Игры и упражнения на развитие связной речи у детей 5-6 лет
консультация по развитию речи

Москвитина Юлия Евгеньевна

Игры и упражнения на развитие связной речи  у детей 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие связной речи  у детей 5-6 лет

Образовательная область: речевое развитие

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной  связной речи.

  

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести   целенаправленную, последовательную педагогическую работу.

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

 Папка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, в которую помещены материалы, обобщенные общей темой. Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи и зрительного восприятия. Папка  может быть использована как в совместной, так и  самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой.

Задачи:

Развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, самостоятельность, творческое воображение, мышление.

Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями..

 Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками.

                

«Что сначала — что потом»

Задачи: Развивать у детей понимание простых причинно-следственных отношений.

Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому.

развитию логического мышления, внимания и наблюдательности.

Оборудование: Набор карточек включает серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов.

Ход: Набор включает серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что следствием изображенного на картинках. Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных конструкций. «Расскажи историю»

Ребёнку предлагаются картинки, составляющие причинно-следственную последовательность; он должны определить, что было сначала, а что потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение. Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок».

Картинки выкладываются перед ребёнком в случайной последовательности и даётся задание разложить их по порядку. Если ребёнку сложно выполнить, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Можно выкладывать ряд с пропуском картинки или включать в него картинку из другой последовательности, способ работы зависит от особенностей проблем ребёнка и целей работы. При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания.

В игру можно играть не только индивидуально, но и небольшими подгруппами. Игра хорошо развивает понимание ребёнком простых причинно- следственных отношений, учит строить предложения, составлять рассказ.

«Ребусы»

Задачи: Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, фонематический слух.
Закреплять умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы.

Развивать у детей навык чтения, звукобуквенный анализ.
Оборудование: набор карточек с картинками, разрезные буквы.

Ход игры:  ребёнку предлагается прочитать слова по первым буквам картинок и составить их устно или из набора букв. Каждую картинку называем, выделяем, с какой буквы начинается название, и собираем из этих букв слово, ставя их по порядку слева направо.

 «Найди лишнее»

Задачи: Развивать у детей словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

 Развивать зрительное восприятие.

 Развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.

Оборудование: набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4-й лишний. Набор разноцветных фишек.

Ход: Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребенок должен закрыть рисунки подходящие по одному признаку одним цветом, один лишний предмет фишкой другого цвета и объяснить свой выбор. Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.

«Противоположности»


Задачи: Развивать у детей речь, внимание, образную и смысловую память. Закладывать  основы логического мышления.

 Оборудование:  разрезные  карточки с зелёной и красной рамкой
Ход:
В игре участвуют от 2 до 6 человек и ведущий.
Карточки с красной рамкой перемешиваются.
Карточки с зеленой рамкой раздаются поровну между участниками.
Ведущий берет одну из карточек с красной рамкой, читает слово, написанное на ней и показывает картинку участникам игры.
Тот из игроков, который считает, что эта карточка подходит к одной из его карточек, называет слово, противоположное по значению тому, что прочитал ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему карточку.
Если мнение игрока неверно, игроки продолжают искать подходящую карточку.
Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.

«Слова двойняшки»

Задачи: Знакомство с понятием «Многозначные слова»

Активизация и обогащение словарного запаса

Развитие связной речи в процессе составления предложений с многозначными словами.

Оборудование: набор карточек с многозначными словами

Ход: Картинки раздаются детям. Дети называют слова, изображенные на картинках и затем, группируют их по общему признаку. Затем дети могут придумывать с этими словами предложения или небольшой рассказ.

«Делим слова на слоги»

Задачи: Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове

Развивать умение находить слова с определенным количеством слогов, соотносить количество слогов в слове с определенными цифрами

Учить четко произносить слова различной слоговой структуры.

Расширять и активизировать словарный запас

Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

Развить способности к  умение работать в соответствии с инструкцией

Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование :  картинки, игровое поле в виде четырех цветов и бабочки.

Ход игры:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши .
Вариант 2. воспитатель воспроизводит слово, ребёнок считает слоги и продвигает бабочку к соответствующей цифре.

 «Где спрятался звук»

Задачи: научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить психические процессы

Оборудование :  картинки, игровое поле в виде трех тучек и капельки.

Ход игры:

Перед началом ребенку нужно объяснить, что слово можно делить на 3 части: начало, середину и конец, и звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т. е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т. е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком.

После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т. е. стоит он в начале, середине или конце и показать с помощью капельки.

 Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.

Методические указания:

Прежде, чем учить ребенка определять место звука в слове, нужно научить малыша выделять нужный звук среди других.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития связной речи детей

Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития связной речи детей.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.  Основными средствами развития связной речи являются:- сказки;- дидактические игры;- ...

Презентация "Игры и упражнения для развития связной речи детей 5-го года жизни"

Презентация"Игры и упражнения для развития связной речи детей 5-го года жизни"...

Круглый стол для родителей подготовительной группы «Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

повышение родительской компетенции в речевом развитии ребенка старшего дошкольного возраста....

Речевые игры и упражнения в развитии связной речи детей с ОНР

Речевые игры и упражнения в развитии связанной речи детей с ОНР (слайд 1) (2 слайд) Речь ребёнка не является врождённой функцией.Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.Чем бо...

Игры и упражнения по развитию связной речи детей 5 – 7 лет в зимний период времени.

Целью игр по развитию речи зимой – это совершенствование связной речи, закрепление знаний о признаках зимы, расширение словарного запаса, развитие словесно-логического мышления и воображения, во...

"Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме...