Дидактические игры по развитию словаря
материал по развитию речи

Сергеева Татьяна Александровна

Дидактические игры по развитию словаря

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_razvitiyu_slovarya.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию словаря

1. Дидактическая игра «Вчера, Сегодня, Завтра»

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Материал: мяч- 1 шт.

Игровая задача: рассказать об одном из дней

 Игровое правило: отвечает только тот, кому кинули мяч

Игровые действия: поймать мяч, ответить на вопрос и отдать мяч воспитателю

Ход игры: Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

Ребята, сегодня к нам прискакал звонкий мячик. Ему очень интересно узнать про нас что-то новое. Для этого мы сыграем в игру «Вчера, Сегодня, Завтра».

Садитесь все в круг. Сейчас я вам буду кидать мячик и задавать вопросы, а вы должны мне на них отвечать.(Кидает Маше)

- Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? (ответ ребёнка)

Выиграет тот, кто ответит на все вопросы воспитателя.

2. Дидактическая игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Материал: картинки – по кол-ву слов, мяч

Игровая задача: сказать какие предметы изображены на картинке

Игровое правило: нельзя выхватывать мяч и перебивать ребят

Игровые действия: поймать мяч, посмотреть на картинку и перефразировать сказанное воспитателем

Ход игры: воспитатель, бросая мяч ребенку, показывает картинку и говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

Воспитатель: Рукавички из меха

Дети: Меховые.(Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый; Рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная.)

Выиграет тот, кто назовёт самое большое количество правильных слов

3. Дидактическая игра «Лишнее слово»

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.

Материал: не требуется

Игровая задача: найти лишнее слово и объяснить свой выбор

Игровое правило: перебивать нельзя

Игровые действия: внимательно послушать объявление, поднять руку для ответа, если догадался какое слово лишнее

Ход игры: Воспитатель называет слова, три из которых обозначают признак предмета, а четвертое слово – иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор: «Красный, зеленый и синий – это цвета. А круглый – это форма предмета».

Детки, сейчас мы с вами поиграем в игру «Лишнее слово».

Я буду называть 4 слова, а вы, после того как внимательно послушаете, скажите какое слово лишнее и почему. (Красный, зеленый, синий, круглый; Деревянный, широкий, длинный, высокий; Резиновый, новый, стеклянный, железный; Холодный, теплый, сладкий, горячий; Пушистый, шершавый, громкий, гладкий.)

Побеждает тот, кто назовёт всё правильно

4.Дидактическая игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Материал: мяч

Игровая задача: поменять слово на ласковую форму

Игровое правило: перебивать нельзя, отвечает только тот, у кого в руках мяч, надо обязательно дослушать до конца ответ

Игровые действия: поймать мяч, назвать уменьшительно-ласкательную форму и отдать мяч воспитателю.

Ход игры: Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово, например, шар, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет второе слово -шарик.

- Ребята, к нам в гости пришел Вини-Пух. Он очень хочет с нами поиграть в игру «Скажи ласково». Для этого мы сейчас сядем в кружок. Я возьму мячик и буду кидать его вам, называя разные слова. Как только вы помаете мяч, надо назвать ласковую форму этого слова. (Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.)

Выиграет тот, кто назовёт все слова правильно

5.Дидактическая игра «Я собрал в огороде…»

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти

Материал: не требуется

Игровая задача: повторить за предыдущим игроком и назвать своё слово

Игровое правило: нельзя перебивать, все говорят по очереди

Игровые действия: внимательно слушать всё, что говорили предыдущие игроки, сказать это и добавить 1 своё слово

Ход игры: Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки.

Ребята, сегодня мы будем играть с вами в одну очень увлекательную игру, которая называется «Я собрал в огороде…»

Вам надо внимательно слушать всё, что говорили предыдущие игроки, сказать это и добавить 1 своё слово. Побеждает тот, кто останется в игре последним.

 В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".

Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....

Дидактические игры для развития словаря. Старшая группа.

Дидактические игры для развития словаря ...

Дидактические игры по развитию словаря

Картотека дидактических игр по развитию словаря...

Дидактические игры на развитие словаря детей 2 младшей группы.

Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребёнком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование иг...

Дидактические игры на развитие словаря ребенка

Материал для педагогов и родителей...

Сборник "Дидактические игры на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста"

Сборник содержит дидактический материал для применения воспитателями и родителями в работе с детьми 5-6 лет....