конспект занятия по развитию речи "Произведение Е. Чарушина Медведь"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

- учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением, пересказывать текст последовательно;

- упражнять в сравнении разных животных, выделяя противоположные признаки в связное высказывание;

- развивать диалогическую речь, внимание, память и мышление;

- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним, загадки; чтение рассказов В.Бианки «Купание медвежат»,  Е.Чарушина о животных, Н.Сладкова «Лиса и еж», «Лиса и заяц»;

дидактические игры «Чей этот домик?», «Кто, чем питается?», «Отгадай, кто это?».                                                                                                  

Словарная работа: активизация словарного запаса детей, учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и падеже.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: игрушка – медвежонок, иллюстрация к рассказу Е.Чарушина «Медведица и медвежата», картина «Медведица с медвежатами», магнитофон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvedenie_e.charushina_medved.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

- учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением, пересказывать текст последовательно;

- упражнять в сравнении разных животных, выделяя противоположные признаки в связное высказывание;

- развивать диалогическую речь, внимание, память и мышление;

- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним, загадки; чтение рассказов В.Бианки «Купание медвежат», Е.Чарушина о животных, Н.Сладкова «Лиса и еж», «Лиса и заяц»;

дидактические игры «Чей этот домик?», «Кто, чем питается?», «Отгадай, кто это?».

Словарная работа: активизация словарного запаса детей, учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и падеже.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: игрушка – медвежонок, иллюстрация к рассказу Е.Чарушина «Медведица и медвежата», картина «Медведица с медвежатами», магнитофон.

Ход НОД:

Воспитатель. Я вам загадаю загадку. Когда вы ее отгадаете, то поймете, кто к нам придет сегодня в гости.

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

Воспитатель показывает игрушку-медведя.

Воспитатель. Вот и медведь. Посмотрите, какой он.

- Где живет медведь?

- Какие части тела есть у медведя?

- У медведя уши острые или закругленные?

- Какие у медведя лапы?

- Какого цвета у медведя шуба?

- Как ходит медведь?

- Что ест медведь летом?

- Что делает медведь зимой?

- Как правильно называется домик медведя?

Вместе с мамой медведицей в берлоге спят ее дети. Как их зовут?

Воспитатель. А сейчас я прочитаю рассказ «Медведица и медвежата», который написал писатель Е. Чарушин. Пусть и медвежонок послушает этот рассказ.

Чтение рассказа.

Беседа по содержанию (дети отвечают полным ответом).

- Про кого этот рассказ?

- Какие указания дает медведица медвежонку?

- Как предостерегает медвежонка медведица?

- Как описывает медведица медведей?

- Как быстро умеют бегать медведи?

- Что умеют делать медведи?

- Что едят медведи?

- А чему еще рады медведи?

Показать иллюстрацию Е. Чарушина «Медведица и медвежата».

- Какая медведица?

- Какие медвежата?

- Что делают медвежата?

Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонялся взад-вперед, Наклоны вперед-назад.

Вот он по лесу идет. Имитация походки медведя.

Ищет мишка корешки Наклоны.

И трухлявые пеньки.

Наконец медведь наелся, Дети садятся на корточки.

И на бревнышке уселся.

Воспитатель. Я прочитаю рассказ еще раз.

Игра «Закончи фразу» (дети договаривают начатые воспитателем фразы).

А ну-ка лезь на …(пенек), сорви…(ягодки).

Не свались, не…(ушибись).

Хоть мы медведи косолапы, а…(ловкачи).

Мы так бегать умеем – догоним…(лошадь).

На деревья лазим, и воду…(ныряем).

Тяжелые пни выворачиваем, ищем жирных…(жуков).

Мы мед и траву едим,…(корешки и ягоды).

Дичинка попадется – и ей…(рады).

Воспитатель. Теперь вы перескажите рассказ медвежонку.

Дети пересказывают произведение.

Воспитатель. Медвежонок хочет с вами поиграть.

Игра «Сравни зверей»

Воспитатель. Я – медведь.

Ребенок. А я – заяц.

Воспитатель. У меня шубка коричневая.

Ребенок. А у меня шубка серая.

Воспитатель. У меня уши короткие, круглые.

Ребенок. А у меня уши длинные и т.д.

Далее дети самостоятельно произносят диалоги от лисы и белки, зайца и ежа, волка и лисы и т.д. (что у них общего, чем они различаются?).

Воспитатель. Давайте попрощаемся с медвежонком. Ему пора возвращаться домой.

Рефлексия. Чем мы сегодня занимались? Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились? Что вам больше всего понравилось?

Евгений Чарушин
Медвежата

Распечатать текст Евгений Чарушин - Медвежата

Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той.

В самом непроходимом лесу эти Малые Сосны. Дремучий кругом лес. Ели мхом обросли. Сосны в самом небе ветви раскинули. Осинник в сырых местах, как частокол, наставлен. И вся чаща в трухлявой валежине, в сырости. Не продерёшься через неё. Только лосям длинноногим и ходить тут, через валежник перешагивать.

Принесли охотники после охоты из лесу двух медвежат. Принесли их в деревню, к Прасковье Ивановне в избу, сунули под лавку. Там и стали они жить.

