Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 254»
Принято Утверждаю
На педагогическом Заведующий МБДОУ №254
Совете ______ Т.Н.Волощенко
Протокол №___ приказ № ___________________
От __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ № 5
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)
Разработчик программы:
Учитель-логопед Гетта О.Г.
Ростов-на-Дону
2020 - 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) всех уровней – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте, они представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.
Дошкольники с ОНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Коррекционная помощь детям с различными речевыми нарушениями является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт МБДОУ № 254, разработанный на основе «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с ТНР МДОУ № 254».
Рабочая программа предполагает:
- конкретизацию планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с учетом особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;
- направление коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков речеязыкового развития детей, психологической, моторно-двигательной базы речи, профилактике потенциально возможных трудностей в овладении грамотой и обучении в целом;
- определение содержания программы коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением методических и дидактических пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта.
Реализация рабочей программы подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения фронтальных/подгрупповых занятий.
Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование разработаны для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со вторым, третьим и четвертым уровнями речевого развития, а также с ФФНР. Для детей с первым уровнем речевого развития составляются индивидуальные планы развития.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, - что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами.
Программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября до 1 июня. Периодичность фронтальных занятий – 1 раз в неделю; подгрупповых занятий – 2-3 раза в неделю; общее количество фронтальных занятий – 31. Продолжительность занятия в старшей группе – 20 минут.
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи, имеющих разные уровни речевого развития, в возрасте от 5 до 6 лет. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей, то есть одним из основных принципов программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и, в конечном итоге, обеспечивает поступательное развитие.
Главной задачей рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятияв соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, учитель-логопед решает следующие задачи:
- укрепление психического здоровья и осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом развитии воспитанников;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития детей;
- воспитание любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к правам и свободам человека;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
Основными задачами коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР является создание условий для:
- овладения речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря;
- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развития речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомства с книжной культурой, детской литературой;
- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Коррекционно-развивающая работавключает:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ОНР);
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ОНР;
- познавательное развитие,
- развитие высших психических функций;
- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ОНР.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.
На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;
на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;
на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.
Дети с ОНР имеют, по сравнению с возрастной нормой, особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности, поэтому взаимосвязь речевой деятельности со всеми сторонами психического развития детей находится в центре внимания учителя-логопеда. Параллельно с речевой работой ведётся работа по развитию у детей внимания, памяти, мышления, навыков конструирования и т.п.
Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи 2 и 3 уровней речевого развития).
Основное содержание коррекционной работы
с детьми старшего дошкольного возраста
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Содержание коррекционной работы в среднем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с ОНР потребности в речевом общении и коммуникативных умений. Основной акцент делается на формирование связной речи.
В этот период основное значение придается стимулированию речевой активности детей с ОНР, формированию мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности, развитию когнитивных предпосылок речевой деятельности. Дети учатся вербализовывать свое отношение к окружающему миру, предметам и явлениям, делать элементарные словесные обобщения.
Учитель-логопед стимулирует желание детей свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения, поощряет даже минимальную речевую активность детей в различных ситуациях. Педагог направляет внимание на формирование у каждого ребенка с ОНР устойчивого эмоционального контакта со взрослыми и со сверстниками.
Взрослый, стремясь развить коммуникативные способности ребенка среднего дошкольного возраста с ОНР, учитывает особенности развития его игровой деятельности: сформированность игровых действий, возможности и коммуникативные умения взаимодействия со взрослым и сверстниками.
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причём замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структурыю. Понимание речи приближается к норме.
Ведущим направлением коррекционной работы является формирование связной речи детей с ОНР.
В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. Для развития фразовой речи детей проводятся занятия с использованием обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи детей обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.
Создаются условия для развития коммуникативной активности детей с ОНР. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия детей.
У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)– это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
В результате освоения Рабочей программы, ребенок с ОНР, преодолевая речевые нарушения, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Он положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам. Он достаточно хорошо, при необходимости взаимодействуя со взрослым, владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный план
Периодичность занятий: с сентября по май (включительно), проводится в неделю по 2 подгрупповых занятия с каждой подгруппой. Первые две недели сентября и последние две недели мая проводится диагностика.
Продолжительность занятия: в старшей группе – 20 минут.
Каждый ребёнок 2 раза в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем.
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются каникулы.
В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся.
СЕТКА ЗАНЯТИЙ
учителя-логопеда Гетта О.Г.
