Учимся читать вместе
консультация

Агафонова Александра Сергеевна

 

 

 

 

 

Учимся читать вместе

 

 

                                                  image

 

 

Как правильно научить ребёнка читать. Советы логопеда

 

Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если ребенок не выговаривает какие-либо звуки, то перед началом обучения чтению следует их поставить, иначе при чтении у ребенка закрепятся неправильные звуки и возникнут проблемы с фонематическим слухом.

 

От того, насколько дозированно, интересно, ненавязчиво Вы проведёте с малышом первые в его жизни уроки чтения, зависит в дальнейшем его желание и интерес получать из книг или интернета необходимую информацию. А когда Ваш ребёнок пойдет учиться в школу, то умение читать – совершенно необходимое требование.

 

Первый совет. Родителям необходимо обратить внимание на то, что дошкольнику важно запомнить звуки, а не буквы. Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим, гласные звуки говорим долго (тянем), а согласные - отрывисто.

Например, при знакомстве с буквой В учим ребёнка говорить «в», а не «вэ», букву М называем «м», а не «мэ» и т. д. При соблюдении этого правила ребёнок быстрее поймёт, почему в слоге «в» и «а» дают «ва». В противном случае, если делать упор на алфавитное произнесение букв, получается «вэа», «дэа», «зэа». Такое обучение провоцирует побуквенное чтение, и требует длительной коррекции у логопеда. Не надо пугаться, что малыш не узнает как называются буквы в русском алфавите. Через 1-2 года, обучаясь в первом классе, умея бегло читать, он легко выучит алфавитные имена всех букв.

http://ds4.mur.obr55.ru/files/2021/08/009604e940f9.jpg

https://stihi.ru/pics/2023/02/18/8752.jpg

Второй совет. Не перегружайте ребёнка заучиванием всех 33 букв. Выучите с малышом 4 буквы гласные (А, У, О, Ы) и 7-10 букв согласных. При этом помните, что согласные произносим быстро, отрывисто: «ш», «п», «л»,…а не «шэ», «пэ», «лэ». Этого пока хватит, чтобы начать усваивать слоги. Названия остальных букв объясните позже.

 

Третий совет. Начинаем читать слоги, составленные из уже выученных букв. На этом этапе важно учитывать некоторые тонкости. Сначала предлагаем слоги состоящие из согласной + гласной, т. е. ВА, ДУ, СО, ПЫ и т. д. Гласные Е, Ё, И, Я, Ю пока трудные, их не даём. Показывая буквы ребёнку говорите: «С, О - получается СО, В, А - получается ВА.» Не говорите: «С и О читай, что получится?» Из-за союза И малыш не сможет соединить две буквы в слог. Ведя пальчиком ребёнка, старайтесь читать вместе с ним слог сразу, исключая буквенное чтение.

Крупными печатными буквами напишите таблицу слогов, в которых будет одна фиксированная гласная: ГА, МА, ВА, ША, ЛА, … Потом возьмите другую фиксированную гласную: ГУ, МУ, ВУ, ШУ, ЛУ, …

Внимание! Занятие по длительности в возрасте 5-6 лет не более 20 минут! При возникновении рассеянности, сонливости, усталости, отсутствия интереса к занятию, - прекращайте заниматься. Не наказывайте малыша за непонимание Вашего объяснения, запаситесь терпением. Больше хвалите малыша, поощряйте, развивайте у него желание учиться.

 

Четвёртый совет. Когда Ваш ученик научится уверенно читать, перестанет путать слоги с простыми гласными, можно перейти к обучению чтения слога с гласными И, Е, Я, Ю, Ё. Принцип работы такой же, как на предыдущем этапе, - чтение по таблицам.

Для разнообразия предложите малышу самому написать слоги, продиктованные Вами. Можно привлечь к урокам ещё «учеников». Пусть это будут любимые игрушки (медвежонок, зайчик, кукла), играйте в школу. Можно заранее спрятать написанные на бумажках слоги в разных углах комнаты и предложить поиграть в разведчиков. Вариантов много, фантазируйте.

