Программа
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Целью данной программы является: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_po_did.igram_.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань
"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 6 "Рябинка".
Дополнительная рабочая программа
«Дидактические игры как средство развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023г.
Разработчик:
Прокопович Наталья Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
г.Нягань 2022,
Пояснительная записка
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научноисследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигенции в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. С ведение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) основой деления на образовательные области стали пять основных направление развития ребёнка дошкольного возраста : социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В отдельную образовательную область выделено речевое развитие. Согласно ФГОС ДО:
речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Для развития связной речи ребёнка необходимо использовать различные дидактические игры, проводить непосредственно образовательную деятельность.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное
звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.
В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Проблема развития связной речи особенно актуальна в наше время, так как из жизни ребёнка уходит речь. Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег, поэтому между родителями и детьми преобладает обиходно – бытовая лексика. Отсутствуют эпитеты, сравнения, образные выражения, всё это делает речь скучной, однообразной, маловыразительной. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребёнком не всегда правильную речь.
Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Мы считаем, что дидактические игры являются для ребёнка особым видом познавательной деятельности, которая приведёт к развитию связной речи. Актуальность программы
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во –вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе.
Разработанная программа является составной частью программ «Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О. С. Ушаковой
Целью данной программы является: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
- формирование системы научных знаний о природе и обществе;
- развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
- воспитание познавательных интересов, любознательности;
- формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и детьми в разных ситуациях. При разработке программы ориентировались на следующие принципы:
- принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
- Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы ориентированы на детей старшего дошкольного возраста);
- принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
- принцип индивидуализации (предлагается максимальный учёт особенностей каждого воспитанника);
- принцип результативности;
- принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
- принцип меж предметности (связь программы с другими предметами и видами деятельности). Срок реализации программы
Программа рассчитана на работу с подгруппой детей 5-6 лет с оптимальным количеством детей 10 человек. Программа предполагает 1 год обучения на основе усложнения программного материала и технологий педагогической работы с детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по апрель, 27 занятий в год. Основная форма работы с детьми - занятия длительностью до 25 минут. Форма обучения - подгрупповые и индивидуальные занятия.
Поставленные задачи достигаются при использовании следующих методов:
-СЛОВЕСНЫЕ (объяснение, рассказ новой темы);
-НАГЛЯДНЫЕ (таблицы, схемы, рассматривание иллюстраций) ;
-ПРАКТИЧЕСКИЕ (составление рассказа по картине, составление рассказ из личного опыта; составление описательного рассказа); Методы и приемы.
Наглядные методы: рассматривание картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения.
Формы и режим непосредственно образовательной деятельности
Занятия по обучению связной речи (составление рассказа по картине, составление рассказ из личного опыта, составление описательного рассказа, пересказ) проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с перспективным планированием. Продолжительность занятий 20-25 минут,
Занятия состоят из нескольких частей, объединённых одной темой.
В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая» гимнастика, упражнения для глаз, или упражнения на релаксацию в конце каждого занятия подводится итог.
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить речевую подготовку дошкольников и вывести их на уровень, достаточный для успешного обучения в школе. Ожидаемые результаты:
Система работы по развитию связной речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии.
- Повышается культура речи, обогащается словарь. Дети владеют умением участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении, быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса. В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
- Повышается точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает правильно строить предложения с причинно-следственной связью. Развивается логическое мышление.
- Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный, твердый — мягкий, ударный — безударный гласный, место звука в слове.
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.
- Ребенок сможет:
- проводить анализ, сравнение, обобщение, классификацию предметов;
- составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты;
- подбирать слова для описания предмета с целью выделения определенных качеств;
- уметь подбирать синонимы, словообразование;
- выразительно пересказывать текст, без помощи вопросов педагога; - подбирать определения (прилагательные, называть действия (глаголы) - отчетливо произносить слова с естественной интонацией.
