«Нетрадиционные подходы в запуске и развитии речи детей раннего возраста с использованием разнообразных игр с мячом» В рамках реализации парциальной программы Л.Н. Волошиной «Мой веселый звонкий мяч»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Волосатых Елена Николаевна

    В настоящее время, коррекционная педагогика включает в себе не только формирование речи детей, но и развитие их физического и психического здоровья, нормализацию двигательной активности и успешной социализации.

    Умение ребенка выполнять несколько действий одновременно, по мнению физиологов, в мозг поступает значительное количество кислорода, что позволяет питать нервные клетки. Тем самым, чем больше ребенок выполняет разных движений, тем лучше стимулируется речедвигательный анализатор, что способствует восстановлению речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Нетрадиционные подходы в запуске и развитии речи детей раннего возраста с использованием разнообразных игр с мячом» В рамках реализации парциальной программы Л.Н. Волошиной

«Мой веселый звонкий мяч»

Тема: «Инновационные формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья как условие обеспечения

эффективного освоения ими образовательных программ»)

    Одной из основной задачей на сегодняшний день в развитии ребенка раннего возраста является формирование речевых способностей. Проблема в развитии речевой активности детей обусловлена несколькими негативными факторами.

  1. Ухудшение состояния здоровья детей.
  2. Снижение объема «живого» общения родителей и детей.
  3.  Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.
  4. Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.
  5. (Стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

    В настоящее время, коррекционная педагогика включает в себе не только формирование речи детей, но и развитие их физического и психического здоровья, нормализацию двигательной активности и успешной социализации.

    Умение ребенка выполнять несколько действий одновременно, по мнению физиологов, в мозг поступает значительное количество кислорода, что позволяет питать нервные клетки. Тем самым, чем больше ребенок выполняет разных движений, тем лучше стимулируется речедвигательный анализатор, что способствует восстановлению речевых нарушений.

     По мнению психологов, в движении, ребенок лучше и быстрее познает окружающий мир, а любознательность способствует расширению пассивного и активного словаря. 

    Одной из традиционной технологий во всестороннем развитии детей является, мяч. Это одна из любимейших игрушек детей. Любой ребенок имеет возможность играть с мячом. В современных магазинах имеется широкий выбор разнообразных мячей по цвету, размеру и даже форме.

    Игры с мячом, являются источником радости и активности, что положительно сказывается на физическом и психическом здоровье детей.

    Игры с мячами, сопровождаемые речью ребенка, позволяют координировать движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Для дошкольников умение согласовывать речь с движением, является преобладающим методом. 

    Игры с мячами в раннем детстве способствуют развитию самостоятельности, помогают решать познавательные задачи, играют важную роль в обогащении речи детей, помогают уточнить имеющийся запас слов, в процессе игр с мячами у детей формируются простые навыки образования новых слов. Играя с мячом, ребенок не замечает, что он учится, тем самым формирование новых способностей происходит быстрее.

     Цель. Показать значимость игр с мячом в раннем возрасте для эмоционального, физического и интеллектуального развития ребенка.

Задачи.

  1. Развивать слуховое внимание, закреплять произношение звукоподражания.
  2. Расширять словарный запас.
  3. Развитие понимания речи взрослого, различение простых слов, расширение активного словаря.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.
  5. Развитие ориентировки в пространстве
  6. Развитие установления связи между словом и мячом на практике.
  7. Вызвать интерес и желание к проведению игр у малышей.

      Развивать все эти способности нам помогает парциальная программа и авторская технология «Мой веселый, звонкий мяч» физическое развитие детей раннего возраста (Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова, Л.В. Серых).

     Программа «Мой веселый звонкий мяч» содержит двигательно- игровые упражнения с использованием разных мячей по размеру, фактуре (гладкие, шершавые, «ежики»), весу, цвету. Мячи помогают обогащать двигательный, сенсорный, речевой опыт детей.

     Формирование навыков игр и упражнений с мячом детей раннего возраста имеет свои особенности, в обучении преимущественно используются игровые приемы. Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей - ведущий прием в обучении малышей. В этом возрасте ребенок не владеет обобщенными способами действий в словесном выражении и поэтому не всегда может понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» и т.п. Например, показывая, как надо бросать мяч вдаль двумя руками из-за головы, взрослый сопровождает показ простым, доступным для понимания пояснением: «Я сейчас брошу мяч далеко-далеко. Смотри, как я это делаю. Я беру его двумя руками и поднимаю вверх. Какой красивый у меня мяч! А теперь я спрячу его за голову. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, катает, бросает и т.д. Знакомясь со свойствами мяча, можно сказать, что игры с мячом развивают умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Способствуют развитию мелкой моторики у детей раннего возраста и закреплению сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

     В работе с детьми используем разные виды мячей (большие и маленькие, резиновые и тряпичные, легкие и тяжелые), играем с детьми в такие игры, как «Колобок», «Прокати мяч», «Мой веселый звонкий мяч», «Солнышко и тучки», «Найди свой мяч» и другие. Действия с мячами мы сопровождаем короткими стихами для лучшего усвоения упражнений, что помогает сделать занятие более понятным для малыша, помогает задавать ритм игровым упражнениям. еще малыши любят выполнять движения с мячами под музыку. Это доставляет им много радости и веселья.

      Так же знакомим детей с мячами Фребеля. Фридрих Фребель (1782-1852) –немецкий педагог, который является основателем первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

     Это первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.  Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.           

       Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. 

      Их можно покрутить, покачать, сжать в ладошке -это самые простые игры с мячами. Еще из этих цветных мячей дети учатся выкладывать разные фигуры (квадраты, треугольники, круги, бусы, гирлянды). Мячи Фребеля помогают малышам закреплять цвета, тренировать глазомер, выполнять гимнастику для глаз.  

     С помощью этих мячей обучаем детей направлению движения предмета (вправо, влево, назад, вперед, вверх, вниз), это позволяет формировать пространственную ориентацию ребенка. Формируем умение детей рассматривать один и тот же предмет, выделяя его различные качества (форма, цвет, величина, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т.д.)  Мячи могут использоваться на занятиях по физкультуре, развитию речи, по ознакомлению с окружающим, в свободной деятельности и в индивидуальной работе.                                                              

     Игры с мячами помогают детям развивать ловкость и выносливость, а самое главное создавать благоприятный климат в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова

Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....

Конспект НОД по развитию речи детей раннего возраста с использованием музыкальной деятельности «Мы пошли гулять»

Игровое занятие с детьми 1 мл.группы по развитию речи с использованием музыкального материала и оформления....

Развитие речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора.

Презентация. Развитие речи детей раннего возраста сиспользованием малых формфольклора....

Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию « Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: « В гости к Сказке»

ВоспитателиМБДОУ №24 "Солнышко"Мякишева Оксана Константиновна; ОД провела : Ганина Марина Александровна...

Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: « В гости к сказке»

Цель: Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора.Задачи:1.      Продолжать формировать у детей интерес к театрализованной игре.2....