Игры и упражнения со звуками и словами
картотека по развитию речи

Чебыкина Ольга Витальевна

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_so_zvukami_i_slovami.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения со звуками и словами

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы,

 а чтение - это перевод букв в звучащую речь.

Словарик:

Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.

Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах, понимать смысл слов.

Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. слух формируется с 6-месячного возраста до 1года 6 месяцев в норме. Примерно к началу третьего года жизни фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.

Всю систему работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ТНР можно условно разделить на шесть уровней:

1 уровень – узнавание неречевых звуков;

2 уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте;

3 уровень – различение сходных по звучанию слов;

4 уровень – различение слогов;

5 уровень – различение звуков;

6 уровень – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Система упражнений для развития фонематического слуха построена по принципу от простого к сложному.

Первый уровень — узнавание неречевых звуков:

  • Упражнение «Угадай, что звучит?» - Ребенку предлагается послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается (барабан, бубен, колокольчик, дудочка).
  • Упражнение «Шумящие коробочки» – Насыпать в коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что в ней внутри.
  • Упражнение «Волшебная палочка» – Взяв карандаш, постучите им по разным предметам в доме: ваза, миска, стол, стена. Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. День ото дня усложнять задание -увеличивая количество предметов; каждый последующий предмет должен все больше был похож по звучанию на предыдущий. (Например: стакан, чашка, кружка металлическая, деревянный бочонок).
  • Упражнение «Жмурки» – Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук (колокольчика, бубна, свистка, шелеста бумаги).
  • Упражнение «Ритмическое эхо» – Ритмические рисунки даются в порядке усложнения: ! - !;  ! - !!;  !! - !; !! - ! - !!; ! - !!!; !!! - !; ! - !! - !

а) Ребенок должен сначала на слух определить, рисунок подачи звуков на любом инструменте (бубен, барабан, погремушка, губная гармошка, дудочка и т.п.) вы сделали.

б) Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков (отстукиваний или подаче звука на любом инструменте. (Например: !! - ! - !! - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка). В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

  • Упражнение «Угадай, где звучит?» - Послушайте с ребенком шум воды, шелест бумаги, звон ключей, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало и где?

Второй уровень — различение звуков речи по тембру, силе и высоте:

  • Упражнение «Громко–тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
  • Упражнение «Кто сказал?». Одно и тоже слово говорят разные дети.
  • Упражнение «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый.
  • Упражнение «Узнай свой голос». Запишите на кассету г0зхолоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
  • Упражнение «Большой-маленький». Ребенок сам говорит, изменяя высоту голоса (за трех медведей, за бабушку и дедушку и т.д.

Третий уровень– различение сходных между собой по звучанию слов:

  • Упражнение «Слушай и показывай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (бык, бок, бак). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
  • Упражнение «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень – различение слогов:

  • Упражнение «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ла-па-та, са-мо-лет), отхлопывая слоги.
  • Упражнение «Слова длинные и короткие?». Взрослый предлагает ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
  • Упражнение «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов « та-та-да, па-па-ба-па», «фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый уровень – различение звуков:

Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

  • Упражнение «Отгадай, чей звук». Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – ррр.  Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
  • Упражнение «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. (Например: хлопни в ладоши, если услышишь звук А. Ребенку предлагается цепочка звуков: А, И, У, А, А, Ы, Э, У) и. д.

Шестой уровень – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

  • Упражнение «Сколько звуков». Взрослый произносит ряд звуков (один, два, три звука), а ребенок на слух определяет и называет их количество.
  • Упражнение «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине
  • Упражнение «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – нужно отгадать эти слова. (Например, из слов убежал звук «л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)).

Эти упражнения в игровой форме могут быть использованы родителями в процессе домашних занятий с детьми. Они не требуют от родителей специальных знаний и особой подготовки, но при этом способствуют развитию у детей фонематического слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМИ

И.А. Кравченко АССОЦИАЦИЯ АВТОРОВ И ИЗДАТЕЛЕЙ "ТАНДЕМ" Серия "Опыт работы практического педагога" Пособие для воспитателей и родителей...

Буклет "Игры и упражнения со звуками и словами"

Дети 5-7 лет могут:1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).2. Делить слова по слогам.3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).4. Придумывать с...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО  ЗВУКАМИ  И  СЛОВАМ...

Буклет родителям "Игры и Упражнения со звуками и словами"

Буклет родителям "Игры и упражнения со звуками и словами"...

Буклет для родителей" Игры и упражнения со звуками и словами"

Данный буклет  можно рассматривать родителям как вспомогательное пособие к курсу обучения грамоте, обеспечивающее игровой характер этого обучения, помогающее закрепить свойственный детям в этом в...