 

Пятый совет. В русском языке есть «прямые» слоги, их Ваше чадо уже научилось читать (согласный + гласный) и «обратные» слоги (гласный + согласный).

Начинаем учиться читать обратные слоги типа АБ, ОН, УЛ, ЫС, ЯМ, ЕТ, ЮТ, ЁК. Чтобы было проще, вырежьте из бумаги стрелочку и во время чтения подкладывайте её под читаемый слог, указывая направление глазкам малыша. Если будут затруднения, увеличьте размер таблиц. Потом чередуйте слоги: ТА, ОХ, ЫМ, ГУ, УС, ЯТ и т.д.

 

Шестой совет. Начинаем читать простые слова, состоящие из двух слогов типа КА-ША, МУ-ХА, ВО-ДА, РУ-КА, О-СА, У-СЫ, Ю-ЛА… Важно не торопиться, ведь при чтении слов, которые состоят из трёх-четырёх букв, малыш должен уметь читать слоги легко, уверенно, сразу видеть слог, а не отдельные буквы. Тогда чтение не покажется утомительным и скучным.

 

Придумайте игру: «Я начинаю читать слово, а ты заканчивай.»

Потом переходим к чтению слов, состоящих из трёх букв: СО-К, ПА-Р, ДО-М и т.д. Сначала печатайте слово, как бы отделяя чёрточкой последнюю букву, объясняя так: «Две буквы ты уже умеешь читать, теперь присоединяй третью, получится слово.» Возможно, у Вашего чада есть игрушки: кот, лев, жук, кит, дом и другие. Напишите эти слова на карточках, читайте вместе с ребёнком и раскладывайте каждую карточку около соответствующей игрушки. Увлекайте малыша в волшебный мир чтения.

 

 

 

 

 

Седьмой совет. В русском языке есть слова двусложные, трёхсложные, четырёхсложные и т.д. Здесь для эффективного обучении чтению я предлагаю последовательность схем-слов, следующую ниже. Вы можете придумывать свои слова, но слоговая структура слова должна сохраняться.

  1. Читаем слова типа: ПА-ПА, ЛИ-СА, МЫ-ЛО, НЕ-БО, ЛЫ-ЖИ, ДЕ-ТИ, БА-НЯ и т.д.
  2. МОХ, ЖУК, ШАГ, БОК, ЛЕС, ПЁС, РЁВ и т.д.
  3. КУ-РИ-ЦА, РА-ДУ-ГА, МА-ЛИ-НА, О-СИ-НА и т.д.
  4. ЗА-БОР, ДИ-ВАН, ПИ-РОГ, РУ-КАВ, ПЕ-СОК и т. д.
  5. ЛАВ-КА, МЕЧ-ТА, ДУП-ЛО, ЛЕН-ТА и т д.
  6. ВОК-ЗАЛ, РОС-ТОК, КОС-ТЮМ и т. д.
  7. ПИ-РО-ЖОК, СА-МО-ЛЁТ, ТЕ-РЕ-МОК и т. д.
  8. МАТ-РЁШ-КА, КАР-ТИ-НА, ЧЕ-МО-ДАН и т. д.
  9. ПА-РО-ВОЗ, ШО-КО-ЛАД, КАР-ТОШ-КА, ЛАС-ТОЧ-КА и т. д.

И только теперь, когда ребёнок уверенно читает разные слова, можно начинать читать несложные предложения.

 

https://nyckoreanschool.org/wp-content/uploads/2016/11/20138261250280.motherdaughter.jpg

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_chitat_vmeste.docx958.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 


Как правильно научить ребёнка читать. Советы логопеда

Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если ребенок не выговаривает какие-либо звуки, то перед началом обучения чтению следует их поставить, иначе при чтении у ребенка закрепятся неправильные звуки и возникнут проблемы с фонематическим слухом.

