Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада «Путешествие в осенний лес». Анализ занятия.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формирование представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и поисковую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_razvitie_slovorya.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада
«Путешествие в осенний лес»
Анализ занятия
Воспитатель:
Калинина Надежда Ивановна
Цель: формирование представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и поисковую деятельность.
Задачи:
Образовательная: закрепить представления детей о признаках осени; закрепить названия листьев и деревьев; активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»; закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.
Развивающая: помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие.
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: иллюстрации картин об осени, гербарий. Осенние листья, иллюстрации деревьев, плакат с изображением дерева для коллективной аппликации, дидактическая игра «С какой ветки эти детки», звукозапись П.И.Чайковского «Времена года» – «Октябрь, осенняя песня», колокольчик. Репродукции: А. Леонтьев «Теплая осень», И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», Ю.Пиминов «Ливень», Остроухов «Золотая осень», И.Грабарь «Рябина», И,Шишкин «Осень».
Для детей: цветная бумага (оттенки осенних листьев), ножницы, клей, салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, собирание гербария, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.
Словарь: отлёт птиц, листопад, багряный, лиловый, кленовый, дубовый, берёзовый, осень золотая, пёстрая, листья кружатся, опадают, перелётные птицы.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!
Ребята, кто из вас любит путешествовать? (ответы детей) А на чём можно путешествовать?
Дети: Можно на машине, на поезде, на самолёте, на корабле и др.
Воспитатель: А я сегодня предлагаю отправиться в путешествие на, отгадайте загадку и вы узнаете, на чём мы будем путешествовать.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус).
Воспитатель: Ребята, отгадайте, в какое время года мы отправимся?
Всю зелень леса взяла и перекрасила,
Добрая волшебница все вокруг украсила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
Все вокруг искрится, все переливается
Как же это чудо в природе называется? (осень)
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в Осень.
Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте сейчас вместе расскажем об осени. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте.
Осенью солнце светит (как?) … (слабее, меньше, редко).
Осенью небо покрыто (чем?) … (серыми тяжёлыми тучами).
Осенью часто идут … (дожди).
Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).
Осенью листья опадают, начинается … (листопад).
Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).
Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).
Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).
Осенью люди надевают … (тёплую одежду).
Осенью в домах топят …(печки).
– Ребята, вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель: всё готово, можно отправляться в путешествие.
Дети, для того чтобы сесть на автобус, нам необходимо купить билет. А вот и касса.(дети приобретают билеты).
А билеты у нас не простые, а в виде листьев разных деревьев. Занять свое место в автобусе сможет тот, кто правильно назовет лист какого дерева у него в руках.
Например: лист дуба (какой?) – дубовый и т.д.
Лист клёна – кленовый
Лист осины – осиновый
Лист ивы – ивовый
Лист каштаны – каштановый
Ветка рябина – рябиновая
Ветка сосны – сосновая
Ветка ели – еловая
Лист тополя – тополиный
(ответы детей, дети рассаживаются на стульчики с изображением соответствующего листочка)
Воспитатель: Молодцы!
Ну, что в путь! (воспитатель вместе с детьми рассаживается в автобусе)
-Дорога в лес не асфальтированная, неровная. Поэтому водитель будет тормозить - куда вы наклонитесь? (вперёд). А потом поедет быстро- куда отклонитесь? (назад). Поедет по кочкам- будем подпрыгиваем на сиденьях.
(Водитель «трогается» (включить звук машины). По команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад)
Воспитатель: Вот и приехали! Давайте выйдем на лесную полянку. Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, а какая природа вокруг.
(запись звуки осеннего леса, слайд осенний лес)
Воспитатель: - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Дети рассказывают стихи об осенних месяцах).
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл?
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился?
Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц, подскажи?
Воспитатель:- А как называется последний месяц осени? (ноябрь)
- В каком месяце началась осень? (в сентябре)
- Ну и последний осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)
- Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)
Воспитатель: Что вы видите? (много деревьев в красивых золотых нарядах)
Дерево весной нас веселит своими первыми зелёными листочками, летом даёт нам прохладу, тень в жаркий день, осенью дерево дарит свои плоды, а зимой дровами топят печи в деревнях, и это тепло согревает людей.
– Давайте вспомним, какие листики бывают осенью? (Золотые, красные, оранжевые, багряные, лиловые).
– Все ли деревья сбрасывают листья осенью? (Только лиственные) - на доску выводится изображение лиственных деревьев.
– Назовите лиственные деревья? (Дуб, берёза, осина, каштан, клён и др.)
– Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, кедр) -на доску выводится изображение хвойных деревьев.
– Какое дерево имеет иголочки, но сбрасывает их? (Лиственница)- на доску выводится изображение лиственницы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на эти два дерева и назовите их.
