Конспект занятия по Нищевой Н. В. «Весенние работы на селе»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
«Весенние работы на селе»
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование навыка слогового анализа. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия.
Коррекционно-воспитательиые цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Пальчиковый бассейн с желудями, магнитная доска, серия картинок «Волшебное семечко» (Серии картинок дм обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.), слоговые схемы, массажный мяч среднего размера, сундучок с предметными картинками.
Предварительная работа. Уход за всходами на приусадебном участке.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Подбери слово». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Объявление темы занятия.]
Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает их к столу, на котором стоит пальчиковый бассейн. В бассейне среди желудей спрятаны слоговые схемы.
Логопед. Достаньте из бассейна каждый по одной слоговой схеме.
Дети выполняют задание и достают схемы.
Рис. 59
Логопед. Подберите к этим схемам слова — название орудий труда или инструментов, которыми пользуются люди на селе.
Дети подбирают слова (лей-ка, туг, ло-па-та, трак-тор). Логопед оценивает их работу, убирает контейнер и схемы.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о том, что делают люди весной на селе, составим рассказ по серии картинок, поиграем.
2. Упражнение с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Логопед достает массажный мячик.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я качу мяч одному из вас и называю один из инструментов или орудие труда. Вы останавливаете мяч, называете этот инструмент ласково и возвращаете мяч мне. Лопата.
1-й ребенок. Лопатка.
Логопед. Грабли.
2-й ребенок. Грабельки.
Логопед. Ведро.
3-й ребенок. Ведерко.
Логопед. Кисть.
4-й ребенок. Кисточка. (И т. п.)
3. Игра «Волшебный сундучок». [Развитие и уточнение словаря глаголов.]
Логопед убирает мяч и ставит на стол сундучок.
Логопед. Сейчас вы по очереди будете доставать из сундучка картинки с изображениями орудий труда и рассказывать, что ими можно делать.
Дети выполняют задание.
1-й ребенок. Лопатой можно копать землю и делать грядки.
2-й ребенок. Граблями рыхлят землю.
3-й р е б е н о к. Из лейки поливают растения.
4-й ребенок. Кистью белят стволы деревьев.
Логопед. Молодцы. Правильно. Все это делают люди весной на своих дачных участках.
4. Рассматривание серии картинок «Волшебное семечко» и беседа по ней. (Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи.]
Логопед помещает на магнитную доску картинки вразбивку.
Логопед. Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы правильно расставили картинки, а теперь давайте побеседуем о том, что на них нарисовано. Опишите первую картинку. Какое время года наступило? Куда приехала семья? Что они делают?
1 -й р е б е н о к. Наступила весна. На деревьях появились маленькие листочки. Семья приехала на дачу. Папа копает землю и делает грядки. Мама высевает семена. А бабушка сидит на крылечке и дает девочке маленькое семечко.
Логопед. Верно. Бабушка дала Кате семечко и сказала: «Это волшебное семечко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осенью». Что мы видим на второй картинке?
2-й ребенок. Девочка сажает семечко на край грядки.
Логопед. Посмотрите на третью картинку. Что изменилось в природе?
3-й ребенок. Стало больше зелени. Зацвели яблони. На краю грядки появился маленький росток. Девочка сидит и смотрит на него. Она приготовила воду в леечке, чтобы полить растение.
Логопед. Хорошо. Давайте опишем то, что нарисовано на четвертой картинке.
4-й ребенок. Наступило лето. В огороде зреют помидоры. На яблонях большие яблоки. А на растении у девочки появился большой желтый цветок. Девочка в желтом сарафанчике стоит рядом с растением и смотрит на цветок. В руке у нее грабельки. Она хочет рыхлить землю под растением.
Логопед. Хорошо. Опишите следующую картинку.
1-й р е б е н о к. Наступила осень. На деревьях желтеют листья. Покраснели яблоки. Убрали помидоры. А у девочки выросла большая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улыбаются.
Логопед. Бабушка спрашивает Катю: «Ты догадалась, из какой сказки было волшебное семечко?» И что же мы видим на последней картинке?
2-й ребенок. Катя поняла, что семечко было из сказки «Золушка». Она представила, что бабушка стала волшебницей и превращает тыкву в карету, а она стала Золушкой и сейчас поедет на бал.
Логопед. Чудесно! Вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках. А теперь давайте отдохнем.
5. Подвижная игра «Грядка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Весенние сельскохозяйственные работы»). [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]
Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение, предупредив о том, что им следует говорить четко, выразительно, правильно произносить звуки.
6. Подготовка детей к составлению рассказа.
Логопед приглашает детей за стол и вновь обращает их внимание на картинки. Он дает детям одну минуту для подготовки к рассказу.
7. Рассказ по серии картинок. [Развитие связной речи.) Логопед предлагает детям составить рассказ по частям и напоминает каждому ребенку, о чем он будет говорить.
1-й ребенок. Наступила весна. На деревьях появились маленькие листочки. Катина семья приехала на дачу. Папа стал копать землю и делать грядки, мама — сеять семена. А бабушка дала Кате маленькое семечко и сказала: «Это волшебное семечко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осенью».
2-й ребенок. Весна была в разгаре. Стало больше зелени. Зацвели яблони. На краю грядки появился маленький росток. Катя приготовила воду, чтобы полить растение.
3-й ребенок. Всю весну и все лето Катя ухаживала за своим растением. Она поливала его, рыхлила землю. И вот на нем появился большой желтый цветок. Катя не могла им налюбоваться!
4-й ребенок. Наступила осень. На деревьях пожелтели листья, покраснели яблоки. А у девочки выросла большая золотистая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улыбаются. Бабушка спрашивает Катю: «Ты догадалась, из какой сказки было волшебное семечко?» Катя, конечно же, поняла, что семечко было из сказки «Золушка». Она представила, что бабушка стала волшебницей и превращает тыкву в карету, а она стала Золушкой и сейчас поедет на бал.
Логопед. Чудесно! Вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках.
8. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие фонематических представлений.]
Логопед вновь приглашает детей занять места за столиком.
Логопед. Давайте еще раз посмотрим на картинки. Какие инструменты и орудия труда вы видите? Назовите инструмент, название которого начинается со звука [г].
1-й ребенок. Грабли.
Логопед. В каком названии инструмента есть звук [т]?
2-й ребенок. Лопата.
Логопед. Ав каком слове есть звук (к)?
3-й ребенок. Лейка.
Логопед. Какие гласные звуки есть в слове грабли!
4-й ребенок. [А], [и].
Логопед. Молодцы! Вы отлично выполнили такое трудное задание.
9. Отгадывание загадок. [Развитие мышления, связной речи.] Логопед убирает картинки.
Логопед. И напоследок отгадайте мои загадки.
За железным конем Ящик тащится с зерном. Сквозь дырявое дно Высыпается зерно. Что это?
Дети. Это сеялка. Логопед. Как вы догадались?
Дети. Сеялку прицепляют к трактору. Из нее высыпаются семена.
Логопед. Правильно. Слушайте следующую загадку.
На весенних на полях Бродит стадо черепах,
Но совсем не на ногах, А на собственных зубах. Что это?
Дети. Это трактора. Они похожи на черепах, а их гусеницы похожи на зубы.
Логопед. Отлично. Вы справились с последним моим заданием.
10. Окончание работы. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, а потом оценивает работу каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennie_raboty_na_sele_z2.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весенние работы на селе»
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование навыка слогового анализа. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия.
Коррекционно-воспитательиые цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Пальчиковый бассейн с желудями, магнитная доска, серия картинок «Волшебное семечко» (Серии картинок дм обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.), слоговые схемы, массажный мяч среднего размера, сундучок с предметными картинками.
Предварительная работа. Уход за всходами на приусадебном участке.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Подбери слово». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Объявление темы занятия.]
Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает их к столу, на котором стоит пальчиковый бассейн. В бассейне среди желудей спрятаны слоговые схемы.
Логопед. Достаньте из бассейна каждый по одной слоговой схеме.
Дети выполняют задание и достают схемы.
Рис. 59
Логопед. Подберите к этим схемам слова — название орудий труда или инструментов, которыми пользуются люди на селе.
Дети подбирают слова (лей-ка, туг, ло-па-та, трак-тор). Логопед оценивает их работу, убирает контейнер и схемы.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о том, что делают люди весной на селе, составим рассказ по серии картинок, поиграем.
2. Упражнение с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Логопед достает массажный мячик.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я качу мяч одному из вас и называю один из инструментов или орудие труда. Вы останавливаете мяч, называете этот инструмент ласково и возвращаете мяч мне. Лопата.
1-й ребенок. Лопатка.
Логопед. Грабли.
2-й ребенок. Грабельки.
Логопед. Ведро.
3-й ребенок. Ведерко.
Логопед. Кисть.
4-й ребенок. Кисточка. (И т. п.)
3. Игра «Волшебный сундучок». [Развитие и уточнение словаря глаголов.]
Логопед убирает мяч и ставит на стол сундучок.
Логопед. Сейчас вы по очереди будете доставать из сундучка картинки с изображениями орудий труда и рассказывать, что ими можно делать.
Дети выполняют задание.
1-й ребенок. Лопатой можно копать землю и делать грядки.
2-й ребенок. Граблями рыхлят землю.
3-й р е б е н о к. Из лейки поливают растения.
4-й ребенок. Кистью белят стволы деревьев.
Логопед. Молодцы. Правильно. Все это делают люди весной на своих дачных участках.
4. Рассматривание серии картинок «Волшебное семечко» и беседа по ней. (Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи.]
Логопед помещает на магнитную доску картинки вразбивку.
Логопед. Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы правильно расставили картинки, а теперь давайте побеседуем о том, что на них нарисовано. Опишите первую картинку. Какое время года наступило? Куда приехала семья? Что они делают?
1 -й р е б е н о к. Наступила весна. На деревьях появились маленькие листочки. Семья приехала на дачу. Папа копает землю и делает грядки. Мама высевает семена. А бабушка сидит на крылечке и дает девочке маленькое семечко.
Логопед. Верно. Бабушка дала Кате семечко и сказала: «Это волшебное семечко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осенью». Что мы видим на второй картинке?
2-й ребенок. Девочка сажает семечко на край грядки.
Логопед. Посмотрите на третью картинку. Что изменилось в природе?
3-й ребенок. Стало больше зелени. Зацвели яблони. На краю грядки появился маленький росток. Девочка сидит и смотрит на него. Она приготовила воду в леечке, чтобы полить растение.
Логопед. Хорошо. Давайте опишем то, что нарисовано на четвертой картинке.
4-й ребенок. Наступило лето. В огороде зреют помидоры. На яблонях большие яблоки. А на растении у девочки появился большой желтый цветок. Девочка в желтом сарафанчике стоит рядом с растением и смотрит на цветок. В руке у нее грабельки. Она хочет рыхлить землю под растением.
Логопед. Хорошо. Опишите следующую картинку.
1-й р е б е н о к. Наступила осень. На деревьях желтеют листья. Покраснели яблоки. Убрали помидоры. А у девочки выросла большая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улыбаются.
Логопед. Бабушка спрашивает Катю: «Ты догадалась, из какой сказки было волшебное семечко?» И что же мы видим на последней картинке?
2-й ребенок. Катя поняла, что семечко было из сказки «Золушка». Она представила, что бабушка стала волшебницей и превращает тыкву в карету, а она стала Золушкой и сейчас поедет на бал.
Логопед. Чудесно! Вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках. А теперь давайте отдохнем.
5. Подвижная игра «Грядка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Весенние сельскохозяйственные работы»). [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]
Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение, предупредив о том, что им следует говорить четко, выразительно, правильно произносить звуки.
