Развитие связной речи у детей младшего дошкольного
статья по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Дорофеева Юлия Михайловна
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста по средством русских народных сказок
Одной из задач дошкольной педагогики выступает развитие связной речи дошкольника с целью воспитания его системы мировоззрения, культуры и формирования личности. Ключевое значение приобретает система обучения связной речи на начальном этапе, когда еще только начинают закладываться основы речи. Связная речь представляет собой развернутое высказывание с наделенным смыслом, ряд логических и сочетающихся между собой предложений. Именно такие предложения обеспечивают процесс общения и взаимодействия людей друг с другом, а также взаимопонимание партнеров по общению.
Развитие связной речи представляет собой сложнейший многогранный нервно-психический процесс, который формируется путем активного взаимодействия ребенка с окружающей средой и под воздействием взрослых. Одним из благоприятных периодов для формирования и развития связной речи выступает младший дошкольный возраст. Это связано с рядом факторов. Во-первых, в период младшего дошкольного возраста дети только начинают овладевать умением связно излагать свои мысль, однако их речь еще ситуативная и содержит большое количество вариативных ошибок. Во-вторых, в данный возрастной период одной из задач воспитания выступает развитие инициативной речи, то есть желанием дошкольника делиться чем-то. В-третьих, развитие связной речи младшего дошкольника необходимо с целью формирования элементарных коммуникативных умений и навыков, таких как, легкого и свободного вступление в контакт со взрослыми, ответы на вопросы, выражение просьб словами…
Согласно федеральной образовательной программе дошкольного образования первоначальным шагом формирования связной речи младших дошкольников выступает обучение их пересказу [1].
Вопросам изучения пересказа у детей дошкольного возраста в научной литературе посвящен ряд отечественных и зарубежных исследований, таких как, Н.Г. Андреевой, В.В. Давыдова, Н.Н. Жинкина, Л.В, Занкова, И.А. Зимняя, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, М.М, Алексеева, В.И, Яшин. Наряду с традиционными педагогическими методами и приемами работы по развитию пересказа у младших дошкольников широко применяется метод сказкотерапии. Воздействие сказки на детей изучаются учеными на протяжении нескольких десятком лет (А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, Н.Погосова, М.А. Поваляева и другие). Однако, создателем авторского метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данный метод в аспекте развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Фантастический, сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством всегда привлекал детей и, как не странно, взрослых. Это мир волшебства, мир чудесного, мир, в котором нет ничего невозможного и, тем не менее, все происходит по определенным правилам; имеет определенные задачи, выходящие за рамки простого развлечения детей. Проблемам сказки посвящены многие работы фундаментальной науки, поскольку носят педагогически-воспитательный характер. Так, актуальным вопросом в психологии, философии, этнологии, антропологии и литературе остается роль восприятия и сопереживания сказки для психического развития ребенка. Способность сказки актуализировать в самых разнообразных областях человеческие чувства признана зарубежными и отечественными учеными двадцатого тысячелетия. Однако, изучить влияние сказки невозможно без раскрытия особой изначальной социализирующей роли сказки в психическом развитии ребенка [2].
Так, при попытках общения взрослых с детьми довольно часто возникают определенные трудности. Поскольку детское мировосприятие различно, взрослому становиться сложным подобрать язык общения, достучаться до каждого малыша, проникнуть в глубину его души. То, что понятно взрослому, для детей кажется совершенно непонятным и загадочным. Находить общий язык, связывающие взрослых и детские души, особенно в дошкольном возрасте помогают сказки.
Язык сказок, пришедший от предков, язык простой, но богатый по своей нравственной составляющей. Наглядные примеры великодушия, справедливости, патриотизма, доброты, нравственных идеалов выступают действенным средством в воспитании моральных качеств личности [7].
Сказка выступает как палочка-выручалочка, способная разрешить детский конфликт, донести до детей трудный воспринимаемый материал, разобраться в понятиях добра и зла, а кроме того и зародить в детской душе духовное начало. Волшебный мир сказок вызывает у детей лишь положительные эмоции и чувства, такие как сострадание, забота, уважение, гордость. Благодаря сказкам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Помимо положительных эмоций и чувств, воспринимая волшебные сюжеты сказки, ребенок видит реальную жизнь и примеряет на себя определенные роли, оценивает свои действия и поступки [4].
Отечественными педагогами Т.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко разработана методика организация работы по сказкам, основными задачами которой обогащение словарного запаса ребенка и расширения его словаря, развитие процессов словоизменения и словообразования, активная работа по развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению предложения и, конечно же, для формирования связного высказывания [6].
Работа, направленная на развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста по средствам русских народных сказок строиться согласно рядом последовательных этапов, предложенных Л.Коротковой. Первый этап представляет собой чтение сказки, беседу по сказке, эмоциональной переживание, а также проведение речевой зарядки (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками). Далее воспитанниками задаются вопросы по сказке, даются определенные задания на преобразования сюжета. Заключительным элементом первого этапа работы над сказкой является арттерапия, где ребенку предлагается развивать свое воображение и восприятие, мелкую моторику, формировать чувства красоты, рисуя эпизоды из прослушанной сказки.
Второй этап представляет собой беседу по содержанию сказки, инсценирование отдельных эпизодов, включающих элементы психогимнастики, работу над выразительностью речи [5].