Календарно-тематическое планирование Старшая группа (6-7 лет)
Месяц | Цели | Содержание деятельности | Работа с родителями | Часы |
Сентябрь | Развивать у детей слуховое внимание. Выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, расширять словарный запас, учить сравнивать и обобщать, составлять сложноподчинённые предложения. Закрепление слова-обобщения: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам. Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
| 1.Дидактические игры: «Испорченный телефон» "Один - много", «Лови и называй», «Измени слово» «Четвёртый лишний» Лото «В мире растений» «Где начало рассказа?» 2.Артикуляционная гимнастика «Лопатка», «Варенье», «Лошадка», «Заборчик».
«Повтори скороговорку».
| Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребенка с помощью Дидактических игр» | 2 |
дифференциацию звуков «Д», «Г», «Х», «Ц» 6. Дыхательная гимнастика «Море», «Дует, дует ветерок». | ||||
Октябрь | Подбирать определения к предмету, явлению. Учить устанавливать связи между предметами, умение объяснять, доказывать, развитие памяти, фантазии, речи. Закрепить умение в подборе определений к заданному слову; образовывать притяжательные прилагательные (значение принадлежности) и прилагательные от слов существительных. Развивать фонематическое слуховосприятия: дифференциацию гласных и согласных звуков. Развивать логическое мышление, умение строить связные высказывания типа рассуждений, использовать различные средства связи частей предложения. Формировать навык выражения собственного мнения. Определение деталей одного объекта, развитие внимания, духа соперничества. | 1.Дидактические игры: «Какая, какое, какой?» «Логический поезд» «Вершки-корешки» 2.Занятие по развитию речи «В гости к Лесовичку» 3.Работа по составлению загадок 4.Игра «Покажи кто это»
| Разучивание стихов совместно с родителем, показ взрослого правильной интонации, мимики, жестов. | 3 |
Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). | ||||
Ноябрь | Классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение. Активизировать словарь глаголов. Дифференциация сходных понятий. Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
| 1.Дидактические игры: «Какое что бывает?» «Фрукты – овощи», «Фруктыягоды» 2.Игра с мячом «Маленькие поварята» 3.Составление рассказовописаний об овощах и фруктах по схемам.
«Добро-добрая» … (по родам).
| Создании речевого альбома «Копилка слов» | 4 |
Декабрь | Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Развивать у детей умения строить сложноподчинённые предложения, применять в речи слова–антонимы, образовывать новые слова с помощью уменьшительноласкательных суффиксов. Воспитывать желание творить добрые поступки, чувство восхищения родной природой. Активизация глагольного словаря. Дифференциация понятий «одежда» и «обувь». Обучать детей устанавливать связи между объектами, изображёнными на картине. Учить находить объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению, находить объекты, которые «не дружат». | 1.Дидактические игры: «Наоборот» «Новоселье» «Эстафета» 2. Развивать у детей умение фантазировать и активизировать словарь детей через игровое задание: «Придумай окончание сказки» 3.Артикуляционная гимнастика «Дудочка», «Лесенка», «Иголочка», «Маляр», «Пароход»
Незнайке» | Рекомендации на стенде «Развитие связной речи в семье» | 3 |
Январь | Развивать ассоциативность мышления, обучать детей сравнениям разнообразных систем. | 1.Дидактические игры: «На что похоже» | Разучивание стихов ребенка совместно с родителем, показ взрослого правильной | 4 |
Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Развивать логическое мышление, связную речь, зрительное восприятие, тренировка памяти, учить последовательно раскладывать картинки. Обогащать воображение, способствовать развитию творческой деятельности, детского мышления, речи. Развитие связной речи, воображения, высших форм мышления - синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
| «Маша-растеряша» «Кто больше заметит небылиц?» «Что сначала, что потом» «Играем в сказку» 2.Игровое упражнение «Если бы…» 3.Игры на звукоподражание «Звонкий петух», «Злой волк», «Свинья», «Барашек», «Гусь» 4. Потешка «Все звери у дела». 5. Рассказывание сказки «Зимовье зверей» при помощи настольного театра. | интонации, мимики, жестов. | ||
Февраль | Формировать умение прочувствовать сюжет сказки, самостоятельно выбрать иллюстрации, уметь рассказать сказку младшим детям. Развивать умение определять количество слогов в словах активизировать мыслительную деятельность детей по средствам | 1.Создание с детьми серии сюжетных картинок по сказкам «Сказка учит и воспитывает» 2.Мнемотаблица «По дорожкам сказок» | Мастер- класс «Развитие речи и памяти детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники». | 4 |
