Организация развивающей предметно - пространственной среды по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФОП ДО
консультация по развитию речи (старшая группа)
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения, умение общаться и общее интеллектуальное развитие. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах | 278.67 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №123 «Гармония» комбинированного вида г.Орска»
Организация развивающей
предметно - пространственной среды по речевому развитию дошкольников
в соответствии с ФОП ДО
Подготовил воспитатель:
Косягина Татьяна Николаевна
Орск 2024г.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения, умение общаться и общее интеллектуальное развитие. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОО — это правильная организация предметно-развивающей среды, а это комфортная, уютная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными игровыми материалами.
Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Создавая речевую среду группы очень важно, чтобы окружающая обстановка была комфортной и эстетичной, оформление должно быть привлекательным и вызывать у детей стремление к самостоятельной деятельности. Речевой уголок является одной из форм предметно-развивающей среды. Речевые уголки способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Содержание должно определяться не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Материал, содержащийся в речевом уголке имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется ежемесячно, необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. в то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи.
Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
1.Формирование фонематического слуха.
2.Развитие артикуляционной моторики.
3.Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
4.Закрепление навыков, полученных на занятиях.
Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырех компонентов:
Центральное место занимает речь воспитателя (своей речью воспитатель учит ребенка родному языку, речь его является основным источником речевого развития в детском саду, и воспитатель должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям).
Систематические занятия по развитию речи.
Беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка.
Создание педагогами определенных условий-специального места.
1. Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания:
Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением. В своей работе мы используем предметы для поддувания: султанчики, разноцветные воздушные шарики, бумажные полоски, снежинки, перья, листочки, подуй на мельницу, бабочки, «Горячий чай», мыльные пузыри, вертушки и т. д.
2. Игры для развития мелкой моторики:
Для развития мелкой моторики, мы используем следующие игры: сухой пальчиковый бассейн, выложи по контуру, игры с прищепками, вкладыши, мозаика, пазлы, конструкторы, «Веселые шнурочки», трафареты, раскраски, счетные палочки, разноцветные скрепки, разнообразный материал для выкладывания предметов, букв, слогов, слов и предложений, сборник пальчиковых игр и т. д.
3. Игры и пособия для развития артикуляционной моторики и автоматизации звуков:
Материал по развитию артикуляционной моторики включает в себя большое зеркало, индивидуальные зеркала, предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады, схемы; артикуляционную гимнастику в альбомах на определенный звук; артикуляционную гимнастику в стихах и картинках.
4. Материал по звукоподражанию, игры на развитие голоса:
Игра «Звуковые дорожки», карточки «Повтори звук», шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки.
5. Игры по лексике и грамматике, развитию связной речи:
Лексические альбомы, тематические плакаты для развития лексики и грамматики, предметные картинки по лексическим темам, тематические лото и домино, игры «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Сосчитай до пяти», «Скажи наоборот».
Игры по развитию связной речи: тематические плакаты для развития связной речи, мнемотаблицы; серии сюжетных картинок; предметные картинки для составления предложений и рассказов; разные виды театров; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
6. Материал по подготовке к обучению грамоте:
Прописи, «Цветные скрепочки», магнитная доска; наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках», игры «Учись читать», «Умные кубики», игра «Звуки, буквы я учу!», «Говорящая Азбука». материал по обучению грамоте: магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов, кубики-азбука в картинках, учись читать, умные кубики, слоговые кубики, звуковички гласных и согласных, домики (твердость и мягкость звуков, пособия для звукобуквенного анализа, схемы-слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре.
7. Центр художественного слова (книжный уголок).
Здесь могут быть представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке может быть справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей - это одна из главных задач дошкольного образования. Решение этой задачи невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Оформленный речевой уголок расширяет речевую среду в группе, способствует созданию у детей эмоциональной отзывчивости и желания участвовать в речевом общении.
Список используемый литературы
1. Алябьева Е.А. Стихи для занятий с детьми, 2018 г.
2. Куликовская Т.А. Дидактический материал по лексической теме. МЕБЕЛЬ.(5-6 лет). ФОП. ФГОС. 2023г.
3. Нищева Н.В. Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО. ФГОС., 2023 г.
4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС).– М.: ТЦ Сфера, 2016
5. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические
рекомендации (по ФГОС).– М.: ТЦ Сфера, 2016
6. 2. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи (по ФГОС). - М.:
7. ТЦ Сфера, 2016.
8. 3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. - М «Мозаика-Синтез», 2016 г.
9. 3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. - М «Мозаика-Синтез», 2016 г.
10. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в образовательных организациях ./ Под ред. О.М. Вотиновой. - Рязань: Гамма, 2023. – 73с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития детей дошкольного возраста.
Статья будет интересна начинающим педагогам....
Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе
Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе...
Педагогический проект на тему «Организация развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с ФГОС».
Педагогический проектна тему«Организация развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с ФГОС»....
Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группах с учетом ФГОС ДО
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.В такой среде возможно одновременное ...
Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в старшей группе
Данный материал будет полезен педагогам, размышляющим о том, какой материал необходимо разместить в речевом центре группового помещения....
Презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию"
Здесь представлены материалы, которые обязательно должны быть в центре речевого развития старшей группы....
Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Презентация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...