От того, насколько дозированно, интересно, ненавязчиво Вы проведёте с малышом первые в его жизни уроки чтения, зависит в дальнейшем его желание и интерес получать из книг или интернета необходимую информацию. А когда Ваш ребёнок пойдет учиться в школу, то умение читать – совершенно необходимое требование.

Первый совет. Родителям необходимо обратить внимание на то, что дошкольнику важно запомнить звуки, а не буквы. Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим, гласные звуки говорим долго (тянем), а согласные - отрывисто.

Например, при знакомстве с буквой В учим ребёнка говорить «в», а не «вэ», букву М называем «м», а не «мэ» и т. д. При соблюдении этого правила ребёнок быстрее поймёт, почему в слоге «в» и «а» дают «ва». В противном случае, если делать упор на алфавитное произнесение букв, получается «вэа», «дэа», «зэа». Такое обучение провоцирует побуквенное чтение, и требует длительной коррекции у логопеда. Не надо пугаться, что малыш не узнает как называются буквы в русском алфавите. Через 1-2 года, обучаясь в первом классе, умея бегло читать, он легко выучит алфавитные имена всех букв. 

http://ds4.mur.obr55.ru/files/2021/08/009604e940f9.jpg

https://stihi.ru/pics/2023/02/18/8752.jpg

Второй совет. Не перегружайте ребёнка заучиванием всех 33 букв. Выучите с малышом 4 буквы гласные (А, У, О, Ы) и 7-10 букв согласных. При этом помните, что согласные произносим быстро, отрывисто: «ш», «п», «л»,…а не «шэ», «пэ», «лэ». Этого пока хватит, чтобы начать усваивать слоги. Названия остальных букв объясните позже.

Третий совет. Начинаем читать слоги, составленные из уже выученных букв. На этом этапе важно учитывать некоторые тонкости. Сначала предлагаем слоги состоящие из согласной + гласной, т. е. ВА, ДУ, СО, ПЫ и т. д. Гласные Е, Ё, И, Я, Ю пока трудные, их не даём. Показывая буквы ребёнку говорите: «С, О - получается СО, В, А - получается ВА.» Не говорите: «С и О читай, что получится?» Из-за союза И малыш не сможет соединить две буквы в слог. Ведя пальчиком ребёнка, старайтесь читать вместе с ним слог сразу, исключая буквенное чтение.

Крупными печатными буквами напишите таблицу слогов, в которых будет одна фиксированная гласная: ГА, МА, ВА, ША, ЛА, … Потом возьмите другую фиксированную гласную: ГУ, МУ, ВУ, ШУ, ЛУ, …

Внимание! Занятие по длительности в возрасте 5-6 лет не более 20 минут! При возникновении рассеянности, сонливости, усталости, отсутствия интереса к занятию, - прекращайте заниматься. Не наказывайте малыша за непонимание Вашего объяснения, запаситесь терпением. Больше хвалите малыша, поощряйте, развивайте у него желание учиться.

Четвёртый совет. Когда Ваш ученик научится уверенно читать, перестанет путать слоги с простыми гласными, можно перейти к обучению чтения слога с гласными И, Е, Я, Ю, Ё. Принцип работы такой же, как на предыдущем этапе, - чтение по таблицам.

Для разнообразия предложите малышу самому написать слоги, продиктованные Вами. Можно привлечь к урокам ещё «учеников». Пусть это будут любимые игрушки (медвежонок, зайчик, кукла), играйте в школу. Можно заранее спрятать написанные на бумажках слоги в разных углах комнаты и предложить поиграть в разведчиков. Вариантов много, фантазируйте.

Пятый совет. В русском языке есть «прямые» слоги, их Ваше чадо уже научилось читать (согласный + гласный) и «обратные» слоги (гласный + согласный).

