Конспект по развитию речи в старшей группе «Звёздочка» «Кузя и сундучок со сказками» с презентацией
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ариршева Светлана Юрьевна

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи

в старшей группе «Звезлочка»

«Кузя и сундучок со сказками» с презентацией

Составитель: Арипшева Светлана Юрьевна воспитатель первой квалификационной категории
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о сказках.
Задачи:
Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.
развивать стремление к точному словоупотреблению;
упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями;
развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением;
формировать функцию словоизменения: продолжать обучать правильно употреблять существительные в дательном, творительном падеже;
совершенствовать грамматический строй речи (составлять распространённые дополнениями предложения, используя работу над предлогами; антонимами):
активация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, фонематических представлений;
формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь;
развитие внимания, памяти, логического мышления.
воспитывать интерес к сказкам, доброжелательное отношение к героям сказок.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о сказках, просмотр мультфильмов, беседы по сказкам.
Методы и приемы: беседа, вопросы, дидактическое упражнение, загадывание загадок, дидактическая игра, чистоговорка, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «В гостях у сказки», ковер, корзина, карточки для игры «Пирожки с начинкой», книга со сказками, канат, конфеты.

Ход:

Воспитатель: Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нем.
(Слайд 2)
На экране изображение сказочного персонажа – Кузи и текст письма: «Здравствуйте, ребята! У меня случилось несчастье! Вредные Кикиморы снова украли мой сундучок со сказками! Все сказки перемешали, сказочных героев перепутали! Что же мне теперь делать? Кто мне поможет?»
Воспитатель: Не расстраивайся, Кузя! Мы с ребятами тебе поможем. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по волшебной стране Сказок? А что такое сказки?
Дети: Истории, в которых звери и птицы разговаривают человеческим голосом, оживают предметы, происходит волшебство.
Воспитатель: Правильно, в сказках оживают и звери, и птицы, и различные предметы. В сказках живет волшебство. В сказках добро побеждает над злом. Сказка дает нам много знаний. Скажите, с каких слов обычно начинаются сказки?
Дети: Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; за лесами, за горами и т. д.
Воспитатель: Чтобы добраться до страны сказок, нам нужен какой-нибудь транспорт. А так как мы отправляемся в волшебную страну, значит, и транспорт у нас будет волшебный. В пути нас ждут трудные испытания – задания, которые нам приготовили Кикиморы. Вы готовы к такому необычному путешествию? Я предлагаю вам полететь на ковре-самолете. Вы согласны? Тогда занимайте свободные места на нашем ковре-самолете!
А пока мы летим, поговорим о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то... (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.

(Слайд 3)
Изображение волшебной страны.
Воспитатель: - Вот и попали мы с вами в страну сказок.
- Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:
1. Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»
Добрый - злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Правда – ложь (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).
Воспитатель: Мы попадаем на первую полянку.
Дети садятся на стульчики перед телевизором.
(Cлайд 4)
Поляна, на которой изображены книги с пустой обложкой. После правильного ответа и нажатия кнопки, обложка появляется. Нажимать 6 раз.
Воспитатель: Кикиморы перепутали все книги со сказками. Вам нужно отгадать, какие сказки живут в этих книгах. Вам надо дослушать загадку до конца, чтобы понять, о чем в ней говорится, чтоб дать правильный ответ.
2. Дидактическое задание – «Отгадай сказку»
1. Сидит в корзине девочка,
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)
2. Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

3. Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела. (Колобок)
4. Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)
5. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом,
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)
6. В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом. (Теремок)
Воспитатель: Молодцы, с заданием справились!
- Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной.
3. Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
- И мы с вами движемся дальше. Посмотрите, какая необычная книга!

4. Дидактическая игра «Исправь название сказки»
— В этой книге много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. А, может, это Кикиморы все испортили… Исправьте меня, если я ошибусь.
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка - будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «У страха уши велики»;
8. «Петушок — золотой пастушок»;
9. «У смеха глаза велики»;
10. «Лапша из топора».

