конспект занятия по развитию речи "Произведение Е. Чарушина Медведь"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
- учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением, пересказывать текст последовательно;
- упражнять в сравнении разных животных, выделяя противоположные признаки в связное высказывание;
- развивать диалогическую речь, внимание, память и мышление;
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним, загадки; чтение рассказов В.Бианки «Купание медвежат», Е.Чарушина о животных, Н.Сладкова «Лиса и еж», «Лиса и заяц»;
дидактические игры «Чей этот домик?», «Кто, чем питается?», «Отгадай, кто это?».
Словарная работа: активизация словарного запаса детей, учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и падеже.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: игрушка – медвежонок, иллюстрация к рассказу Е.Чарушина «Медведица и медвежата», картина «Медведица с медвежатами», магнитофон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvedenie_e.charushina_medved.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
- учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением, пересказывать текст последовательно;
- упражнять в сравнении разных животных, выделяя противоположные признаки в связное высказывание;
- развивать диалогическую речь, внимание, память и мышление;
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним, загадки; чтение рассказов В.Бианки «Купание медвежат», Е.Чарушина о животных, Н.Сладкова «Лиса и еж», «Лиса и заяц»;
дидактические игры «Чей этот домик?», «Кто, чем питается?», «Отгадай, кто это?».
Словарная работа: активизация словарного запаса детей, учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и падеже.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: игрушка – медвежонок, иллюстрация к рассказу Е.Чарушина «Медведица и медвежата», картина «Медведица с медвежатами», магнитофон.
Ход НОД:
Воспитатель. Я вам загадаю загадку. Когда вы ее отгадаете, то поймете, кто к нам придет сегодня в гости.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
Воспитатель показывает игрушку-медведя.
Воспитатель. Вот и медведь. Посмотрите, какой он.
- Где живет медведь?
- Какие части тела есть у медведя?
- У медведя уши острые или закругленные?
- Какие у медведя лапы?
- Какого цвета у медведя шуба?
- Как ходит медведь?
- Что ест медведь летом?
- Что делает медведь зимой?
- Как правильно называется домик медведя?
Вместе с мамой медведицей в берлоге спят ее дети. Как их зовут?
Воспитатель. А сейчас я прочитаю рассказ «Медведица и медвежата», который написал писатель Е. Чарушин. Пусть и медвежонок послушает этот рассказ.
Чтение рассказа.
Беседа по содержанию (дети отвечают полным ответом).
- Про кого этот рассказ?
- Какие указания дает медведица медвежонку?
- Как предостерегает медвежонка медведица?
- Как описывает медведица медведей?
- Как быстро умеют бегать медведи?
- Что умеют делать медведи?
- Что едят медведи?
- А чему еще рады медведи?
Показать иллюстрацию Е. Чарушина «Медведица и медвежата».
- Какая медведица?
- Какие медвежата?
- Что делают медвежата?
Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге Повороты влево и вправо.
Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой.
Наклонялся взад-вперед, Наклоны вперед-назад.
Вот он по лесу идет. Имитация походки медведя.
Ищет мишка корешки Наклоны.
И трухлявые пеньки.
Наконец медведь наелся, Дети садятся на корточки.
И на бревнышке уселся.
Воспитатель. Я прочитаю рассказ еще раз.
Игра «Закончи фразу» (дети договаривают начатые воспитателем фразы).
А ну-ка лезь на …(пенек), сорви…(ягодки).
Не свались, не…(ушибись).
Хоть мы медведи косолапы, а…(ловкачи).
Мы так бегать умеем – догоним…(лошадь).
На деревья лазим, и воду…(ныряем).
Тяжелые пни выворачиваем, ищем жирных…(жуков).
Мы мед и траву едим,…(корешки и ягоды).
Дичинка попадется – и ей…(рады).
Воспитатель. Теперь вы перескажите рассказ медвежонку.
Дети пересказывают произведение.
Воспитатель. Медвежонок хочет с вами поиграть.
Игра «Сравни зверей»
Воспитатель. Я – медведь.
Ребенок. А я – заяц.
Воспитатель. У меня шубка коричневая.
Ребенок. А у меня шубка серая.
Воспитатель. У меня уши короткие, круглые.
Ребенок. А у меня уши длинные и т.д.
Далее дети самостоятельно произносят диалоги от лисы и белки, зайца и ежа, волка и лисы и т.д. (что у них общего, чем они различаются?).
Воспитатель. Давайте попрощаемся с медвежонком. Ему пора возвращаться домой.
Рефлексия. Чем мы сегодня занимались? Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились? Что вам больше всего понравилось?
Евгений Чарушин
Медвежата
Распечатать текст Евгений Чарушин - Медвежата
Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той.
В самом непроходимом лесу эти Малые Сосны. Дремучий кругом лес. Ели мхом обросли. Сосны в самом небе ветви раскинули. Осинник в сырых местах, как частокол, наставлен. И вся чаща в трухлявой валежине, в сырости. Не продерёшься через неё. Только лосям длинноногим и ходить тут, через валежник перешагивать.
Принесли охотники после охоты из лесу двух медвежат. Принесли их в деревню, к Прасковье Ивановне в избу, сунули под лавку. Там и стали они жить.