на 2020-2021 уч. год на 1,5 ставки
из которых:
1 ставка – подготовительная группа и 0,5 ставки – старшая группа
ПОНЕДЕЛЬНИК
11.00 – 13. 00 – Индивидуальные занятия (подготовительная группа)
13.00 – 15.00 - Организационная работа
15.00 – 17.00 - Индивидуальные занятия (старшая группа)
ВТОРНИК
9.00 – 10.40 – Подгрупповые занятия
10.40 – 13.00 - Индивидуальные занятия (подготовительная группа)
13.00 – 15.00 - Организационная работа
СРЕДА
11.00 – 13. 00 – Индивидуальные занятия (подготовительная группа)
13.00 – 15.00 - Организационная работа
15.00 – 17.00 - Индивидуальные занятия (старшая группа)
ЧЕТВЕРГ
9.00 – 10.40 – Подгрупповые занятия
10.40 – 13.00 - Индивидуальные занятия (подготовительная группа)
13.00 – 15.00 - Организационная работа
ПЯТНИЦА
9.00 – 10.40 – Подгрупповые занятия
10.40 – 13.00 - Индивидуальные занятия (подготовительная группа)
13.00 – 15.00 - Организационная работа
График работы
учителя-логопеда Гетта О.Г.
на 2020 – 2021 учебный год
ДЕНЬ НЕДЕЛИ | ЧАСЫ РАБОТЫ |
Понедельник | 11.00 – 17.00 |
Вторник | 9.00 – 15.00 |
Среда | 11.00 – 17.00 |
Четверг | 9.00 – 15.00 |
Пятница | 9.00 – 15.00 |
- Циклограмма работы
учителя – логопеда Гетта О.Г.
на 2020-2021 учебный год на 1,5 ставки из которых:
1 ставка – подготовительная группа и 0,5 ставки – старшая группа
День недели | Время начала и окончания трудового действия | Форма организации коррекционно-развивающей и образовательной деятельности, реализация профессиональной функции | Затраты времени |
пн | 11.00 – 12.30 Подг.гр | Индивидуальные формы образовательной деятельности. | 90 мин |
12.30 – 12.48 Ст. гр. | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | 18 мин. | |
12.48-13.00 Подг.гр | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | 12 мин | |
13.00 – 14.20 Подг. гр | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | 80 мин | |
14.20 – 15.00 Ст. гр | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | 40 мин | |
15.00 – 17.00 Ст.гр. | Индивидуальные формы образовательной деятельности | 120 мин | |
вт | 9.00- 09.34 Ст. гр. | Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1) | 34 мин |
09.34 – 10.40 Подг. Гр. | Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям ( подгр. № 1, №2) | 66 мин | |
10.40 – 12.30 Подг. гр | Индивидуальные формы образовательной деятельности | 110 мин | |
12.30 – 12.48 Ст. гр. | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | 18 мин. | |
12.48-13.00 Подг.гр | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | 12 мин | |
13.00 – 14.20 Подг. гр | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | 80 мин | |
14.20 – 15.00 Ст. гр | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | 40 мин | |
ср | 11.00 – 12.30 Подг. Гр. | Индивидуальные формы образовательной деятельности | 90 мин |
12.30 – 12.48 Ст. гр. | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | 18 мин | |
12.48-13.00 Подг.гр | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | 12 мин | |
13.00 – 14.20 Подг. гр | Заполнение тетрадей домашних заданий детям, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | 80 мин | |
14.20 – 15.00 Ст. гр | Заполнение тетрадей домашних заданий детям, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | 40 мин | |
15.00 – 17.00 Ст. гр. | Индивидуальные формы образовательной деятельности | 120 мин | |
чт | 9.00 – 9.33 Ст. гр. | Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1) | 33 мин |
9.33 – 10.40 Подг. гр | Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1, №2) | 67 мин | |
10.40 – 12.30 Подг. Гр. | Индивидуальные формы образовательной деятельности | 110 мин | |
12.30 – 12.48 Ст. гр. | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | 18 мин | |
12.48-13.00 Подг.гр | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | 12 мин | |
13.00 – 14.20 Подг. гр | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | 80 мин | |
14.20 – 15.00 Ст. гр | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | 40 мин | |
пт | 09.00-09.33 Ст. гр | Подгрупповые формы совместной образовательной деятельности (подгр. № 1) | 33 мин |
9.33 – 10.40 Подг. гр | Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1, №2) | 67 мин | |
10.40 – 12.30 Подг. гр | Индивидуальные формы образовательной деятельности | 110 мин | |
12.30 – 12.48 Ст. гр. | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | 18 мин | |
12.48-13.00 Подг.гр | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | 12 мин | |
13.00 – 14.20 Подг. гр | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей, консультирование родителей. | 80 мин | |
14.20 – 15.00 Ст. гр | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей, консультирование родителей. | 40 мин | |
Итого в неделю всего: | 30 часов или 1800 минут |
Комментарии: Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда построена из учета 6 часов рабочего времени (на 1,5 ставки), из которых 3,5ч. в день отводятся на непосредственную работу с детьми, 0,5 ч. – на индивидуальную поддержку детей в режимных моментах и 2 ч. – на организационно-методическую работу (ведение документации, подготовку к занятиям, работу с индивидуальными тетрадями детей, изучение новинок методической литературы; участие в педагогических часах, семинарах, проведение консультаций для воспитателей, повышение квалификации, пополнение картотеки, оборудование кабинета, изготовление демонстрационного материала для логопедических занятий).
План непрерывной образовательной деятельности учителя-логопеда Гетта О.Г. на 2020/2021 уч. год (на 1,5 ставки)
День недели | Время работы | Вид коррекционной деятельности, формы образовательной деятельности | Образовательная область, коррекционный раздел |
пн | 11.00 – 12.30 Подг.гр | Индивидуальные формы образовательной деятельности. | ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность |
12.30 – 12.48 Ст. гр. | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение | |
12.48-13.00 Подг.гр | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение | |
13.00 – 15.00 | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | ОО «Речевое развитие», организация взаимодействия специалистов. | |
15.00 – 17.00 Ст.гр. | Индивидуальные формы образовательной деятельности | ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность | |
вт | 9.00- 09.34 Старшая группа | Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1) | ОО «Речевое развитие», коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (развитие слухового и фонематического восприятия, обучение произношению) |
09.34 – 10.40 Подг. Гр. | Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. № 1, №2) | ОО «Речевое развитие», коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (развитие слухового и фонематического восприятия, обучение произношению) | |
10.40 – 12.30 Подг. гр | Индивидуальные формы образовательной деятельности | ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность | |
12.30 – 12.48 Ст. гр. | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение | |
12.48-13.00 Подг.гр | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение | |
13.00 – 15.00 | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | ОО «Речевое развитие», организация взаимодействия специалистов. | |
ср | 11.00 – 12.30 Подг. Гр. | Индивидуальные формы образовательной деятельности | ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность |
12.30 – 12.48 Ст. гр. | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение | |
12.48-13.00 Подг.гр | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение | |
13.00 – 15.00 | Заполнение тетрадей домашних заданий детям, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», организация совместной деятельности детей с родителями; организация взаимодействия специалистов. | |
15.00 – 17.00 Ст. гр. | Индивидуальные формы образовательной деятельности | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность | |
чт | 9.00- 09.33 | Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1) | ОО «Речевое развитие», коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (формирование лексико-грамматических представлений) |
9.33 – 10.40 Подг. гр | Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1, №2) | ОО «Речевое развитие», коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (формирование лексико-грамматических представлений) | |
10.40 – 12.30 Подг. Гр. | Индивидуальные формы образовательной деятельности | ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность | |
12.30 – 12.48 Ст. гр. | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение | |
12.48-13.00 Подг.гр | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение | |
13.00 – 15.00 | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей. | ОО «Речевое развитие», организация взаимодействия специалистов. | |
пт | 09.00-09.33 Ст. гр | Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1) | ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (развитие связной речи) |
9.33 – 10.40 Подг. гр | Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1, №2) | ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (развитие связной речи) | |
10.40 – 12.30 Подг. гр | Индивидуальные формы образовательной деятельности | ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность | |
12.30 – 12.48 Ст. гр. | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение | |
12.48-13.00 Подг.гр | Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем. | ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение | |
13.00 – 15.00 | Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей, консультирование родителей. | ОО «Речевое развитие», организация взаимодействия специалистов. |
Программа коррекционной работы предусматривает:
- проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;
- достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях;
- обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями).
Форма планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлена в виде комплексно-тематического планирования.
