Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 4 Коллективное рассказывание
Задачи. Связная речь: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова;
словарь: упражнять в подборе определений к заданным словам.
Материал: картинка с зайцем (зайцами).
Ход занятия
Воспитатель помещает на стенд картинку с зайцем. Задает вопросы:
— Как можно сказать про зайца, какой он? (Пугливый, трусливый, серый...)
— Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем? (белая, пушистая, мягкая.)
— Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение? (Веселое, хорошее, бодрое, грустное.)
Воспитатель следит, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с существительными среднего рода. Например, если ребенок к существительному настроение подбирает прилагательное веселый, надо предложить ему послушать, как звучит это словосочетание. Следует добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки.
Воспитатель задает вопросы:
— Как называется детеныш зайца? (Зайчонок.) А как можно сказать по-другому? (Заинька, заюшка, зайчишка.) — Если дети затрудняются ответить на второй вопрос, подсказывает: «Как можно назвать зайчонка ласково?»
— Как называются детеныши зайца? (Зайчата.) А как сказать по-другому? (Заиньки, зайчата, заюшки.)
— Какие бывают зайчата? (Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.)
Не следует добиваться, чтобы дети называли много слов. Главное — ответ должен быть правильным. Например, ребенок отвечает: «Длинные уши». Воспитатель подтверждает правильность ответа и спрашивает: «А как это можно сказать одним словом?» Если нужно, приходит на помощь: «Длинноухий». (Быстрые ноги — быстроногий, косые глаза — косоглазый и т. п.) Воспитатель задает еще ряд вопросов:
— Где живут зайцы? (В лесу.)
— Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек.)
— Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая она? (Лесная.)
— Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (Лесник, лесничий.)
— Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.)
Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали,— обобщает воспитатель,— лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть —лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.
— Какие слова можно образовать от слова река! (Реченька, речка, речной.)
— Как можно сказать о маленькой реке? (Речка.)
— Как можно сказать о реке ласково? (Реченька.)
— Как называется песок на реке? (Речной.)
Воспитатель предлагает: «А сейчас я вам расскажу о том, как зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно и в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могло быть написано».
(Воспитателю нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным словом, на котором обрывается предложение в письме: «Мы сделали лодку, чтобы...» — «чтобы покататься».)
Примерный текст письма: «Здравствуй, Тепа. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы... Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые... Мы начали кричать так громко, что... На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы... Мы быстро высохли и согрелись, потому что пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько... Скоро мы будем дома».
Воспитатель записывает под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Сообща отбираются наиболее подходящие и правильные варианты.
В конце занятия письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям воспитатель предлагает пересказать письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...