Творческий проект «Театр»
проект по развитию речи (старшая группа)
Речевое развитие ребенка имеет огромное значение для его позитивной социализации и адаптации в окружающем мире. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен уметь общаться. Особенно актуален вопрос о речевой активности ребенка, то есть о его позиции как активного участника в речевом взаимодействии с окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект «Театр» | 59.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Театр»
Паспорт проекта
Название и тип проекта | Творческий проект «Театр» |
Автор-разработчик | Воспитатель Дьякова Наталья Григорьевна |
Участники проекта | Педагоги, родители, дети 5-6 лет |
Сроки | 2022-2023 учебный год (9 месяцев) |
Основания для разработки проекта |
|
Цель проекта | Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с различными видами театра. |
Задачи | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный Цель: Создание условий для реализации проекта, методическое обеспечение, обогащение развивающей предметно-пространственной среды и организацию взаимодействия с родителями. II этап. Практический Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих речевое развитие каждого ребенка посредством театрализации. III этап. Обобщающий Цель: Анализ и обобщение опыта работы. |
Планируемые результаты проекта | Для детей:
Для воспитателя:
2. Проведены досуговые и образовательные мероприятия на основе театрализованной деятельности. 3. Сформированы профессиональные компетенции по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с различными видами театра. 4. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта. Для родителей 1.Сформированы теоретические знания и практические умения по развитию речи детей на основе театрализации.
|
Форма итогового мероприятия | Совместный с родителями праздник «Театральные приключения» |
Продукты проекта | 1. Мультимедийная презентация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с различными видами театра». 2. Фотовыставки по итогам различных театрализованных мероприятий. 3. Методическая папка воспитателя «Эффективные практики приобщения дошкольников к театральному искусству». |
Пояснительная записка
Речевое развитие ребенка имеет огромное значение для его позитивной социализации и адаптации в окружающем мире. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен уметь общаться. Особенно актуален вопрос о речевой активности ребенка, то есть о его позиции как активного участника в речевом взаимодействии с окружающими людьми.
Свободное и активное речевое общение детей на уровне устной речи предполагает:
- умение посредством речи решать свою цель или проблемы в процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, бытовой и др.);
- умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения;
- соблюдение норм литературного языка;
- владение необходимым набором средств и разновидностей общения.
Проблема
Однако, у многих современных детей старшего дошкольного возраста возникает проблема в том, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. В речи детей присутствует бедность средств выразительности, плохое произношение, недостаточность словарного запаса.
Эти нарушения отрицательно воздействуют на развитие связной речи дошкольников, развитие их речевых творческих способностей.
Поэтому необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, а также оптимально использовать языковые возможности при общении.
Способность к выразительной связной речи можно развить в дошкольнике только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией, к постоянному активному общению со взрослыми и сверстниками.
В этом огромную помощь может оказать театральное искусство.
Актуальность
Театральное искусство оказывает несомненное практическое воздействие на речевое и личностное развитие ребенка. Через приобщение к различным видам театра в дошкольнике активизируется творческий потенциал, происходит развитие интеллектуального и чувственного начал. И чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в речевой деятельности.
Участвуя в театральных постановках, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Практическая значимость проекта заключается в том, что ребенок через художественно-эстетические способы познания мира осваивает речевую деятельность.
А педагог, посредством конкретных действий, формирует не только все стороны устной речи дошкольника, но и элементарные представления о различных видах театра, развивает эмоционально-ценностное восприятие и эстетическое отношение к окружающему миру.
Таким образом, на основании актуальности данной проблемы были определены цель и задачи проекта.
Цель: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с различными видами театра.
Задачи:
Обучающие:
- Обогатить и активизировать словарный запас в процессе ознакомления дошкольников с театральным искусством.
- Формировать умение выражать свои мысли и желания посредством вербальных и невербальных средств общения.
- Формировать представления о театре, театральных профессиях, актерском мастерстве, постановке спектакля.
Развивающие:
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
- Развивать связную речь: диалогическую и монологическую форму.
- Развивать речевую инициативу и речевую творческую самостоятельность в процессе театрализованной деятельности.
- Способствовать реализации творческой художественной деятельности.
- Развивать интерес к театрально-художественной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных и музыкальных произведений, театральных постановок.
- Способствовать доброжелательным взаимоотношениям детей друг с другом и со взрослыми.
Данный проект позволит:
- создать условия для развития самостоятельной речевой деятельности воспитанников;
- освоить и использовать наиболее эффективные средства и методы речевого развития детей;
- обогатить речевой опыт каждого ребенка на основе театрального искусства.
Принципы реализации проекта
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач речевого развития.
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
- Принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе.
- Принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного и деятельностного подходов.
- Принцип последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам речевого развития дошкольников.
- Принцип интеграции развития речи ребенка с театрально-художественной деятельностью.
Механизм оценки эффективности проекта:
- Анализ реализации этапов проекта.
- Анализ продуктов проекта.
- Мониторинг речевого развития детей старшей группы и педагогическая диагностика театрализованной деятельности (по Т.С. Комаровой).
Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта:
- дидактические пособия: фото, аудио, видео материалы;
- мультимедийное оборудование, музыкальный центр;
- материалы для изготовления атрибутов и пособий к театральным праздникам, образовательным мероприятиям и др.
- дидактический материал и пособия по ознакомлению с театральным искусством;
- картотеки различных речевых игр;
- костюмы и элементы костюмов для различных образовательных и досуговых театрализованных мероприятий;
- различные виды театра: би-ба-бо, кружковый, пальчиковый, настольный, дисковый, театр ног, теневой;
- буклеты, анкеты для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста;
- методическая литература, Интернет-ресурсы.