Начинаем учиться читать обратные слоги типа АБ, ОН, УЛ, ЫС, ЯМ, ЕТ, ЮТ, ЁК. Чтобы было проще, вырежьте из бумаги стрелочку и во время чтения подкладывайте её под читаемый слог, указывая направление глазкам малыша. Если будут затруднения, увеличьте размер таблиц. Потом чередуйте слоги: ТА, ОХ, ЫМ, ГУ, УС, ЯТ и т.д.

Шестой совет. Начинаем читать простые слова, состоящие из двух слогов типа КА-ША, МУ-ХА, ВО-ДА, РУ-КА, О-СА, У-СЫ, Ю-ЛА… Важно не торопиться, ведь при чтении слов, которые состоят из трёх-четырёх букв, малыш должен уметь читать слоги легко, уверенно, сразу видеть слог, а не отдельные буквы. Тогда чтение не покажется утомительным и скучным.

Придумайте игру: «Я начинаю читать слово, а ты заканчивай.»

Потом переходим к чтению слов, состоящих из трёх букв: СО-К, ПА-Р, ДО-М и т.д. Сначала печатайте слово, как бы отделяя чёрточкой последнюю букву, объясняя так: «Две буквы ты уже умеешь читать, теперь присоединяй третью, получится слово.» Возможно, у Вашего чада есть игрушки: кот, лев, жук, кит, дом и другие. Напишите эти слова на карточках, читайте вместе с ребёнком и раскладывайте каждую карточку около соответствующей игрушки. Увлекайте малыша в волшебный мир чтения.

Седьмой совет. В русском языке есть слова двусложные, трёхсложные, четырёхсложные и т.д. Здесь для эффективного обучении чтению я предлагаю последовательность схем-слов, следующую ниже. Вы можете придумывать свои слова, но слоговая структура слова должна сохраняться.

  1. Читаем слова типа: ПА-ПА, ЛИ-СА, МЫ-ЛО, НЕ-БО, ЛЫ-ЖИ, ДЕ-ТИ, БА-НЯ и т.д.
  2. МОХ, ЖУК, ШАГ, БОК, ЛЕС, ПЁС, РЁВ и т.д.
  3. КУ-РИ-ЦА, РА-ДУ-ГА, МА-ЛИ-НА, О-СИ-НА и т.д.
  4. ЗА-БОР, ДИ-ВАН, ПИ-РОГ, РУ-КАВ, ПЕ-СОК и т. д.
  5. ЛАВ-КА, МЕЧ-ТА, ДУП-ЛО, ЛЕН-ТА и т д.
  6. ВОК-ЗАЛ, РОС-ТОК, КОС-ТЮМ и т. д.
  7. ПИ-РО-ЖОК, СА-МО-ЛЁТ, ТЕ-РЕ-МОК и т. д.
  8. МАТ-РЁШ-КА, КАР-ТИ-НА, ЧЕ-МО-ДАН и т. д.
  9. ПА-РО-ВОЗ, ШО-КО-ЛАД, КАР-ТОШ-КА, ЛАС-ТОЧ-КА и т. д.

И только теперь, когда ребёнок уверенно читает разные слова, можно начинать читать несложные предложения.

https://nyckoreanschool.org/wp-content/uploads/2016/11/20138261250280.motherdaughter.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся читать вместе с мамой

Очень часто родители переживают, что их дети не умеют читать перед школой, и поэтому стараются сами научить их этому! Ничего страшного в этом нет, при условии, если обучение со стороны родителей прохо...

Учим читать детей вместе.

Памятка для родителей....

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

"Учите и читайте вместе с детьми"

Не забывайте разговаривать с ребенком!О ЧЁМ?Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.Знакомьте ...

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВМЕСТЕ С МАРИЕЙ МОНТЕССОРИ .

Рекомендации Марии Монтессори по обучению детей чтению...

Памятка для родителей «Учите и читайте вместе с детьми»

Не забывайте разговаривать с ребенком!О ЧЁМ?...

Печатная консультация для родителей "Учимся читать вместе"

Печатная консультация для родителей "Учимся читать вместе"...