Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья по развитию речи
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка. Духовная составляющая заключается в системе ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определённой личностной мировоззренческой позиции. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка является ключевой задачей современной государственной политики в области образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_sredstvo_nravstvennogo_vospitaniya.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Владимирова Жанна Валерьевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №184
«Калейдоскоп» г.Чебоксары
Сказка как средство нравственного воспитания
детей дошкольного возраста
Аннотация: Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка. Духовная составляющая заключается в системе ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определённой личностной мировоззренческой позиции. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка является ключевой задачей современной государственной политики в области образования.
Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание дошкольника, средство воспитания дошкольника, сказка, дошкольный возраст, детство
Россия в данное время переживает один из сложных исторических периодов. И максимальная опасность нашего,общества, сегодня заключена не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные. ценности главенствуют над. нравственными, и детям, исковерканы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. и патриотизме. Детей отличает агрессивное поведение, эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество как никогда остро переживает кризис нравственных идеалов. Именно поэтому задача нравственного воспитания вырастающего поколения имеет особую значимость. Среди несовершеннолетних значительный уровень преступности определен общим ростом враждебности и насилия в обществе.
Дошкольный возраст. самый чувствительный. из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются. основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.
Нравственное воспитание-это формирование. ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, слаженное развитие человека, оно содержит в себе воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, которые способны придать высший смысл делам и мыслям человека. Человечество само заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, потому что просто,невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого, опыта во многом зависит, от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, складывается с учетом особенностей миропонимания и социально-культурного развития данного общества. Общество передает свои знания умения и навыки подрастающему поколению, а это значит, что передача знаний идет из поколения в поколения, накапливая опыт, человек становится мудрее, образованнее, и, исходя из этих факторов, следующее поколение должно быть всегда развито, чем предыдущее.
Нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — это значимое условие для развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее результативных путей или переосмысления уже известных. В данной работе радикальным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
В течение многих времен сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Только начав постигать, самого себя, ребенок понимает окружающее, постигает законы общения, определяет различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку.
Русская педагогика, еще более ста лет назад заявляла о сказках не только как о воспитательном и образовательном, материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют,богатейший материал для нравственного воспитания детей. Неспроста они составляют, часть текстов, на которых дети изучают многообразие мира.
С точки зрения процесса,воспитания, сказка приобретает художественную форму, эстетически разворачивает для ребенка, правила жизни человека, возрождает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться и восхищаться искусством. Если пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.
Великий русский, педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что он включил их в свою педагогическую систему. Педагог считал, что простота и непосредственность, народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д.Ушинский, разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. [29 стр. 24-29]. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых невозможно благородство души, сердца, открытого для всех человека несчастье, горе, страдание. Именно благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его словам: «Сказка о благодати и незаменимый источник воспитания любви к Родине».
Первые сказки мы читаем и рассказываем нашим детям «Теремок», «Репа», «Золотое яйцо», учим детей защищать свой дом, свои границы, умение жить вместе, защищать жизнь. Надо проверить дипломну
Сказки, и былины о храбром, богатыре Илье Муромце, Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из сложнейших ситуаций, преодолевать трудности.
Рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования нравственной культуры в сказках, мы пришли к выводу, что проблема нравственного воспитания личности существует давно и в этой области сделано немало открытий. Педагогический процесс нравственного развития есть организация детей на преодоление, разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества.
На протяжении всего дошкольного возраста мы стараемся учить детей слушать, воспринимать и понимать сказку. Работа будет эффективной, если при использовании сказки в нравственном воспитании мы так же будем опираться еще и на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного воспитания.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель следит за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Например: сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых. Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки, следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка; скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой» и другие). После рассказывания сказки необходимо провести беседу по её содержанию. Следует учить детей оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – Хвастун», «Финист – Ясный Сокол», «Сивка – бурка». Дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняя специфику.
В подготовительной группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку, как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую роль несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». Например, в сказке "Вершки и корешки" мужик обманул медведя, деля с ним урожай. Каждый раз медведь проигрывал мужику, получая вершки пшеницы, репы. Медведь выступает как комический персонаж, простоты и глупости. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь - хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди. С помощью вопросов можно выяснить, какие средства выразительности используется в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Если сказка удачно выбрана, естественно и выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной.
Эффективным средством духовно – нравственного становления личности является сказка. Сказка знакомит детей с окружающим миром, с взаимоотношениями людей. Сказка - развивает в ребенке моральные и волевые качества, погружает малыша в уютный светлый мир, учит ребенка думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути, помогает детям заглянуть в «потайные уголки» личности. Развивает у ребенка такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие другие. Мудрость сказки позволяет вырастить душевно здорового ребенка. Таким образом, можно отметить, что сказка - ставит и помогает решить нравственные проблемы, прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.
Список литературы:
- Арутюнов, С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. – Люистон: Изд-во Эдвин Меллен Пресс, 2012. - 386 с.
- Бударина, О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие / О.Н. Бударина. – М.: Детство, 2008. - 400 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - Т. 2. - М.:Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1985. - 655 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."
Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...
Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло». (Народная мудрость)....
«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности....
«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в...
«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
В данной статье раскрывается актуальность использования сказок с применением различных методов. Показаны методы, формы работы со сказкой с учетом возрастных особеннос...
Консультация для педагогов "Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентирова...
Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку....