Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)
Статья посвящена анализу роли дидактических игр в речевом развитии детей дошкольного возраста. Установлено, что навык владения речью оказывает значительное влияние на социализацию ребенка. Рассматриваются компоненты системы речевого развития с использованием дидактических игр, а также составляющие части любой дидактической игры и их роль в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheski_e_igry.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
В ходе реализации характерных дошкольному возрасту видов деятельности происходит совершенствование форм и функций речи. Воспитатели в данном процессе реализуют задачу по построению речевого развития так, чтобы побуждать овладению речью детьми как средством общения и культуры, пополнению словарного запаса, развитию грамотой структурированной речи, совершенствованию звуковой культуры речи. Внимание к развитию речевых способностей детей дошкольного возраста обусловлено тем, что в данном возрасте наиболее эффективно действуют методы и средства речевого развития, достигаются наилучшие результаты. В период перехода из раннего детства в дошкольный возраст происходит активное развитие речи, которое связано, в том числе с расширением круга общения детей. В этом возрасте осуществляется выход ребенка из узкого семейного круга в общество, что вызывает у ребенка потребность в общении, а значит выражении своих мыслей путем овладения речью. Речь дает возможность ребенку усваивать знания об окружающей среде, а также помогает улучшить представление о предметах и явлениях [2].
Объектом исследования выступают дидактические игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена высокой степенью важности развития речи детей дошкольного возраста в их адаптации и проявлении в социуме. Одним из средств речевого развития детей дошкольного возраста выступает дидактическая игра, которая является разновидностью игровой деятельности.
Дидактическая игра рассматривается как средство приобщения детей к познанию окружающей среды в доступной для них форме. Отличительная черта дидактических игр в том, что обучение детей происходит в игровой форме. Воспитатель в процессе игры дает детям знания, а дети их усваивают. Дидактические игры можно разделить на два составных компонента: учебный или познавательный, а также игровой или занимательный. В процессе организации дидактической игры основная задача педагога – привлечь внимание детей, вызвать у них интерес к процессу, целью которого является становление и совершенствование речи, увеличение словарного запаса [6, с. 10].
Игровые действия в дидактических играх предоставляют ребенку возможность применять полученный ранее опыт и знания в новых условиях, использовать имеющийся словарный запас и находить ситуации, в которых этот запас слов пригодится. Одно из необходимых требований при проведении дидактических игр заключается в определении списка слов, которые ребенок должен усвоить.
Дидактические игры также являются эффективным средством развития диалогической речи. Начиная с младшего дошкольного возраста полезны игры с образными игрушками, где воспитатель говорит от имени персонажа (игрушки). Следует разыгрывать для детей простые понятные сценарии. Такие игры можно проводить как с игрушками, картинками и предметами, так и без их использования. Так как дидактические игры отличаются динамичностью и эмоциональностью проведения, они являются эффективным средством закрепления грамматических знаний дошкольников. Использование в дидактических играх визуальных образов (игрушек) должно соответствовать задаче обучения. Визуальная составляющая дидактических игр должна быть оформлена эстетически, пробуждать мысли и ассоциироваться с определенными образами. В качестве наглядных материалов в дидактических играх должны быть знакомые детям предметы. Содержание дидактической игры определяется в соответствии с образовательной программой, действующей в дошкольном образовательном учреждении. Речевое развитие представляет собой целостный процесс, поэтому дидактические игры используются совместно с другими средствами и формами [4].
Среди дидактических игр, которые используются в образовательной деятельности, выделяют следующие виды:
- настольно-печатные игры (лото, домино, найди пару – их содержание составляют визуальные образы);
- игры с использованием предметов (в таких играх используются природные материалы, различные мозаики, они направлены на развитие способности к восприятию предметов);
- игры, направленные на развитие речевого дыхания;
- игры по развитию мелкой моторики (в эту группу входят пальчиковые игры, которые благоприятно влияют на развитие речи, улучшают концентрацию внимания детей, способствуют умственному развитию, а также служат основой для развития творческих способностей).
Процесс подбора дидактических игр включает в себя определение программного содержания, постановку дидактической задачи, установление взаимосвязи с другими формами обучения, построение хода игры с использованием всех структурных компонентов.
Обучение в процессе игры используется педагогами как основа для активного развития и воспитания детей дошкольного возраста [3]. А дидактическая игра выступает как универсальный способ получения детьми знаний, овладения навыками взаимодействия с окружающими и навыками владения предметами окружающего мира, привития культурных ценностей. Дидактическая игра в дошкольном образовании используется с точки зрения двух аспектов образовательного процесса: познавательного и воспитательного. Важными задачами в процессе обучения посредством дидактической игры являются обучение новым словам, правильное произношение звуков, умение склонять слова и складывать их в связные предложения.
Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр представляет собой систему, состоящую из таких компонентов, как индивидуально-групповой, функционально-деятельностный, пространственно-временной, диагностико-аналитический.
Индивидуально-групповой компонент представляет собой взаимодействие педагога с детьми, которое направлено на получение детьми навыка словообразования разными способами. Для реализации данного компонента системы воспитателями проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия с применением дидактических игр. У детей складывается общее представление о словообразовании, они знакомятся с правилами языкового сочетания.
Функционально-деятельностный компонент подразумевает практическую работу педагогов и родителей по подготовке к формированию умения образовывать слова и складывать их в связную речь [5, с. 32]. С целью реализации данного компонента целесообразно организовывать консультации для родителей, на которых им предлагаются варианты дидактических игр по развитию словаря детей для проведения дома.
Пространственно-временной компонент заключается в обогащении «центра речевого развития» специальными дидактическими играми, дидактическим материалом, заданиями в форме игры, игровыми пособиями, учебными тетрадями, помогающими развивать у детей навык словообразования [7].
Диагностико-аналитический компонент необходим для отслеживания результатов учебной деятельности по речевому развитию с использованием дидактических игр.
Результатом речевого и умственного развития во взаимосвязи является формирование связной речи, которой свойственны логичность, содержательность, а также последовательное изложение. При построении учебного процесса воспитатели стремятся вызвать у детей интерес к игровой деятельности, а также подобрать такие варианты игр, которые будут способствовать увеличению словарного запаса детей [1, с. 57].
Любая дидактическая игра характеризуется наличием следующих составляющих:
- дидактическая задача;
- правила игры;
- игровые действия.
Основной компонент дидактической игры – это дидактическая задача, а остальные компоненты направлены на ее решение. Дидактические задачи отличаются разнообразием: знакомство с окружающим миром (с растениями и животными, культурой, бытом людей), развитие речи (правильное произношение, обогащение словарного запаса, развитие мыслительных способностей).
Важная роль в дидактической игре отведена правилам. Они устанавливаются с целью определения порядка действий в игре и вектора достижения цели. Правила помогают детям развивать умение управлять своим поведением. Особенно это важно с младшего дошкольного возраста, так как детям хочется скорее поучаствовать в игре без соблюдения очередности. Правила учат детей учитывать интересы других
Еще один элемент дидактической игры – дидактическое действие. Оно выражается в активности детей в игровых целях: строить из кубиков, собирать пирамидку, сортировать шары по цветам, отгадывать предметы по описанию, находить изменения в предметах..
Анализ процесса обучения детей посредством дидактических игр показал, что наибольший интерес у них вызывает именно игровое действие. Оно способствует проявлению детской активности, вызывает чувство удовлетворения. Наличие в игре дидактического действия позволяет сделать процесс обучения более интересным и вовлекающим.
Успешность реализации воспитательного аспекта игры зависит от профессиональных качеств педагога, от его знания психологии детей и их возрастных особенностей.
Значимость дидактической игры выражается в том, что дети решают задачи на развитие интеллекта, выраженные в игровой форме. Справляясь с трудностями при нахождении решения, дети воспринимают такую задачу, как практическую, что увеличивает их умственную деятельность.
Важным моментом является то, что развитие речевых способностей детей посредством игр должно осуществляться регулярно, а также учитывать возрастные особенности.
Таким образом, дидактические игры улучшают моторику рук, помогают развивать подвижность пальцев, их гибкость и силу. У детей дошкольного возраста в процессе обучения с регулярным использованием дидактических игр улучшается координация, тренируется ловкость, способность управлять своими движениями. Дети получают навык контроля и выполнения изолированных движений пальцами, освобождаются от напряжения в мышцах и скованности движений. В связи с тем, что игра выступает основным видом деятельности ребенка, процесс развития речи в дошкольном возрасте также важно строить с использованием игр.
ТЕКСТ СТАТЬИ
Акименко В.М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. М.: Феникс, 2021. 256 с.
Галкина И.А. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 2 (31). С. 45-48.
Измайлова Р.Г. Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 199-211.
Колычева Г.Ю. Развитие звуковой культуры речи в средней группе дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 205-208.
Полякова М.А. Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Постановка речи у неговорящих детей. М.: Дмитриева Т., 2021. 192 с.
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2021. 922 с.
Хартова В.Е. Дидактические игры как средство формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Интерактивная наука. 2020. № 2 (48). С. 20-23.
Евсюкова Е. А., Бережная В. И. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста // Особенности современного этапа развития образования и науки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июня 2023г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 53-57. URL:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра - это искра, заж...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...
Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
презентация к докладу...