Деловая игра «Обеспечение оптимальных условий для развития речи детей, используя современные формы и методы работы»
материал по развитию речи

Короленко Елена Вячеславовна

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка до­школьного возраста без оценки его речевого разви­тия невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. По­этому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педаго­гических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Очень остро она стоит перед многими дошкольными учреждениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_po_razv_rechi.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Обеспечение оптимальных условий  для развития речи детей, используя современные формы и методы работы»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Очень остро она стоит перед многими дошкольными учреждениями.

Рассмотрим подробнее условия успешного речевого развития детей в детском саду:

1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

2. Владение педагогом правильной литературной речью.

3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.

5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.

7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрение детского словотворчества.

В том числе обязательное использование современных образовательных технологий, представленные на экране.

Предлагаю перейти к практической части деловой игры, для этого необходимо разделиться на две команды.

Ход игры:

  1. Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках.
  2. Разминка: «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей».

1 – Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (Обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи) 

2 – Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи). 

3 – Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей). 

4 – Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.) 

5 – Что такое диалог? (Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией). 

6 - Что такое монолог? (Речь одного собеседника, обращённая к слушателям). 

7 – Рассказ – описание – это …... (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

8 – Рассказ – повествование – это … (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени).

3. Объясни выражение:

«Дело в шляпе» - Все в порядке.

«Плясать под чужую дудку» - Действовать не по своей воле.

«Чесать язык» - болтать попусту.

«Морочить голову» - Отвлекать от основного дела пустыми разговорами.

4. Каждое слово замени противоположным и получи название сказки»

«Пес без шапки» - «Кот в сапогах»

«Красные усы» - «Синяя борода»

«Красивый цыпленок» - «Гадкий утенок»

«Серебряная курочка» - «Золотой петушок»

5. Презентация пособий.

Каждая команда представляет заранее приготовленное пособие по развитию речи детей дошкольного возраста и рекламирует его. За выполненное задание команды получают лепестки от ромашки.

6. «Правила для смелых и упорных педагогов».

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
  • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Подведение итогов игры.

Уважаемые коллеги, сегодня на нашем мероприятии мы рассмотрели вопросы речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении, на практике работали с методическими приемами  данного раздела программы, выполняли упражнения направленные на развитие коммуникативных умений и творческие задания.

Какие выводы вы сделали для себя? Какие методы и приемы планируете использовать в своей работе?

Благодарю за сотрудничество, желаю все творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников

Педсовет целью которого является: систематизация знаний   педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы....

Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи

  Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. ...

Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи

Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"...

План-конспект занятия по развитию речи с использованием современных форм и методов работы в средней группе Тема: "Путешествие в сказку "Репка".

Цель занятия:Развивать речь детей, используя современные образовательные технологии.Задачи:- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;-систематизировать знания детей о г...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста".

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"....

Методическая разработка по развитию речи «Особенности современных форм и методов работы в дошкольных группах по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным язык...