Календарно – тематическое планирование работы
в старшей группе с детьми ТНР ( ОНР)
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Фонетико-фонематическая сторона речи | Грамматический строй речи |
Сентябрь | Обследование детей старшей группы № 5 | |||
Октябрь | 1 | Осень. Труд взрослых. | Звук У | Одушевленные и неодушевленные существительные |
2 | Овощи | Звук А | Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик, -очк, -ечк. | |
3 | Фрукты | Звуки А-У | Именительные падеж множественного числа существительных | |
4 | Сад-огород | Звук И | 3 лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени | |
5 | Сад-огород | Звук Н | Существительные с уменьшительно-ласкательным значением | |
Ноябрь | 1 | Лес, грибы, ягоды, деревья | Звук П | Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ |
2 | Перелет ные птицы | Звук Т | Глаголы прошедшего времени единственного числа | |
3 | Одежда | Звук К | Винительный падеж единственного числа существительных. | |
4 | Обувь, головные уборы | Звук К-Т | Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У | |
Декабрь | 1 | Ателье | Звуки П-Т | Приставочные глаголы |
2 | Зима. Зимние забавы | Звуки П-Т -К | Предлог НА | |
3 | Мебель. Части мебели | Звук Х | Предлоги НА, С | |
4 | Новогодний праздник Семья. | Звуки К-Х | Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам | |
Январь | 1 | Каникулы | ||
2 | Каникулы | |||
3 | Зимующие птицы | Звук О | Предлоги НАД, ПОД | |
4 | Животные зимой. | Звук ХЬ | Род. падеж мн. числа. | |
Февраль | 1 | Почта | Звук ПЬ | Пересказ сказки «Три медведя» с опорой н на серию картинок с элементами драматизации |
2 | Транспорт | ЗВУК ТЬ | Пересказ отрывка из сказки «Сказка о золотой рыбки» с опорой на сери. картинок | |
3 | Комнатные растения | Звук КЬ | Род имен существительных | |
4 | Наши защитники. Масленица. | Звук Ы | Понятие «ПРИЗНАК» | |
Март | 1 | Весна. День рождения весны | Звуки И-Ы | Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картинок |
2 | Праздник 8 Марта | Звук ЛЬ | Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин- | |
3 | Профессии | Звуки ЛЬ-Й | Составление повествовательного рассказа «Скворечник» | |
4 | Наша пища | Звук В | Составление описательного рассказа «Весна идет» по простым сюжетным картинкам. | |
Апрель | 1 | Откуда хлеб пришел? | Звук Ф | Относительные прилагательные |
2 | Посуда | Звук ФЬ | Относительные прилагательные | |
3 | Мой дом | Звук и буква С | Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- | |
4 | Домашние животные и их детеныши | Звуки СЬ. Буква С | Сравнительная степень качественных прилагательных | |
Май | 1 | Наша страна. Мой родной край. | Звук и буква Ш. | Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики». |
2 | Человек | Звуки С-Ш | Образование прил. от сущ. ( флаг, гимн, герб России). Согласование слов в предложении. | |
3 | Насекомые | Звук ХЬ | Образование глаголов ед. числа во мн. число. Родит. падеж мн. числа. | |
4 | Лето | Звук З | Употребление прилагательных в сравнительной степени. Образование глаголов прошед. времени. |
Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Результаты освоения программы коррекционной работы определяются состоянием компонентов языковой системы и уровнем речевого развития (I уровень; II уровень; III уровень, IV уровень, ФФН), механизмом и видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание), структурой речевого дефекта обучающихся с ОНР, наличием либо отсутствием предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных последствий (дисграфия, дислексия, дискалькулия в школьном возрасте).
Общими ориентирами в достижении результатов данной программы коррекционной работы являются:
- сформированность фонетического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления;
- совершенствование лексического, морфологического (включая словообразовательный), синтаксического, семантического компонентов языковой способности;
- овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой деятельности;
- сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным правилам; сформированность социально-коммуникативных навыков;
- сформированность психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих в будущем овладение чтением и письмом.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Уровень речевого развития дошкольников необходимо выявлять в начале и конце учебного года.
Для обследования используется пособие О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» (Москва, Каисса, 2008г.).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды логопедических кабинетов МБДОУ № 254.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...
Рабочая программа по развитию детей старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год
разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...
Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности в 2020-2021 учебном году
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда коррекционно–развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год.
Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка……..……………………&helli...
Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности на 2020-2021 уч.год.
Рабочая программа дошкольного образования для детей старшей к школе группы (далее - Программа) обеспечивает образовательную деятельность в группе соответствии с образовательной прогр...