Методическое пособие "Умный кубик"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическое пособие по развитию детей "Умный Кубик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Золотая рыбка» Пионерского городского округа
Дидактическое пособие
«УМНЫЙ КУБИК»
Воспитатели: Устимовская И.П.
Пионерский
2024 год
Дидактическое пособие «Умный куб» предназначено для работы с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста, при условии соблюдения программного материала каждой возрастной группы и основных дидактических принципов:
- Доступность материала пониманию дошкольника;
- Поэтапное усложнение материала, от простого к сложному.
- Эмоциональная близость материала детям.
Основная цель данного пособия: Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста через использование системы развивающих игр.
Задачи, которые можно решить, при использовании дидактического пособия «УМНЫЙ КУБИК» в практике дошкольного образования:
- Формировать мотивацию обучения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов при взаимодействии различных анализаторов;
- Знакомить детей с сенсорными эталонам, обучать способам их использования в практике.
- Развивать воображение, креативность мышления.
- Формировать базисные представления: математического, социального и речевого характера.
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение, личностные качества в период освоения интеллектуальных игр.
Пособие используется для математического развития дошкольников, знакомства их с предметным миром, формирования навыков конструирования и решения творческих задач. Кроме того, сказочная среда помогает опосредованному восприятию дошкольниками основной обучающей задачи.
Руководствуясь тем, что одним из важнейших условий в обучении детей является дифференцированный и комплексный подход, нами было разработано дидактическое пособие «Умный Кубик» для детей от 3-х до 7 лет.
Практическая ценность пособия «УМНЫЙ КУБИК» заключена в комплексном подборе игр, заданий и задач из разных образовательных областей – математики, ознакомления с окружающим миром, рисования, конструирования, обучение грамоте, развитие речи.
Данное пособие, в практике работы ДОУ можно использовать: в виде комплекса дидактических игр, как часть обучающего занятия; в индивидуально-коррекционной работе с детьми, в самостоятельной и игровой деятельность детей; игры и упражнения с «УМНЫМ КУБИКОМ» могут быть использованы, как диагностический инструментарий ».
В ходе разработки и внедрения «УМНОГО КУБИКА», предусматривалась наработка практических материалов воспитателей ДОУ, которые в дальнейшем будут использоваться в работе с детьми, а также полезны и интересны педагогам детского сада и родителям. В представленном нами пособии включены наиболее интересные и результативные формы работы: дидактические игры, занятия в нетрадиционной форме, диагностические материалы. Дидактическое пособие «УМНЫЙ КУБИК» можно использовать, как в групповых, так и в индивидуальных формах обучения.
Новизна в том, что дидактическое пособие «УМНЫЙ КУБИК» представляют собой итог творческо-практических наработок воспитателей дошкольного учреждения и содержит уточнения, конкретизирует ранее известные подходы по сенсорному развитию детей.
Оценка эффективности дидактического пособия заключается в том, что оно может использоваться во всех возрастных группа детского сада, при условии соблюдения программного материала каждой возрастной группы. Игры и упражнения с «УМНЫМ КУБИКОМ», используемые педагогом на занятиях и в самостоятельной деятельности, соответствуют практическому достижению образовательных задач, и дают положительные результаты работ. Данное пособие универсально, легко в применении, весьма важно в развитии ребенка дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений с
речевыми кубиками.
1. «Построй башню для рыцаря».
Цель: развитие слухового внимания, восприятия, моторики, автоматизация поставленного звука.
Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, содержащие в названии закрепляемый звук, например, звук «Р». Из отобранных кубиков построить башню (или дом) для рыцаря (либо для какого-нибудь героя на определенный звук).
В этом доме получилось 5 этажей. Предложите ребёнку назвать, что на первом этаже, на втором и т.д. Можно запомнить картинки и назвать их по-памяти, чётко проговаривая звук «р».
Аналогичную работу проводим с другими звуками (с, ш, з, ц, ж, л, ль, ч, щ, с гласными звуками).
Играть могут 2 ребёнка: один находит слова со звуком «ш», другой – со звуком «с». И т.п.
«Дом для Лунтика». Ребёнок отбирает картинки со звуком «л» в названии, строит из кубиков
дом. Называет чётко каждую картинку и придумывает рассказ о том, как Лунтик будет использовать предметы в доме. Например: ложкой он будет есть варенье из яблок, иголкой будет зашивать скатерть на столе, молоком и шоколадом будет угощать своих друзей: Пчелу и Слонёнка, голубей накормит семечками подсолнуха, юлой и балалайкой играть вечерами с друзьями и т.п.
2. «Строитель».
Цель: развитие фонематического восприятия, моторики, звукопроизношения.
Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, в названии которых нет закрепляемого звука. Из этих кубиков построить дом для героя… или гостя занятия. Предложите ребёнку разделить каждое слово на слоги. Усложненный вариант: на первом этаже должны быть картинки, в названии которых один слог; на втором этаже – с двумя слогами, и на третьем – с тремя и т.д.
