Дидактические игры по развитию словаря
материал по развитию речи
Дидактические игры по развитию словаря
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию словаря
1. Дидактическая игра «Вчера, Сегодня, Завтра»
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.
Материал: мяч- 1 шт.
Игровая задача: рассказать об одном из дней
Игровое правило: отвечает только тот, кому кинули мяч
Игровые действия: поймать мяч, ответить на вопрос и отдать мяч воспитателю
Ход игры: Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.
Ребята, сегодня к нам прискакал звонкий мячик. Ему очень интересно узнать про нас что-то новое. Для этого мы сыграем в игру «Вчера, Сегодня, Завтра».
Садитесь все в круг. Сейчас я вам буду кидать мячик и задавать вопросы, а вы должны мне на них отвечать.(Кидает Маше)
- Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? (ответ ребёнка)
Выиграет тот, кто ответит на все вопросы воспитателя.
2. Дидактическая игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Материал: картинки – по кол-ву слов, мяч
Игровая задача: сказать какие предметы изображены на картинке
Игровое правило: нельзя выхватывать мяч и перебивать ребят
Игровые действия: поймать мяч, посмотреть на картинку и перефразировать сказанное воспитателем
Ход игры: воспитатель, бросая мяч ребенку, показывает картинку и говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
Воспитатель: Рукавички из меха
Дети: Меховые.(Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый; Рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная.)
Выиграет тот, кто назовёт самое большое количество правильных слов
3. Дидактическая игра «Лишнее слово»
Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.
Материал: не требуется
Игровая задача: найти лишнее слово и объяснить свой выбор
Игровое правило: перебивать нельзя
Игровые действия: внимательно послушать объявление, поднять руку для ответа, если догадался какое слово лишнее
Ход игры: Воспитатель называет слова, три из которых обозначают признак предмета, а четвертое слово – иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор: «Красный, зеленый и синий – это цвета. А круглый – это форма предмета».
Детки, сейчас мы с вами поиграем в игру «Лишнее слово».
Я буду называть 4 слова, а вы, после того как внимательно послушаете, скажите какое слово лишнее и почему. (Красный, зеленый, синий, круглый; Деревянный, широкий, длинный, высокий; Резиновый, новый, стеклянный, железный; Холодный, теплый, сладкий, горячий; Пушистый, шершавый, громкий, гладкий.)
Побеждает тот, кто назовёт всё правильно
4.Дидактическая игра «Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Материал: мяч
Игровая задача: поменять слово на ласковую форму
Игровое правило: перебивать нельзя, отвечает только тот, у кого в руках мяч, надо обязательно дослушать до конца ответ
Игровые действия: поймать мяч, назвать уменьшительно-ласкательную форму и отдать мяч воспитателю.
Ход игры: Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово, например, шар, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет второе слово -шарик.
- Ребята, к нам в гости пришел Вини-Пух. Он очень хочет с нами поиграть в игру «Скажи ласково». Для этого мы сейчас сядем в кружок. Я возьму мячик и буду кидать его вам, называя разные слова. Как только вы помаете мяч, надо назвать ласковую форму этого слова. (Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.)
Выиграет тот, кто назовёт все слова правильно
5.Дидактическая игра «Я собрал в огороде…»
Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти
Материал: не требуется
Игровая задача: повторить за предыдущим игроком и назвать своё слово
Игровое правило: нельзя перебивать, все говорят по очереди
Игровые действия: внимательно слушать всё, что говорили предыдущие игроки, сказать это и добавить 1 своё слово
Ход игры: Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки.
Ребята, сегодня мы будем играть с вами в одну очень увлекательную игру, которая называется «Я собрал в огороде…»
Вам надо внимательно слушать всё, что говорили предыдущие игроки, сказать это и добавить 1 своё слово. Побеждает тот, кто останется в игре последним.
В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".
Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....
Дидактические игры по развитию словаря
Картотека дидактических игр по развитию словаря...

Дидактические игры на развитие словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня.
Подбор дидактических игра на развитие антонимии....

Дидактические игры на развитие словаря детей 2 младшей группы.
Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребёнком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование иг...

Сборник "Дидактические игры на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста"
Сборник содержит дидактический материал для применения воспитателями и родителями в работе с детьми 5-6 лет....