Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Бабочки»
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Чечулина Надежда Викторовна

Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат», с наглядной опорой в виде мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx256.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Стрелицкий д/с «Лебедь» общеразвивающего вида Семилукского муниципального района Воронежской области.





Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Бабочки»

Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат», с наглядной опорой в виде мнемотаблиц.



                                                                                            


             Подготовила

             Воспитатель:

                                                                                                                       Чечулина Н.В; 1КК.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемотаблиц, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: упражнять в  составлении простых  предложений самостоятельно, опираясь на схемы.

2. Совершенствовать связную речь.

3. Расширять словарный запас.

4. Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим     содержанием.

5. Развивать зрительную память, мышление, координацию движений.

6. Воспитывать культуру речевого общения.

7. Воспитывать любовь к животным.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приемы: организационный момент, Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай ласковое слово», чтение произведения, беседа, пересказ с опорой на мнемотаблицы.

Оборудование: доска,  картинки с изображением медведицы и медвежат, графические схемы.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях, чтение рассказа В.В.Бианки «Купание медвежат».

Словарная работа: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала,  испугался.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

«Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись».

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) Я вам загадаю сейчас загадку, а вы отгадайте о ком идёт речь.

Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.

Воспитатель: Догадались, что это за звери?

Ответы детей: Медведи.

Воспитатель: Правильно, это медведи. ( показ картины с изображением медведя)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему этих животных так называют ?

Ответы детей: Потому что они ведают( знают), где есть мёд.

Дидактическая игра: «Придумай ласковое  слово»

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете медведя? (Медвежонок, Мишутка и т.д.) . Молодцы, ребята.

 

2.Чтение рассказа.

Воспитатель: Ребята, сегодня  я вам прочитаю рассказ «Купание медвежат». 

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

https://s3.deti123.ru/prod/source/origin/tales/1/Screenshot_1565.jpg

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

https://s3.deti123.ru/prod/source/origin/tales/1/Screenshot_1564.jpg
 

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали, скажите, о ком этот рассказ? Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)

Воспитатель показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.

А что означает слово «бурая»?(Значение слова по словарю Ушакова: 
Серовато-коричневый.  Черный с красноватым отливом (о масти лошади, о цвете шерсти). 
Бурый медведь. )

Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке) .

Воспитатель: И что медведица сделала? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.) А что значит «за шиворот»? (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. за шиворот -за ворот, за воротник.  ) А почему так делают животные? (чтобы успокоить детёнышей)

Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.) А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому? (погружать, опускать)

Воспитатель: Медведица купает медвежонка, заботиться о нём, значит она какая? (медведица заботливая).

Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная).

Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размере? (медведица большая).

Воспитатель: Как сказать по - другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).

Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)

Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).

Воспитатель: Что сделала мама-медведица  медвежонку? (Медведица догнала  и надавала медвежонку шлепков). А что значит слово  «шлепок»? (Толковый словарь Ожегова. шлепок - удар плашмя (чем-нибудь мягким), шлепнула легонько, не больно, любя )

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните , о каком времени  года говорится в произведении? Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день ? (знойный) Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах,шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).

Воспитатель: Остались  медвежата  довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)

Воспитатель: А какие вы сказки знаете про медведей? ( «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д.)

Физминутка про лес

Мы заходим с вами в лес  (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!  (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.  (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.  (Раз, два, три …)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.  (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

 Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Я вам  прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать рассказ я буду с помощью схем (мнемотаблиц).

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого.

 Очутившись снова на земле, оба малыша остались  довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная  вода хорошо освежила их.

Пересказ рассказа по мнемотаблицам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми)

Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.

Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.

А потом? ( Как убежал медвежонок в лес)

А потом? (Как купали второго медвежонка.) .

И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольны.)

Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к доске)

3. Итог занятия:

Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились? («Купание медвежат»)

Воспитатель: А на какое произведение похож наш рассказ? ( На рассказ В.В.Бианки «Купание медвежат». )

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?( бурая, за шиворот, окунала, знойный и т.д.)

Воспитатель: Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?

Ответы детей:…

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на занятии, вы молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Цель: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. Задачи:  Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.  Упражнять в делении слова на слоги, в ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в Страну Красивой речи"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года.Задачи:Об...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...