета произведения, но и концепция, идея, заложенная в нём, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Речь - появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребёнка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка - это немаловажно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребёнком речью, условием её развития и совершенствования.

Если ребёнок дошкольного возраста не поймёт, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям.

 

1.2. Роль художественной литературы в жизни ребёнка

   Велика  роль художественной литературы  в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохни, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.).           Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. 

Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут её не любить, они всегда рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует воспитанию у ребёнка интереса и любви к художественной литературе.

Реалистические рассказы, сказки, стихи являются одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь и тем самым способствует развитию речи ребенка. Слушая рассказ или сказку, ребёнок живёт жизнью героев, учится сочувствовать положительному герою и осуждать зло.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Важно, при ознакомлении с художественными произведениями создать яркие образы произведения, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка. Это помогает чувствовать красоту художественного слова, легко и быстро запоминать небольшие сказки, народные песенки, стихи и потешки.

Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Именно поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте, обязательном при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребёнка к школе. 

Художественная книга даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена; лаконичный и точный язык детских рассказов Л. Н. Толстого; лёгкие и прозрачные стихи А. С. Пушкина и А. А. Фета; образный язык малых описаний К. Д. Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы понять необходимость познания художественных произведений и понять положительное влияние на развитие детской речи.

Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам: целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей, у каждого свой потенциал), последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей), нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).                                                      

Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

    Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. 

    В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Поэтому основная задача воспитателя - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

    Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчёркивается, что только на определённой ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе развитие детского художественного творчества.

    На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определённое содержание.

    Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений рассказов, сказок, стихов и т. п. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения. 

    В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

   Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

     Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать её глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

    При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребёнку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

        Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребёнком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.         

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

    Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

    Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

    Необходимо знакомить детей с эпитетами, сравнениями, метафорами. Творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогают ребёнку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим.

    Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

    Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведёт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы.

   При целенаправленной работе можно развить поэтический слух каждого ребёнка. У детей повышается внимание к слову, к его точности, уместности употребления в определённом контексте, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.

 

1.3. Пути приобщения дошкольников к художественной литературе в ДОУ    

           Воспитание детей средствами искусства слова — сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребёнка.  Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребёнок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на всё, что с ними происходит. Литературное произведение даёт богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий.

   Что должно быть в групповом пространстве:

-Организация книжного центра, мини-библиотеки, «Мастерской по ремонту книг»

-Создание  центра театрализации

-Создание мини-музея детской книги

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, посредством художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это:

-составление и разработка перспективного планирования по теме

-подбор дидактических и подвижных игр и упражнений

-конспекты занятий

-календарь памятных дат

-наглядно-дидактические пособия

-мнемотаблицы

-алгоритмы  

-альбомы («Читательский дневник», книжка-передвижка «Утро вечера мудренее…»)

-разнообразные по жанру литературные произведения

-диски для слушания

-куклы для театрализованной деятельности и разных видов театра,

-организация выставок детских рисунков, книжек-самоделок и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. 

Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать её самому. Созданные детьми книжки - самоделки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывают и иллюстрируют сами.

Перейдём  к  формам работы с детьми по приобщению к художественной литературе.

Совместная деятельность с воспитателем:

-Ознакомление  детей с художественной литературой в режимных моментах  «Книжкин час»

-Изготовление  книг-самоделок в процессе организованной образовательной деятельности  по ручному труду

-Организованная образовательная деятельность по ознакомлению  детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла?»)

-Художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование  по произведениям художественной  литературы)

-Словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)

-Организация досуговой деятельности (театрализация, вечера загадок, интервью журналиста,  КВН, викторины,  «Тик-ток» и.т.д.)

-Литературно-музыкальные праздники

-Конкурсы

-Экскурсии в библиотеку

-Посещение музея

      Самостоятельная деятельность детей

-Организация сюжетно-ролевых игр в «Библиотеку» - старший дошкольный возраст, «Книжный магазин»…

-Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен…

-Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

Организация работы с семьями воспитанников

-Анкетирование

-Литературные и творческие гостиные

-Конкурсы

-Заполнение «Читательского дневника», журнала выдачи книг для семейного чтения

-Совместные праздники, досуги

-Консультации, мастер-классы

-Выставки

  Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?

           Считаем, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвящённые какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по жанру: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т.д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

 

Схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой следующая:

1-вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения;

2-основная часть - работа с литературным произведением, использование различных методов и приёмов;

3-заключительная часть.

-  Какие вы знаете методы и приёмы, способствующие лучшему восприятию произведений? (объяснение непонятных слов,  показ иллюстраций)

—   Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда?

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут,  и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т.д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е.И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком всё произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на  ходу, например, в  ожидании еды, умывания и т.п. ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть;  другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте. Нельзя читать детям перед сном остросюжетные, приключенческие произведения. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется тревожными сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

Основными методами по ознакомлению детей с художественной литературой являются следующие:

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

2.Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

3.Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра и возраста слушателя.

Традиционно в методике ознакомления с художественной литературой принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.

По ознакомлению с художественной литературой используют следующие методические приёмы

 

Методические приёмы

Словесный

 

Наглядный

 

Игровой

(практический)

 

1

Объяснение незнакомых слов

 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

2

Чтение произведений

 

Элементы инсценировки

Дидактические игры

3

Вопросы к детям по содержанию произведений

Движение пальцами, руками

Театрализованные игры

4

Пересказ произведения

Схемы

Использование разных видов театра

5

Заучивание наизусть

 

Мнемотаблицы

Игровая деятельность

6

Выразительное чтение

Алгоритмы

Метод исследовательской деятельности

7

Беседа по произведению

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Технологии речетворчества:

«Сторисек», «Сторителлинг»

8

Прослушивание аудио, грамзаписей

Оформление выставки

Моделирование «Сказка по кругу»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_ds_no2_ryabinka_-_metodicheskoe_posobie_chhl.docx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» (тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений)

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...

Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»

В методической разработке предлагается вариант ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта "Педагог" , через использование интерактивной формы французская мастерская...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

      Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...