Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Времена года. Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цель: развитие связной речи по теме «Весна».

Задачи:

-учить подбирать слова-определения к существительному;

- учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки;

 -учить детей составлять рассказ по опорным картинкам;

- развивать речь – доказательство;

- развивать слуховое внимание, мелкую моторику;
- уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;

-упражнять в умении выявлять  простейшие причинно- следственные связи;

-уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;

- обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны»;

-воспитывать умение  слушать друг друга; 

- воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе


Тема: «Времена года. Весна»












Занятие по обобщению и систематизации знаний детей

Тема: «Времена года. Весна»

Средняя группа

Цель: развитие связной речи по теме «Весна».

Задачи:

-учить подбирать слова-определения к существительному;

- учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки;

-учить детей составлять рассказ по опорным картинкам;

- развивать речь – доказательство;

- развивать слуховое внимание, мелкую моторику;
- уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;

-упражнять в умении выявлять простейшие причинно- следственные связи;

-уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;

- обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны»;

-воспитывать умение слушать друг друга;

- воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней,

Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Весенняя песенка», музыкальная картина « Шум ручья».

Демонстрационный материал: конверт с письмом, карточки с изображением характерных признаков весны, перелётных птиц, диких животных; кукла с наборами зимней и весенней одежды.

Раздаточный материал: шапочки подснежников, смайлики «Солнышко»

Методы, используемые на занятии: наглядные, словесные, игровые, практические.

Предварительная работа:

· Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников);

· опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;

· рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;

· чтение художественной литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;

· разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;

. оформление групповой комнаты.

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Приветствие детей

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй утро, здравствуй день.

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Скажите, какое сейчас время года? (весна)

А какое время года было до весны? (зима)

Сегодня 6 апреля – второй месяц весны. А кто мне назовёт все весенние месяцы? (дети называют).

#1057;юрпризный момент

Весной оживает вся природа. В группу к нам тоже пришла весна и принесла письмо (обращаю внимание детей на большой конверт).

Воспитатель: Хотите узнать, что там? Давайте откроем и прочитаем!

III. Основная часть

#1063;тение письма

“Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод”. Что же это за чудо?

Воспитатель: Ребята вы поможете узнать?

2. Загадка

Воспитатель: Светит, сверкает, всех согревает.

(Дети: солнце)

Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце. Расскажем, какое у нас солнышко.

3. Игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных)

( солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, веселое, румяное, лучистое).

Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. Наступила весна. Пригрело солнышко.

Хотите узнать, что случилось дальше?

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки- подсказки и они нам помогут самим продолжить сказку. Как вы думаете, мы справимся с этой работой?

Тогда заглянем в конверт и достанем карточку.

Так что же произошло когда появилось весеннее солнце?

4 . Составление предложений о сосульках.

Воспитатель: А это что? ( Достаёт картинку с изображением сосулек)

Воспитатель: Что происходит с сосульками весной?

Дети ( Стали таять сосульки и зазвенела капель).

Воспитатель: (подходя к металлофону) Солнце светит, сосулька начинает таять (играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).

5. Составление предложения о ручьях.

(Достает из конверта рисунок и с изображением ручейка).

Зажурчали ручьи.

Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья.)

Воспитатель: А вот ручей и у нас на пути. Ребята, вы сможете перепрыгнуть через него?

6. Игра «Перепрыгни через ручей»

(Перепрыгнуть через ручей, назвав весеннее слово).

Воспитатель: Молодцы все справились с заданием.

Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.

(Достаёт из конверта картинку подснежника).

Воспитатель: Посмотрим, что же произошло дальше.

Ответы детей - Растаял снег и на проталинах распустились подснежники.

Подснежники – еще одно чудо весны. Почему они так называются?

Дети: (Потому что они самые первые появляются из-под снега.)

7. Физкультминутка “Подснежники просыпаются”

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

Воспитатель: Тогда надевайте шапочки-цветочки на голову. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.

(Дети садятся на корточки и закрывают глаза).

Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.

Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.

Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками.

Влево – вправо повернись и в ребяток превратись. (Дети снимают шапочки, садятся на стульчики)

Воспитатель: Как красиво. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?

Воспитатель: Почему нельзя рвать подснежники?

(Ребёнок читает стихотворение)

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.

8. Составление предложения о набухании почек на деревьях.

( Достается карточка, с изображением ветки с почками).

Воспитатель: Что же происходит с деревьями и кустарниками весной

Ответы детей.

- На деревьях и кустарниках набухли почки.

Воспитатель: А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе.

(Подходим к веткам берёзы, черёмухи, сирени, поставленных в вазу )

Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице).

Воспитатель: Правильно, поэтому зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.

Воспитатель: Что же еще происходит весной?

9. Составление предложения о перелётных птицах.

(Достается картинки с изображением перелётных птиц).

(Ответы детей). С юга возвращаются перелетные птицы.

10. Составление рассказа о птице.

Воспитатель: Возьмите по одной картинке. Расскажите, какая у вас птица (например: это птица ласточка, она перелётная).

(Дети называют перелётных птиц).

Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу у зверей?

(Дети: у зверей весной появляются детеныши)

#1063;истоговорка “Весна пришла”

Ла-ла–ла к нам весна пришла.
Ло-ло-ло в лесу тепло.
Пель-пель-пель– капает капель.
Ля-ля-ля расцветай, земля!
ведь-ведь-ведь просыпайся, медведь!

Хлопают в ладоши.
Сжимают и разжимают пальцы.
Ударяют указательным пальцем по ладони.
Делают “фонарики”.
Топают ногами.

Воспитатель: У зверей появляются детеныши. Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.

12. Игра в кругу «Мамы и малыши»

Воспитатель: Я кидаю мяч, называя зверя, вы называете его детёныша.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель: А как меняется весной одежда людей?

(Ответы детей. Люди надевают облегчённую одежду).

Воспитатель: Вот какой замечательный рассказ у нас получился.

III. Закрепление материала.

Составление рассказа по опорным картинкам.

Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.

Воспитатель: Весна - это волшебное время года, особенное. Весной все просыпается, все расцветает, обновляется.

А вы, ребята, любите весну? Кто расскажет стихи о весне?

(Дети читают стихи о весне).

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц март


Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Распустился ландыш в мае,
В самый праздник - в первый день.
Май, цветами провожая,
Распускается сирень.

IV. Итог занятия

О каком времени года мы говорили на занятии?

Что вам понравилось на занятии?

Какое задание для вас было трудным?

Мне было приятно с вами общаться и я хочу подарить вам смайлики «Солнышко».

Пусть у вас всегда будет хорошее настроение. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Времена года"

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группеТема: «Времена года"Конспект подготовила воспитатель Прошина Н.В.Цель:Закрепить основные признаки времени года.Задачи:1) Учи...

Конспект комплексного открытого занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Времена года»

Задачи:1)Учить детей отвечать на поставленные вопросы. Способствовать обогащению знаний детей о жизни диких животных в зимний и весенний периоды.2)Формировать познавательный интерес к природе.3)Воспит...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек – кошки и собаки»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Составление сюжетного рассказа по ролям»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», &laqu...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», &laqu...