Прасковья Ивановна сама им соски сделала. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпочками заткнула.
Вот и лежат медвежата с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.
Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше.
Благополучно растут медвежата, ничего себе.
Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали, — вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежишко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И крыльями бил, и клювом, и шпорами порол.
Медвежишко, бедняга, орёт, не знает, что ему и делать, как спасаться. Лапами, как человек, глаза закрывает и орёт. Еле его спасли. Еле его от петуха отняли. На руки взяли, а петух кверху прыгает. Как собака какая. Ещё долбануть хочет.
Дня три после того не сходил с тулупа медвежишко. Думали, уж не подох ли. Да ничего — сошло.
К весне подросли, окрепли медвежата.
А летом уж куда больше кошки стали — с маленькую собаку.
Такие озорники выросли. То горшок на столе опрокинут, то ухват спрячут, то из подушки перо выпустят. И под ногами всё вертятся, вертятся, мешают хозяйке Прасковье Ивановне.
Стала она их гнать из избы: играйте, мол, на улице. Озоруйте там сколько влезет. На улице большой беды вам не натворить. А от собак лапами отмашетесь или залезете куда повыше.
Живут медвежата целый день на воле. В лес бежать и не думают. Им Прасковья Ивановна стала как мать-медведица, а изба — берлогой. Если обидит или напугает их кто-нибудь, они сейчас в избу — и прямо к себе под лавку, на тулуп.
Хозяйка спрашивает:
— Вы что там, озорники, опять наделали?
А они молчат, конечно, — сказать не умеют, только друг за друга прячутся да глазами коричневыми хитро посматривают.
Шлёпнет их хорошенько Прасковья Ивановна, знает уж: что-нибудь да натворили. И верно.
Часа не пройдёт — стучатся в окно соседи, жалуются:
— Твои, Ивановна, звери всех цыплят у меня разогнали, по всей деревне собирай их теперь.
Или ещё:
— Овцы в хлев не идут, боятся. Это мишки твои овечек напугали.
Взмолится хозяйка:
— Да скоро ли их от меня кто возьмёт? Нету у меня с ними терпенья.
А в город не так-то легко выбраться. Ехать надо километров шестьдесят.
Если весной ехать — распутица не пускает: не дороги, а реки грязевые. А летом работа держит — тоже не уедешь. Так и живут медвежата.
Пришёл я как-то в Малые Сосны охотиться. Сказали мне, что мишки тут есть. Я и пошёл их поглядеть. Спрашиваю хозяйку Прасковью Ивановну:
— Где твои медвежата?
— Да на воле, — говорит, — балуются.
Выхожу на двор, смотрю во все углы — нет никого.
И вдруг — ох ты! — у меня перед самым носом кирпич летит.
Бац! С крыши свалился.
Отскочил я, гляжу на крышу. Ага! Вон где они сидят! Сидят мишки, делом заняты, разбирают трубу по кирпичику — отвалят кирпич и спустят его по наклону, по тесовой крыше. Ползёт кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову набок наклонят и слушают, как шуршит. Нравится им это. Один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия.
Я скорей в избу: спасай, мол, Прасковья Ивановна, трубу-то!
Прогнала она их с крыши и нашлёпала хорошенько.
А в тот же день вечером пришли к ней соседи и тоже жалуются: мишки у трёх домов трубы разобрали, да мало что разобрали, а ещё и в трубы кирпичей навалили. Стали хозяйки днём печи топить, а дым не идёт куда надо, назад в избу валом валит.
Уж ничего не сказала Прасковья Ивановна, а только заплакала.
А как собрался я уходить с охоты, стала она меня просить.
— Сделай, — говорит, — милость, увези хулиганов моих. Сам видишь, каково мне с ними. Пока маленькие были — ребята как ребята. А теперь гляди, что выросло.
Взял я медвежат и повёл в город. Километра два на верёвочке вёл, а до леса дошёл — снял верёвочку. Они леса-то сами боятся, жмутся ко мне, отстать не хотят.
Лес им чужой, страшный.
Так двое суток мы с ними шли. Дошли до города. Тут я их опять на верёвочке повёл.
Собак сколько набежало, ребятишек, да и взрослые тоже останавливаются, смотрят.
Отдал я моих малососненских хулиганов в зоосад, а оттуда их прямо за границу отправили. Обменяли на зебру полосатую — африканскую лошадь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ адаптированного текста рассказа «Ёж» (по Е. Чарушину) (конспект занятия по развитию речи детей старшей группы)
Целью данного занятия является обучение детей составлению предложений из 3-х и более слов с использованием графических схем. Материал будет полезен как логопедам, так и воспитателям коррекционны...
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе "Рассматривание игрушки - медведя" (по сказке "Три медведя").
занятие по развитию устной речи в средней логопедической группе....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.Образовательные задачи: до...
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"
Задачи: Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагате...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину...
Конспект занятия по развитию речи "Маша и медведь"
Конспект занятия по развитию речи. Комплексное, в сочетание с рисованием....
Конспект занятия по развитию речи на тему " Пересказ произведения Е.Чарушина " Бурый медведь"
Цель: развитие связной речи.Задачи:- учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением, пересказывать текст последовательно;- упражнять в сравнении разных ...