Занятие по развитию словаря «Помощь Смешарикам»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сергеева Татьяна Александровна

Цель: развитие словаря

Возрастная группа: средняя

Задачи: Продолжать обогащать, уточнять и активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи. Помогать детям, активно участвовать в беседе на заданную тему. Продолжать развивать память, мышление, логику. Развивать моторику.

Оборудование: мяч, изображения предметов с недостающей деталью, цветные карандаши, презентация, ноутбук, проектор.

Место действия: групповая комната

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_slovarya_pomoshch_smesharikam.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию словаря «Помощь Смешарикам»

Цель: развитие словаря

Возрастная группа: средняя

Задачи: Продолжать обогащать, уточнять и активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи. Помогать детям, активно участвовать в беседе на заданную тему. Продолжать развивать память, мышление, логику. Развивать моторику.

Оборудование: мяч, изображения предметов с недостающей деталью, цветные карандаши, презентация, ноутбук, проектор.

Место действия: групповая комната

Ход занятия

- Ребята, мне сегодня пришло письмо от Бараша. В деревне Смешариков прошёл ураган и всё поломал. Все жители ушли в город, чтобы купить новые вещи, мебель и продукты. Наши друзья просят нас о помощи в уборке.

- Поможем им?

- Чтобы попасть к Смешарикам надо встать в круг, взяться за руки и прочитать волшебное заклинание. Повторяйте за мной:

«Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!» (2 раза)

- Ребята, только посмотрите! Мы находимся в доме Совуньи! Какой тут бардак. Поможем хозяйке все убрать? Для этого мы должны сказать что из чего сделано.

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

Воспитатель, обращаясь к ребенку, показывает картинку и говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, отвечает: «Кожаные».

Воспитатель: Рукавички из меха

Дети: Меховые.

(Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый; Рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная.)

- Молодцы! Всё назвали. Посмотрите как теперь стало чисто. Совунья очень обрадуется!

- Теперь отправимся в дом Пина. Для этого мы вновь встанем в круг и скажем заклинание.

«Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!»

- И тут погром! Как тут много разных вещей! Но не всё это нужно Пину. Чтобы разобраться тут нам надо найти лишние предметы.

Дидактическая игра «Лишнее слово»

Воспитатель называет слова, три из которых обозначают признак предмета, а четвертое слово – иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор: «Красный, зеленый и синий – это цвета. А круглый – это форма предмета».

(Красный, зеленый, синий, круглый; Деревянный, широкий, длинный, высокий; Резиновый, новый, стеклянный, железный; Холодный, теплый, сладкий, горячий; Пушистый, шершавый, громкий, гладкий.)

- Прекрасно! И тут мы справились. Теперь куда пойдём?

-Тогда отправляемся к Нюше! Вы помните, что надо сделать для этого?

-Правильно! Встаём в круг.

«Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!»

-Какой красивый у Нюши домик! Мы ведь знаем, что наша хрюшенька любит ласковые слова, поэтому и убирать мы будем с помощью ласковых слов. Назовите ласкательно предмет, и он уйдёт на своё место. В это нам поможет этот мячик.

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово, например, шар, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет второе слово -шарик.

(Стол - столик, ключ - ключик. Шапка - шапочка, белка - белочка. Книга - книжечка, ложка - ложечка. Голова - головка, картина - картинка. Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. Кукла - куколка, свекла - свеколка. Коса - косичка, вода - водичка. Жук - жучок, дуб - дубок. Вишня - вишенка, башня - башенка. Платье - платьице, кресло - креслице. Перо - перышко, стекло - стеклышко. Часы - часики, трусы - трусики.)

- Молодцы! Теперь здесь порядок. К кому мы отправимся сейчас?

- Хорошо, тогда мы направляемся к Копатычу. Встанем в круг и повторим волшебные слова.

«Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!»

- Ребята, как думаете, а что здесь не так?

- Правильно, на огороде не только фрукты, овощи и ягоды, но и разные железяки, одежда, а также другие вещи, которые тут не должны быть.

- Чтобы это всё разобрать и заново посадить урожай нам надо вспомнить всё, что тут росло.

Дидактическая игра «Я собрал в огороде…»

Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук и тд.».

- Какой прекрасный урожай у нас получился!

- Теперь отправляемся в дом Кар-Карыча.

«Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!»

-Ого! Тут всё поломано и многих деталей не хватает. Поможет нашему мудрому ворону?

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Воспитатель даёт детям картинки и задает вопрос об отсутствующей детали предмета, просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.

(кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла.)

- Ура, мы всё починили!

- Кому мы поможем дальше?

- Отлично! Тогда перемещаемся к Барашу.

«Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!»

- Ребята, ураган порвал все стихотворения Бараша! Чтобы их восстановить надо продолжить предложения!

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Воспитатель кладёт перед детьми картинки и начинает говорить предложение. Задача - детей это предложение закончить.

(Повар чистит ножом …Столяр строгает рубанком …Маляр красит кистью …Фермер косит косой …Парикмахер укладывает феном … Портной кроит ножницами …Лесоруб рубит топором …)

-Молодцы! Теперь мы смогли помочь Барашу.

- Остались только Крош и Ёжик. Они жили вместе, потому что Крош строит себе новый домик.

- Ну, что готовы?

- Отправляемся!

«Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!»

- В домике Ёжика ураган разбросал все вещи. Чтобы их собрать нам надо собрать их по группкам.

Дидактическая игра «Что бывает …?»

Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

(Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня...); Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...); Что бывает высоким? (Гора, дерево, дом, шкаф...);Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, платье...); Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...); Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки, торты, вафли...);. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка...);  Что бывает колючим? (Роза, кактус, иголки, ель, проволока...) и тд.)

- Молодцы!

- Детки, мы помогли Смешарикам и теперь можем вернуться в наши садик.

- Для этого мы должны произнести новое волшебное заклинание.

Повторяйте за мной:

«Сусака, масака, лэма, рэма, гэма. Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма!»

(из цикла сказок «Волшебник Изумрудного города»)

- Ребята, наконец-то мы в садике. Вам понравилось наше путешествие?

- Смотрите, ещё одно письмо!

- Оно от Бараша. Он говорит, что все жители только вернулись в свои дома. Они нам очень благодарны. И передают настольную игру.

- Вы рады?

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- Кому больше всего понравилось помогать?

- Понравилась ли вам настольная игра?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности «Этот загадочный мир».

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе коллективного сюжетного рисования происходит развитие сл...

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Гжельская роспись"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе декоративного рисования происходит развитие словаря дете...

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Городской транспорт"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе предметного рисования происходит развитие словаря детей ...

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Этажи леса"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе сюжетного рисования происходит развитие словаря детей по...

Конспект занятия по развитию словаря и грамматических категорий для детей с ОНР IVуровня речевого развития "Весна в лесу"

Итоговое занятие ( открытое занятие для родителей) по лексическим  темам весенней тематики....

Конспект занятия по развитию словаря в младшей группе «Весенние хлопоты»

Расширять активный словарь детей качественными прилагательными;-упражнять в употреблении существительных в родительном падеже единственном и множественном числе, в образовании звукоподражательных глаг...

Организация занятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста

Материал будет полезен для воспитателей детских садов при организации занятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста...