"Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр!
материал по развитию речи
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_rebyonka_posredstvom_didakticheskih_igr.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Владимирский детский сад «Ручеек»
Доклад
Тема: «Развитие речи детей
посредством дидактических игр».
Воспитатель: Кандина О.В.
В ФГОС ДО говорится о том, что речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста.
Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Игра - основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.
Дидактическая игра -одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Значение дидактических игр в речевом развитии дошкольника
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Остановимся подробнее на основных видах дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно - печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.
Игры с использованием предметов, игрушек и картинок.
Игры - типа «Угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи.
С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.
Игры - типа «Чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.
Игры с куклой. Основная цель этих игр - закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т.д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.
Словесные игры построены на словах и действиях. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту.
Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.
Игровая деятельность направлена:
Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Её задачи и содержание определяется с учётом познавательных возможностей детей и предполагает освоение значений слов на уровне элементарных понятий.
2. Воспитание звуковой культуры речи. Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному произношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку чёткой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учётом задач и условий общения.
3. Формирование грамматического строя речи. Данная задача предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлечённостью. Дети усваивают грамматический строй практически, путём подражания речи взрослых и языковых обобщений. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.
4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.
а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ей спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения.
В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения - монолога.
б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.
5. Формирование элементарного осознание языка и речи. Данная задача обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. В подготовительной группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов. Детей также учат производить слоговой анализ слов, анализ словесного состава предложений. Всё это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.
Структура дидактической игры
Структура дидактической игры включает:
- дидактическую задачу;
- содержание;
- игровые действия;
- игровые правила.
Дидактическая задача
Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, с помощью определенных игровых действий.
Содержание игры
Образовательное содержание в дидактических играх охватывает разные стороны ознакомления детей с окружающим и включает в себя: закрепление представлений детей о предметах домашнего обихода, игрушках, об объектах и явлениях природы. Например, растениях, животных, сезонных изменениях; о труде взрослых, их профессиях, о средствах передвижения; упражнения в узнавании, различении, назывании объектов по внешнему виду, по отдельным качествам; уточнение понятий, способов обобщения, классификации предметов, явлений и т.д.
Игровые действия
Под игровым действием следует понимать не любое производимое в игре действие, а главным образом то, которое имеет действительно игровой характер, создает игровую ситуацию, игровые взаимоотношения.
Характер игровых действий может быть следующим;
- складывание,
- изображение cюжетно-ролевых отношений,
- движение,
- прятание, поиск,
■ разыгрывание ролей и сюжетов на основе литературных произведений,
- подбор примеров,
- загадывание и отгадывание,
- соревнование,
- разыгрывание фантов и т.д.
Чем разнообразнее игровые действия, тем дольше можно удерживать внимание ребенка на решении дидактических задач. Стимулом для решения обучающей задачи в игре становится не прямое указание воспитателя, а естественное для дошкольника стремление играть.
Игровые правила
Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре могут быть разными: одни определяют характер игровых действий, и их последовательность другие регулируют отношения играющих. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение правил и совершение запрещенных действий. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Через правила дидактической игры воспитатель направляет ее по заданному руслу.
Игровые правила могут быть, к примеру, следующими:
■ кто ошибется, тот платит фант;
■ кто заметит небылицу в рассказе или стихотворении, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы;
■ отбирать карточки для настольно-печатных игр можно только
по сигналу водящего.
Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.
Дидактические игры и упражнения
Дидактические упражнения отличаются от дидактических игр тем, что в них нет игровых правил и игровых действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр
Учебно-методические материалы...
Опыт работы воспитателя по теме: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр экологического содержания»
С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Следовательно, учитывая все преимущества дидактической игры и ее влиян...
Семинар – практикум: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр».
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...
Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр.
В данном материале наглядно представлена информация о видах дидактических игр. А также представлены игры собственного изготовления....
Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"
Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"...