Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Бабочки»
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)
Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат», с наглядной опорой в виде мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 256.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Стрелицкий д/с «Лебедь» общеразвивающего вида Семилукского муниципального района Воронежской области.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Бабочки»
Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат», с наглядной опорой в виде мнемотаблиц.
Подготовила
Воспитатель:
Чечулина Н.В; 1КК.
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемотаблиц, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: упражнять в составлении простых предложений самостоятельно, опираясь на схемы.
2. Совершенствовать связную речь.
3. Расширять словарный запас.
4. Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
5. Развивать зрительную память, мышление, координацию движений.
6. Воспитывать культуру речевого общения.
7. Воспитывать любовь к животным.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы: организационный момент, Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай ласковое слово», чтение произведения, беседа, пересказ с опорой на мнемотаблицы.
Оборудование: доска, картинки с изображением медведицы и медвежат, графические схемы.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях, чтение рассказа В.В.Бианки «Купание медвежат».
Словарная работа: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, испугался.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
«Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись».
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) Я вам загадаю сейчас загадку, а вы отгадайте о ком идёт речь.
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
Воспитатель: Догадались, что это за звери?
Ответы детей: Медведи.
Воспитатель: Правильно, это медведи. ( показ картины с изображением медведя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему этих животных так называют ?
Ответы детей: Потому что они ведают( знают), где есть мёд.
Дидактическая игра: «Придумай ласковое слово»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете медведя? (Медвежонок, Мишутка и т.д.) . Молодцы, ребята.
2.Чтение рассказа.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам прочитаю рассказ «Купание медвежат».
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали, скажите, о ком этот рассказ? Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Воспитатель показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.
А что означает слово «бурая»?(Значение слова по словарю Ушакова:
Серовато-коричневый. Черный с красноватым отливом (о масти лошади, о цвете шерсти). Бурый медведь. )
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке) .
Воспитатель: И что медведица сделала? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.) А что значит «за шиворот»? (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. за шиворот -за ворот, за воротник. ) А почему так делают животные? (чтобы успокоить детёнышей)
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.) А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому? (погружать, опускать)
Воспитатель: Медведица купает медвежонка, заботиться о нём, значит она какая? (медведица заботливая).
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная).
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размере? (медведица большая).
Воспитатель: Как сказать по - другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).
Воспитатель: Что сделала мама-медведица медвежонку? (Медведица догнала и надавала медвежонку шлепков). А что значит слово «шлепок»? (Толковый словарь Ожегова. шлепок - удар плашмя (чем-нибудь мягким), шлепнула легонько, не больно, любя )
Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните , о каком времени года говорится в произведении? Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день ? (знойный) Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах,шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).
Воспитатель: Остались медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
Воспитатель: А какие вы сказки знаете про медведей? ( «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д.)
Физминутка про лес
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три …)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Я вам прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать рассказ я буду с помощью схем (мнемотаблиц).
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого.
Очутившись снова на земле, оба малыша остались довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная вода хорошо освежила их.
Пересказ рассказа по мнемотаблицам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми)
Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.
А потом? ( Как убежал медвежонок в лес)
А потом? (Как купали второго медвежонка.) .
И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольны.)
Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к доске)
3. Итог занятия:
Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились? («Купание медвежат»)
Воспитатель: А на какое произведение похож наш рассказ? ( На рассказ В.В.Бианки «Купание медвежат». )
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?( бурая, за шиворот, окунала, знойный и т.д.)
Воспитатель: Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?
Ответы детей:…
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на занятии, вы молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Цель: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. Задачи: Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Упражнять в делении слова на слоги, в ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в Страну Красивой речи"
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года.Задачи:Об...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...