Дети: дуб и береза. (на доску выводится изображение дуба и березы).
Воспитатель: давайте с вами поиграем с листиками дуба и берёзы.
(Игра с колокольчиком «Найди своё дерево»)
Воспитатель: Ребята, кажется, там впереди, под деревом кто-то кричит. (под «деревом» лежит зайчик со сломанной лапкой) Посмотрите скорее. Вот несчастье- зайка лапку сломал! Срочно надо отвезти его к кому?..
Воспитатель: Нам поможет Доктор Айболит.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(медсестра оказывает пострадавшему первую помощь)
Девочка в маске зайчихи:
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!"
Айболит (мальчик в костюме доктора):
"Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке".
Воспитатель: Ну вот и хорошо, зайчик здоров и может снова бежать по тропинке.
А нам пора вернуться на лесную полянку.
Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады
осенью – овощами и фруктами.
А чем богат осенний лес?
Д е т и: Грибами и ягодами.
Игра «Съедобный – несъедобный»
Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.
Несъедобный – дети поднимают красный кружок.
Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква,
волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята,
подосиновик, вороний глаз, лисичка.
Пальчиковая игра “Осенний букет”.
Воспитатель: - Ребята, давайте соберём осенний букет.
Дети произносят хором:
Раз, два, три, четыре, пять
– Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Воспитатель: Осень – красивое время года, об осени не только писали стихи, картины, но и сочиняли музыку. Сегодня мы прослушаем с вами музыку П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня». Под эту музыку мы станем украшать наше деревце осенними листочками.
– Какие это листики? (Кленовые)
– Какое осеннее дерево у нас получится? (Клён)
Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня» из цикла «Времена года»
Коллективная аппликация – «Осенний клён»
Дети под музыку наклеивают свои листочки на ветки клёна, нарисованного на большом ватмане.
Воспитатель: – Какое дерево у нас получилось? (Кленовое – клён)
Посмотрите, какие красивые листики, какое нарядное осеннее дерево. Наша природа очень хороша. Её нужно любить, беречь, помогать ей, чтобы она нам дарила свою красоту, радость, здоровье.
Воспитатель:- Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать рассказ и постараться его пересказать по картинкам.
«Осень». Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.
Воспитатель:Ну вот и закончилось наше путешествие, возвращаемся назад в детский сад.
(повторяется игра: по команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад).
Воспитатель: вот мы и вернулись. Дети, посмотрите кто нас встречает?
Дети: бабушка!
Игра «угощенье у бабушки» (обыгрывание ситуации за столом, угощения.)
Бабушка в фартуке (с помощью взрослого):
-Здравствуйте гости дорогие. Проходите, пожалуйста, садитесь за стол. Угощенья у меня много, да все они непростые.
Порадуйте бабушку рассказом о своем путешествии к Осени.
Воспитатель: Мы с вами очень много говорили об осени, учили раньше стихи, пословицы, поговорки, отгадывали загадки. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети читают стихи.
Листопад. И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
* **
Осень. В. Авдиенко
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый.
* * *
Сентябрь лето кончает, а осень начинает.
Осень запасиха, а зима подбериха.
Осенний день год кормит.
Итог занятия
Ну а сейчас, в заключение нашего занятия, давайте поиграем.
Проводится игра «Да или нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы ребята!
- Вам понравилась наше путешествие?
- Что понравилось больше всего?
- Вы все были большие молодцы!
- Еще хотите в путешествие? Подумайте, куда мы отправимся в следующий раз.
Анализ занятия
Дата проведения:
Группа: старшая
Занятие: Развитие речи
Цель: формирование представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и поисковую деятельность.
Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы.
Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия.
Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.
На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.
Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.
Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.
Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.
Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Тема: ВеснаПрограммное содержание: -продолжать учить детей составлять предложения по картинкам; ...
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе детского сада "Путешествие по сказкам:"Поможем Колобку"
ДО г. Москвы ГБОУ Школа № 1375. Подготовила и провела воспитатель Галай С.В.Открытое занятие по развитию речи в младшей группе детского сада "Путешествие по сказкам:"Поможем Колобку".Цель:...
Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. В.В. Гербова.
Перспективный план по развитию речи в старшей группе детского сада....
В.В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада Планы занятий
Занятие 2. Учимся вежливости Цель. Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обо...
Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий
laquo;Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой....
Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. В.В. Гербова.
план занятий В.В. Гербова...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада. «Путешествие по сказкам»
различных заданий, закреплять знакомые детям названия и персонажи сказок. Обогащать знания детей о русских народных сказках, развивать речь детей, обогащать словарный запас, активировать устную речь, ...