Педагогическая деятельность с младшими дошкольниками по развитию связной речи строиться преимущественно по народным русским сказкам. Такой выбор обоснован рядом причин. Во-первых, русские народные сказки отражают ценности и традиции родного края, быт и историю российского человека. Во-вторых, русские народные сказки наполнены разнообразными положительными моральными качествами, победой добра над злом, примером идеала… В-третьих, язык и персонажи русских народных сказок понятны и знакомы даже самым маленьким детям, знакомство с которыми произошло с момента их рождения [8].
Работа с русскими народными сказками начинается с первичного ознакомления. Как правило, педагог подбирает сказки, которые хорошо знакомы детям, построенные на повторе, например, «Репка», «Колобок», «Теремок», «Золотая рыбка». Одной из задач педагога в такого рода сказках выступает запомнить последовательность появления сказочных героев и воспроизведения повторяющегося предложения. После первичного ознакомления со сказкой, педагог переходит к формулированию вопросов, на которые младшие школьники дают сначала простой ответ, а затем и составлению 3-4 предложений. На данном этапе педагогу рекомендовано использовать серию предметных или сюжетных картинок с изображением сказочных героев либо кукольных персонажей-участников сказки. Следующим этапом работы выступает драматизация вышеописанных сказках постепенно усложняя содержание и увеличивая объем. Рекомендовано этап драматизации сочетать с подвижными играми в рамках сказочной темы, использовать прием словесных поручений, моделирования речевых ситуаций.
В дальнейшем, после освоения простых по содержанию сказок, можно переходить к наиболее сложным, таким как «Лиса и волк», «Лиса и Петушок», «Маша и Медведь», «Курочка Ряба»... При этом, методика работы над сказками будет аналогичная предыдущей.
В своей педагогической деятельности я, наряду с традиционными методами работы над сказкой, использую творческие приемы, такие, как «Эксперимент со сказкой», «Путешествие», «Сказочный поворот», «Добрые чувства», «Сказочная разминка».
Прием «Эксперимент со сказкой» предполагает превращение воспитанника в одного из сказочного героя, который должен рассказать о себе, своем характере, других сказочных персонажей и сути сказки.
Прием «Путешествие» предполагает волшебное перемещение всей группы детского сада в волшебный мир сказки. Для реализации данного приема педагог готовит предметно-пространственную среду с вариативным содержанием игрового материала. Кроме того, каждому младшему дошкольнику педагог дает свою сказочную роль. Такая драматизация сказки позволяет развивать фантазию, чувство юмора, активизировать читательский опыт.
Следующий прием «Сказочный поворот» предполагает задачу раскрыть положительные и отрицательные качества сказочных героев и объяснить свою позицию, попробовать исправить поступки героя в сказке на позитивные. Данный прием позволяет моделировать разнообразные коммуникативные ситуации, развивать коммуникативные умения и навыки, а также способствовать активному взаимодействию дошкольников друг с другом.
Прием «Добрые чувства» предполагает в процессе работы над сказкой обращать внимания над добрыми качествами героев, сравнивать, сопоставлять их, объяснять поступки сказочных героев. Важной особенностью работы является следующее. Педагог должен позволять ребенку самостоятельно выбрать свою позицию и аргументировать ее.
Еще одним интересным приемом в работе со сказками выступает «Сказочная разминка», суть которой заключается в следующем. Младшим дошкольникам по наглядным опорам и наводящим вопросам педагога требуется сочинить сказку. Однако, особенностью работы данного приема выступает контроль и помощь педагога на всем протяжении работы.
Таким образом, с помощью сказок активизируются процессы мышления, улучшается мелкая моторика пальцев рук и речевого аппарата, улучшаются общие движения тела, совершенствуются эмоционально-волевые процессы. Кроме того, сказка, за счет рационального чередования состояний активности и пассивности младших дошкольников позволяет повышать гибкость и подвижность нервных процессов, развивать моторику и координацию движений, снимать физическое и психическое напряжение. Сказка выступает эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Библиографический список
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
- Богатырева, Ж. В. Социализирующая роль сказки в развитии личности / Ж. В. Богатырева // Булатовские чтения. – 2020. – Т. 7. – С. 175-177.
- Винокурова, И.В. Использование сказки, как приёма в воспитании и развитии личности ребёнка / И.В. Винокурова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – №48. – С. 200-206.
- Духовно-нравственное воспитание в системе муниципального образования [Текст]: программа / А.А. Смирнов, В.А. Судницына, М.А. Белашова [и др.] // Методист. – 2011. – № 8. – С. 21-27.
- Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников младшего школьного возраста / Л.Д. Короткова. – М.; ЦГЛ 2003. 85с.
- Лашко, Е.А. Использование сказкотерапии как средства формирования связной речи младших школьников с ОНР / Е.А. Лашко // Педагогическая наука и практика. – 2020. – №1. – С.54-58.
- Лисица, В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В.А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – № 11. – С. 20-22.
- Пропп В. Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, – 2000. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
как развить связную речь у детей четвертого года жизни...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки «Репка»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Нужно еще больше общаться ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Правда, и возможностей для развития у маленького человека тоже становится больше. Одно-два объяснения или показа и р...
: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» ...
Статья РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СтатьяРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Мнемотехника как нетрадиционная технология развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна &ndash...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.
Развитие связной речи с использованием метода мнемотехники у детей младшего дошкольного возраста....