игровых заданий; - Развивать зрительное и тактильное восприятие, логическое мышление, речь, память; -развивать мелкую моторику; -развивать речь детей: формировать умение строить предложения, добиваться четкого произношения слов. -воспитывать у детей чувство взаимовыручки, коллективизма; Учить образовывать новые слова с помощью уменьшительноласкательных суффиксов, составлять мини – рассказы по сюжетной картине. Развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
| 3.Дидактическая игра «Где чья мама?» 4.Игра- импровизация «Волшебные картинки» 5.Игра «Доскажи словечко». | |||
Март | Развивать связную речь детей, мелкую моторику обогащать словарный запас детей, формировать память, самостоятельность. Учить детей отмечать положительные и отрицательные черты объекта. |
| Памятка для родителей «Загадки как средство развития речи детей» | 3 |
Закрепить умение образовывать формы дательного падежа. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные. Учить выделять картины по настроению. Развитие артикуляционного аппарата, работа над речевым дыханием, воспитание силы, высоты и тембра голоса, работа над звукопроизношением. | «Оживления» 3.Игра с мячом «Приготовим сок для мамы» 4.Игра «Найди эмоцию». 5. Отгадывание загадок про животных с использованием пальчикового театра.
| |||
Апрель | Способствовать развитию связной речи, обогащать и активизировать словарный запас, расширить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения. Учить подбирать нужные слова к определённой картинке, развивать фантазию, вызвать положительные эмоции, способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми. Развивать у детей слуховое внимание. Способствовать формированию внимания, памяти, связной речи, | 1.Дидактические игры: «Слово – иллюстрация» «Составь рассказ про…» «Составим вместе» «Придумай загадку по картине» 2.Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» 3. Игра «Доскажи словечко». | Консультация для родителей «Развиваем речь с помощью скороговорок» | 4 |
закрепление полученных знаний за год. Развитие артикуляционного аппарата, работа над речевым дыханием.
|
«Поклон», «Кошка», «Трубач»
|
Диагностика речевых навыков детей Основные параметры:
Цель исследования - выявить уровень сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
При обследовании у детей речевых навыков, я поставила следующие задачи:
- Определить особенности речевого развития у дошкольников;
- Выявить уровень развития речи (по следующим параметрам: лексический строй речи; грамматический строй речи; просодическая сторона речи; фонематический строй речи.
- Выявить отношение к речевым (дидактическим, словесным) играм у детей старшего дошкольного возраста;
4.Провести анализ результатов и спланировать педагогическую деятельность, по развитию речи дошкольников используя ряд игр, направленных на развитие коммуникативной деятельности. 5.Предложить методические рекомендации родителям воспитанников по данной проблеме.
Характеристика уровней:
Высокий уровень (от 2,4 – 3 баллов)
Творческая активность детей, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное исполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах деятельности).
Средний уровень (от 1,7 – 2,3 балла)
Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в игру, рассказ. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.
Низкий уровень (от 1 -1, 6 баллов) Не эмоционален, не активен, равнодушен, без интереса занимается, не способен к
самостоятельности.
Литература для педагога:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1999
- Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи. – М., 2002
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М., 2008
- Комарова Н. Ф. Комплексное руководство дидактическими играми в детском саду-М. ,2012
- Тихеева Е. И. развитие речи детей. – М., 1990
- Ушакова М. А. Развитие речи детей. - М. ,2000
- Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. – М., 1991
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. ,1988г 9.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985.
10.Ушаковой. О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов. / Под ред.
- М., 2012.
11.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М., 1981.
12.Ушакова О.С. Струнина Е.М., Развитие речи детей дошкольного возраста Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
13.Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2017 г.
14.Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». ТЦ Сфера 2017 г.
15.Ушакова. О.С.Развитие речи и творчества дошкольников. ТЦ Сфера 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...