5. Дидактическая игра «Расскажи слова из сказки»
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь Кикиморы не только названия испортили, тут слова из сказок пропали! Давайте поможем вернуть их обратно!
1. Какую песенку пел Колобок?
2. Что пела коза своим козлятам?
3. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
4. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
5. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
6. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

Дети отгадывают текст, воспитатель и сверстники исправляют, если необходимо, ошибки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята! А здесь корзина с пирожками! Кто мог ее тут оставить? (Красная Шапочка). Все пирожки рассыпались! Давайте сложим их аккуратно в корзину. С чем пирожки?

6. Дидактическая игра «Пирожки с начинкой»
Дети называют начинку пирожков, согласовывая слова в творительном падеже.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, все справились.
— Ну что продолжим наше путешествие?
— Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Слайд 5)
Сказка «Три медведя»
— Сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама — медведица, папа медведь, сын — медвежонок. Как их звали?
— А кто ещё был героем этой сказки? (Машенька)
— А Машенька испугалась трех медведей?
— Конечно, испугалась Машенька.
— Давайте поиграем в игру «Скажите ласково»

7. Дидактическая игра «Скажите ласково»
— У медведицы — лапы, у медвежонка? (лапки).
— А у медведя огромные — (лапищи).
— У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).
— А у медведя? (глазищи).
— У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).
— А у медведя? (носище).
— У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).
— А у медведя? (ротище).
— Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).

8. Игра «Волшебный сундучок»
Воспитатель: В сундуке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.
Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой.

(Слайд 6)
Волшебный сундук, из которого появляются разные предметы (после нажатия, нажимать 8 раз). Дети определяют, какому герою нужно передать предмет.
Красная шапочка – Красной шапочке;
Сапоги – коту в сапогах;
Метла – Бабе-Яге;
Щука – Емеле;
Золотая рыбка – деду;
Стрела – царевне-лягушке;
Хрустальная туфелька – Золушке;
Яичко – курочке Рябе.

Воспитатель: Вот молодцы, помогли все разобрать!

(Слайд 7)
На экране появляется изображение Кузи с сундучком
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы помогли Кузе навести порядок в сказках и Кикиморы вернули ему его сундучок со сказками. Кузя очень рад и хочет нас отблагодарить, и дарит нам это угощение (конфеты)
А теперь нам пора отправляться обратно в детский сад.
Снова надо перепрыгнуть через овраг, но теперь это можно сделать, назвав имя сказочного героя на заданный звук.

9. Игра "Назови слово на заданный звук"
[З] (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)
[К] (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
[М] (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).
[Б] Буратино, Бармалей, Бременские музыканты, Белоснежка, кот Базилио, баба-Яга,

(Слайд 8)
Улетающий ковер самолет (нажимать 2 раза).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на наш ковер-самолет. Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.

10. Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)
И повторяйте волшебные слова:
«Мы летим, летим, летим,
В детский сад попасть хотим!»

Итог
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие?
А что понравилось больше всего?
Сказка – волшебная страна, с которой не хочется расставаться.
Воспитатель предлагает детям нарисовать на память портрет Кузи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Развитие речи (старшая группа) Тема: «Описание птиц»

МАДОУ «Детский сад» № 355Московского района города Казани     Конспект занятия Развитие речи (старшая группа)Тема: «Описание птиц»   Про...

конспект по развитию речи старшая группа тема "Мой город".

Это занятие поможет сформировать представление о своем городе, больше узнать о достопримечательных местах. Поможет воспитать любовь к родному городу....

Конспект по развитию речи старшей группы.

Конспект по развитию речи старшей группы на тему "Описание транспорта"...

Конспект по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну букв и звуков"...

Конспект по развитию речи (старшая группа.) «Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»».

Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворений, развивать внимание и творческое воображение.Учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивание ст...

План-конспект по развитию речи (вторая группа раннего возраста) Тема: «Знакомство со сказкой «Три медведя».

познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушатьотносительно большие по объему художественные произведения....