Прасковья Ивановна сама им соски сделала. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпочками заткнула.

Вот и лежат медвежата с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.

Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше.

Благополучно растут медвежата, ничего себе.

Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали, — вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежишко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И крыльями бил, и клювом, и шпорами порол.

Медвежишко, бедняга, орёт, не знает, что ему и делать, как спасаться. Лапами, как человек, глаза закрывает и орёт. Еле его спасли. Еле его от петуха отняли. На руки взяли, а петух кверху прыгает. Как собака какая. Ещё долбануть хочет.

Дня три после того не сходил с тулупа медвежишко. Думали, уж не подох ли. Да ничего — сошло.

К весне подросли, окрепли медвежата.

А летом уж куда больше кошки стали — с маленькую собаку.

Такие озорники выросли. То горшок на столе опрокинут, то ухват спрячут, то из подушки перо выпустят. И под ногами всё вертятся, вертятся, мешают хозяйке Прасковье Ивановне.

Стала она их гнать из избы: играйте, мол, на улице. Озоруйте там сколько влезет. На улице большой беды вам не натворить. А от собак лапами отмашетесь или залезете куда повыше.

Живут медвежата целый день на воле. В лес бежать и не думают. Им Прасковья Ивановна стала как мать-медведица, а изба — берлогой. Если обидит или напугает их кто-нибудь, они сейчас в избу — и прямо к себе под лавку, на тулуп.

Хозяйка спрашивает:

— Вы что там, озорники, опять наделали?

А они молчат, конечно, — сказать не умеют, только друг за друга прячутся да глазами коричневыми хитро посматривают.

Шлёпнет их хорошенько Прасковья Ивановна, знает уж: что-нибудь да натворили. И верно.

Часа не пройдёт — стучатся в окно соседи, жалуются:

— Твои, Ивановна, звери всех цыплят у меня разогнали, по всей деревне собирай их теперь.

Или ещё:

— Овцы в хлев не идут, боятся. Это мишки твои овечек напугали.

Взмолится хозяйка:

— Да скоро ли их от меня кто возьмёт? Нету у меня с ними терпенья.

А в город не так-то легко выбраться. Ехать надо километров шестьдесят.

Если весной ехать — распутица не пускает: не дороги, а реки грязевые. А летом работа держит — тоже не уедешь. Так и живут медвежата.

Пришёл я как-то в Малые Сосны охотиться. Сказали мне, что мишки тут есть. Я и пошёл их поглядеть. Спрашиваю хозяйку Прасковью Ивановну:

— Где твои медвежата?

— Да на воле, — говорит, — балуются.

Выхожу на двор, смотрю во все углы — нет никого.

И вдруг — ох ты! — у меня перед самым носом кирпич летит.

Бац! С крыши свалился.

Отскочил я, гляжу на крышу. Ага! Вон где они сидят! Сидят мишки, делом заняты, разбирают трубу по кирпичику — отвалят кирпич и спустят его по наклону, по тесовой крыше. Ползёт кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову набок наклонят и слушают, как шуршит. Нравится им это. Один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия.

Я скорей в избу: спасай, мол, Прасковья Ивановна, трубу-то!

Прогнала она их с крыши и нашлёпала хорошенько.

А в тот же день вечером пришли к ней соседи и тоже жалуются: мишки у трёх домов трубы разобрали, да мало что разобрали, а ещё и в трубы кирпичей навалили. Стали хозяйки днём печи топить, а дым не идёт куда надо, назад в избу валом валит.

Уж ничего не сказала Прасковья Ивановна, а только заплакала.

А как собрался я уходить с охоты, стала она меня просить.

— Сделай, — говорит, — милость, увези хулиганов моих. Сам видишь, каково мне с ними. Пока маленькие были — ребята как ребята. А теперь гляди, что выросло.

Взял я медвежат и повёл в город. Километра два на верёвочке вёл, а до леса дошёл — снял верёвочку. Они леса-то сами боятся, жмутся ко мне, отстать не хотят.

Лес им чужой, страшный.

Так двое суток мы с ними шли. Дошли до города. Тут я их опять на верёвочке повёл.

Собак сколько набежало, ребятишек, да и взрослые тоже останавливаются, смотрят.

Отдал я моих малососненских хулиганов в зоосад, а оттуда их прямо за границу отправили. Обменяли на зебру полосатую — африканскую лошадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ адаптированного текста рассказа «Ёж» (по Е. Чарушину) (конспект занятия по развитию речи детей старшей группы)

Целью данного занятия является обучение детей составлению предложений из 3-х и более слов с использованием графических схем. Материал будет полезен как логопедам, так и воспитателям коррекционны...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.Образовательные задачи: до...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Задачи: Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагате...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину...

Конспект занятия по развитию речи "Маша и медведь"

Конспект занятия по развитию речи. Комплексное, в сочетание с рисованием....

Конспект занятия по развитию речи на тему " Пересказ произведения Е.Чарушина " Бурый медведь"

Цель: развитие связной речи.Задачи:- учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением, пересказывать текст последовательно;- упражнять в сравнении разных ...