Содержание проекта
Задачи проекта реализуются во всех 5 образовательных областях развития дошкольников.
Образовательная область | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Основные формы взаимодействия педагога с детьми в проекте:
- беседы по ознакомлению с различными видами театра, по содержанию литературных произведений;
- театральные игры как интегративный вид детских игр;
- театральные этюды и упражнения;
- интонационное прочтение потешек-диалогов и рассказов-диалогов;
- ритма декламация;
- драматизация потешек и сказок.
Этапы реализации проекта
Этап | Срок | Содержание |
I этап. Организационный Цель: Создание условий для реализации проекта, включающих методическое обеспечение, обогащение развивающей предметно-пространственной среды, организацию взаимодействия с родителями. | Сентябрь 2022 | - анализ соответствия условий образовательной среды в старшей группе требованиям к речевому развитию дошкольников; - разработка методических и дидактических материалов; - пополнение фонда методических пособий, игр, атрибутов, театральных кукол из разных видов театра, фонотеки, видеотеки и детской литературы; - вовлечение родителей в образовательный процесс по развитию речи своего ребенка. |
II этап. Практический Цель: Разработка и реализация совместных образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих речевое развитие каждого ребенка посредством театрализации. | Октябрь 2022 – апрель 2023 | - реализация комплекса образовательных и досуговых мероприятий; - взаимодействие с родителями в процессе организационных моментов, проведения мероприятий и обогащения предметно-пространственной среды в группе по теме проекта. |
III этап. Обобщающий Цель: анализ и обобщение опыта работы на городском, муниципальном, региональном и всероссийском уровне. | Май 2023 | Подведение итогов работы над проектом; представление продуктов проекта. Популяризация опыта работы перед педагогами и родителями |
Планирование деятельности
Организационный этап
Сентябрь 2022 г
№ | Мероприятия этапа |
1. | Проведение мониторинга образовательных потребностей родителей (анкетирование «Речевое развитие Вашего ребенка»). |
2. | Проведение консультаций для родителей: - «Реализация образовательного потенциала группы по развитию речи детей в театрализованной деятельности»; - «Развитие речи ребенка посредством театрального искусства в домашних условиях». |
3. | Разработка буклетов, папок-передвижек: «Семейные спектакли», «Как развить речевую активность ребенка». |
4. | Разработка методических и дидактических материалов, атрибутов и оборудования к постановке спектаклей. |
5. | Разработка плана совместных мероприятий с родителями. |
Практический этап
Октябрь 2022 – апрель 2023
Месяц | Вид театра | Задачи | Содержание деятельности |
Октябрь | Би-ба-бо |
|
языка, губ, челюсти: «Слон и мышь», «Тишь и гром», произношение слогов «ма-му-ми» и др.
|
Ноябрь | Кружковый |
|
|
Декабрь | Пальчиковый |
|
|
Январь | Настольный |
|
|
Февраль | Дисковый |
|
«Ты пирог съел?», «Где ты, брат Иван», «Здравствуй, Филя!», «Куда, Фома, едешь?».
|
Март | Театр ног |
|
|
Апрель | Теневой |
|
«Факир и змеи».
- Лис и мышонок (В. Бианки); - Хозяйка и кот (В. Левановский); - Еж (В. Фетисов); - Яма (О. Григорьев); - Лягушкины покупки (В. Орлов); - Медведь (Г. Виеру). 4. Совместная с родителями разработка сценария сказки Кот, петух и лиса». 5. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию знакомых потешек и сказок при помощи театра теней. |
Обобщающий этап
Май 2023г
№ | Мероприятия этапа |
1. | Проведение итогового мероприятия «Театральные приключения» (театрализованные мини-представления с использованием различных видов театра) |
2. | Анкетирование родителей с целью реализации задач проекта. |
3. | Проведение мониторинговых мероприятий. |
4. | Представление опыта в форме: 1. Мультимедийной презентации «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с различными видами театра». 2. Фотовыставки по итогам различных театрализованных мероприятий. 3. Методической папки воспитателя «Эффективные практики приобщения дошкольников к театральному искусству». |
Литература:
- Антипина Е.А. «Кукольный театр в детском саду», - М.: Сфера, 2010.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991.
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Буренина А.И. Театр невозможного. Вып.1: от игры до спектакля. Учебно-методическое пособие. - Спб., 2002.
- Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016.
- Елисеева Е.И. Ритмика в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 104 с.
- Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» Мозаика-Синтез, Москва 2009. – 64 с.
- Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. /Сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. – М.: Учитель, 2012.
- Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс).
- Новикова Г.П. Приобщение старших дошкольников к миру художественной культуры // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 1998. - С.155-157.
- Рощина Е.В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.
- Цветкова Т. Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация творческого проекта «Театр » в подготовительной группе детского сада. Из опыта работы воспитателя.
Статья будет интересна всем работающим с детьми воспитателям. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт ...
Творческий проект "Театр Добра"
Цель проекта "Театр Добра"-развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру....
Творческий проект "Театр и музыка как средство творческого и эстетического развития дошкольников"
Представленный опыт педагогической работы содержит практический материал, перспективное планирование, конспекты мероприятий с детьми, с родителями....
Творческий проект "Театр -глазами детей"
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для самовыражения средствами искусства, приобщение дошкольников к театральному искусству. ...
Статья "Творческий проект- Театр для всех"
Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. С 1 ...
Познавательно - творческий проект "Театры нашего города"
Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием...
Познавательно - творческий проект "Театры нашего города"
Познавательно - творческий проект "Театры нашего города"...