6. Подготовка детей к составлению рассказа.
Логопед приглашает детей за стол и вновь обращает их внимание на картинки. Он дает детям одну минуту для подготовки к рассказу.
7. Рассказ по серии картинок. [Развитие связной речи.) Логопед предлагает детям составить рассказ по частям и напоминает каждому ребенку, о чем он будет говорить.
1-й ребенок. Наступила весна. На деревьях появились маленькие листочки. Катина семья приехала на дачу. Папа стал копать землю и делать грядки, мама — сеять семена. А бабушка дала Кате маленькое семечко и сказала: «Это волшебное семечко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осенью».
2-й ребенок. Весна была в разгаре. Стало больше зелени. Зацвели яблони. На краю грядки появился маленький росток. Катя приготовила воду, чтобы полить растение.
3-й ребенок. Всю весну и все лето Катя ухаживала за своим растением. Она поливала его, рыхлила землю. И вот на нем появился большой желтый цветок. Катя не могла им налюбоваться!
4-й ребенок. Наступила осень. На деревьях пожелтели листья, покраснели яблоки. А у девочки выросла большая золотистая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улыбаются. Бабушка спрашивает Катю: «Ты догадалась, из какой сказки было волшебное семечко?» Катя, конечно же, поняла, что семечко было из сказки «Золушка». Она представила, что бабушка стала волшебницей и превращает тыкву в карету, а она стала Золушкой и сейчас поедет на бал.
Логопед. Чудесно! Вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках.
8. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие фонематических представлений.]
Логопед вновь приглашает детей занять места за столиком.
Логопед. Давайте еще раз посмотрим на картинки. Какие инструменты и орудия труда вы видите? Назовите инструмент, название которого начинается со звука [г].
1-й ребенок. Грабли.
Логопед. В каком названии инструмента есть звук [т]?
2-й ребенок. Лопата.
Логопед. Ав каком слове есть звук (к)?
3-й ребенок. Лейка.
Логопед. Какие гласные звуки есть в слове грабли!
4-й ребенок. [А], [и].
Логопед. Молодцы! Вы отлично выполнили такое трудное задание.
9. Отгадывание загадок. [Развитие мышления, связной речи.] Логопед убирает картинки.
Логопед. И напоследок отгадайте мои загадки.
За железным конем Ящик тащится с зерном. Сквозь дырявое дно Высыпается зерно. Что это?
Дети. Это сеялка. Логопед. Как вы догадались?
Дети. Сеялку прицепляют к трактору. Из нее высыпаются семена.
Логопед. Правильно. Слушайте следующую загадку.
На весенних на полях Бродит стадо черепах,
Но совсем не на ногах, А на собственных зубах. Что это?
Дети. Это трактора. Они похожи на черепах, а их гусеницы похожи на зубы.
Логопед. Отлично. Вы справились с последним моим заданием.
10. Окончание работы. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, а потом оценивает работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по теме "Весенние работы на селе" для подготовительной группы логопедического д/с
Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы логопедического детского сада....
Конспект занятия по Нищевой Тема ««Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».
Занятие поразвитию речи....
Конспект занятия по Нищевой Тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».
Игры и упражнения по теме"Перелётные птицы. Водоплавающие птицы"...
комплексно-тематическое планирование Лексическая тема: «весенние работы на селе» старшая группа
Программное содержание:Расширить познавательный интерес к сельскохозяйственным профессиям; Учить уважать и ценить каждую из профессий;Формировать уважение к труду взрослых разных профессий на селе....
Тема недели «Весенние работы на селе. Откуда хлеб пришёл?»
Тема недели «Весенние работы на селе. Откуда хлеб пришёл?»...
Весенние работы в селе. (рекомендации родителям по закреплению пройденной темы)
Игры и упражнения для активизации словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи и развития связной речи детй с ОНР....
Домашнее задание по лексической теме «Весенние работы на селе. Хлеб.»
Домашнее задание по лексической теме «Весенние работы на селе. Хлеб.»...