3. «Прохлопай и построй».
Цель: развитие моторики, навыка деления слов на слоги.
Описание игры: отобрать кубики с картинками, названия которых содержат по 2 слога. Построить из них дом. Рядом с этим домом построить другой дом, названия картинок которых должны содержать 3 слога. Запомнить картинки и назвать по-памяти. Ответить на вопросы: - Про какой предмет я спрошу кто это? или что это?
4. «Скажи наоборот» (твердый-мягкий/легкий-тяжелый/высокий-низкий).
Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу, развитие внимания, моторики.
Описание игры: отобрать картинки, на которых нарисованы только легкие (либо тяжелые, твердые, мягкие) предметы, а затем подобрать к ним слова, обозначающие предметы противоположные по качеству. Построить из этих кубиков башни.
Другой вариант: ребенок кидает кубик, называет выпавший предмет, называет его качество, а затем подбирает к нему слово противоположное по смыслу (либо другой ребенок подбирает).
5. «Кто? или Что?».
Цель: уточнить знания детей о живых и неживых предметах, о животных, насекомых и птицах, учить соотносить с ними вопросы: Кто? Что?
Описание игры: найти на гранях кубиков картинки с изображением живых и неживых предметов. Объяснить свой выбор, обобщить понятия.
Предложите ребёнку четко назвать каждого животного, насекомого на первом, втором, третьем этаже. Пофантазируйте с малышом: кто к кому пойдёт в гости? (ёрш к дельфину, белка к обезьяне, лягушка к змее и т.д.).
6. «Я – покупатель».
Цель: закрепить знания детей о том, что можно купить в магазине, подбирать слова на заданный звук (можно на определённый звук, либо по определенному цвету, категории и т.д.), автоматизация звуков, развитие монологической речи.
Описание игры: сначала ребёнок находит предметы, которые можно купить в магазине на определенный звук, затем строит «магазин», т.е. полочки в магазине, на которых будут лежать предметы. Закрепляем понятия: нижняя полочка, верхняя и т.д. Далее ребёнок образовывает фразу: - Я купил виноград. Из винограда мама сварит виноградное варенье. –Я купил расчёску. Расчёской я буду причесывать волосы. И т.д.
7. «Самый внимательный».
Цель: закрепление в речи обобщающих понятий, развитие внимания, моторики.
Описание игры: отобрать кубики, на которых нарисована посуда, одежда, овощи, фрукты, транспорт, животные, птицы и др. Может играть один, два или три ребёнка. У каждого своё задание. Можно предложить детям проверить друг у друга правильность выполнения задания. Запомнить картинки и назвать по памяти.
8. «В лесу».
Цель: уточнить знания детей о лесе, развивать воображение, моторику.
Описание игры: на гранях кубиков найти те предметы, которые можно увидеть в лесу. Объяснить свой выбор. Чётко проговаривать слова, фразы.
- Я в лесу видел … или Я в лесу нашёл…
9. «Мой-моя-мои».
Цель: учить детей согласовывать местоимения с сущ-ми в роде, числе, развивать внимание, мышление, моторику. Автоматизация звуков в речи.
Описание игры: найти картинки, на которых нарисованы предметы, про которые можно сказать «он мой», «она моя», «они мои». Построить 3 башни или разложить кубики в ряд. Могут играть 3 человека. Обязательно каждый ребёнок проговаривает «Моя белочка», «Мой зонт», «Мои шишки» и т.п.
10. «Летает – не летает».
Цель: закрепить в словаре детей названия того, что летает, и не летает. Различать понятия: кто? и что? Развивать внимание, моторику, речь.
Описание игры: на гранях кубиков найти предметы, про которые можно сказать «летает» и «не летает». Могут играть 2 ребёнка. Каждый рассказывает о том, что нашёл.
11. «Один – много».
Цель: употребление в речи единственного и множественного числа сущ-х. Автоматизация звуков, фраза. Развитие моторики, памяти, внимания.
Описание игры: один ребёнок отбирает картинки с одним предметом, другой ребёнок с несколькими предметами.
Ребенок, глядя на верхнюю грань куба говорит: «У меня две морковки», - затем переворачивает его любой другой гранью и передает его следующему ребенку, со словами «А у тебя?». «У меня три яблока» и т. д.
12. «Какой? Какая? Какое? Какие?».
Цель: закрепить согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Уточнение и закрепление основных и оттеночных цветов.
Описание игры: сначала можно брать кубик и называть предмет в цвете, какой он.
Логопед (воспитатель), глядя на верхнюю грань кубика, говорит: «У меня синий пиджак, - переворачивая куб на другую грань и передавая его ребенку спрашивает, - «А у тебя?». Затем предложить ребёнку найти предметы определённого цвета, или такого цвета, которого эти предметы могут быть. Например, найти предметы, которые могут быть красного, жёлтого или
зелёного цвета.
13. «Что растёт?».
Цель: закрепить в словаре детей глагол «растёт», развивать внимание, мышление, речь. Автоматизация звука «р» и «с».
Описание игры: у педагога в руке кубик. Он выбирает предмет на гранях, про который можно сказать «растёт». Он говорит: «Яблоко растет на яблоне, в саду». Каждому ребенку предлагает на своих кубиках найти то, что растёт, и рассказать, где это растёт.
14. «Цепочка слов».
Цель: развивать слуховое восприятие, навык звукового анализа слов, учить детей слышать первый и последний звуки в словах. Моторика.
Описание игры: начинает педагог: в центр стола кладёт кубик. На верхней грани картинка. Называет картинку и определяет последний звук в слове. Дальше дети по-очереди кладут кубики, образовывая звуковую цепочку. Т.е. по последнему звуку находят слово на этот звук. Например: лисА-АрбуЗ-ЗаяЦ-Цыплята- Автобус и т.д.
15. «Подбери похожее по смыслу слово».
Цель: учить детей подбирать слова похожие по смыслу.
Описание игры: ребенок кидает кубик и подбирает синоним к выпавшему слову, обозначенному картинкой.
16. «Найди нужный звук».
Цель: закреплять навыки четкого различения и произношения заданного звука в словах.
Описание игры: дети берут по 1 кубику из мешочка. Задание: найти на гранях кубиков слова, в которых есть звук «о», «у», «м» и т.д.
Картинки можно трактовать по-разному. Например, как можно изменить слово на этой картинке так, чтобы оно начиналось с буквы «И»? (дерево-ива, девочка-Ирина и т.п.)
17. «Определи, где стоит звук».
Цель: учить определять место заданного звука в слове: в начале, середине, конце.
Описание игры: ребенку дается определенный звук, нужно найти его в названиях картинок на гранях кубиках так, чтобы данный звук в одном слове находился в начале, в другом – в середине и в третьем – в конце слова.
18. «Кто больше?»
Цель: закреплять умение подбирать слова на заданный звук.
Описание игры: ребенок кидает кубик. Нужно назвать как можно больше слов, начинающихся с первого звука слова на картинке, выпавшей на гранях кубика.
Например, дверь-двор, дорога, дебри, друг, дача и т.д.
19. «Длинное – короткое слово».
Цель: развивать умение определять на слух длинные и короткие слова.
Описание игры: дети берут кубики из мешочка, находят на гранях самое короткое и самое длинное слово.
20. «Найди общий признак».
Цель: учить детей выделять и классифицировать предметы по общему признаку.
Описание игры: выберите из мешка по очереди по одному кубику, рассмотрите кубик и назовите общий признак, который связывает все картинки вашего кубика.
21. «Алфавит».
Цель: учить подбирать слова на заданный звук, и слова, связанные одной тематикой с заданным.
Описание игры: найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т.д., используя не только прямое значение, например, «телескоп» может быть не только на букву «Т», но и на букву «Н»- небо или «З» звёзды.
22. «Гласный звук».
Цель: закреплять знание гласных звуков, учить находить заданный звук в слове, подбирать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.
Описание игры: воспитатель называет любой гласный звук, дети находят картинки с изображением предметов на заданный звук и называют их (можно в середине слова, в конце слова).
23. «Третий лишний».
Цель: развивать умение слышать в слове определенный звук.
Описание игры: воспитатель перед детьми выкладывает ряд кубиков, из нескольких картинок на верхних гранях кубиков, дети должны выбрать ту, в названии которой нет звука Ш (С, Р, М и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/18/picture-587404-1537295226.jpg)
Учебно-методическое пособие "Кубики-говорушки"
Цель учебно-методического пособия "Кубики-говорушки": развитие звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Помимо этого...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/16/picture-1464002-1678942297.jpg)
Методическое пособие "Кубик Познайка"
Методическое пособие рассчитано на детей младшей группы, соответствует всем требованиям, разработано по программе «От рождения до школы»Актуальность: Игрушка – неизменный ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/14/picture-964206-1510683345.jpg)
Методическая разработка для обучающихся средней группы с использованием методического пособия кубиков Н.А.Зайцева "Как мы помогали зайчику"
Эта методическая разработка очень поможет педагогам в обучении чтению детей 4-х лет. Здесь есть различные игры, пальчиковые гимнастики, хороводы, физминутки, сказки, которые завлекают детей в сл...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/25/picture-1489003-1700930937.jpg)
Методическая разработка Кубик Блума «Москва»
Цель: расширение и обобщение знаний детей о главном городе столицы России – Москве, через речевую активность дошкольников.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания о столице и ар...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/04/picture-565305-1604518805.jpg)
Методическая разработка Кубик Блума «Москва»
Цель: расширение и обобщение знаний детей о главном городе столицы России – Москве, через речевую активность дошкольников.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания о столице...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-1503816-1704299143.png)
Методическое пособие. Кубик БЛУМА.
Кубик Блума — это приём развития критического мышления, который позволяет формулировать вопросы разного характера.С помощью методики Блума решаются следующие задачи:Грань «Назови&raqu...