План по самообразованию «Мнемотехника - метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)
Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:
-Ограниченность детского словаря;
-Дети не владеют речевыми жанрами;
-У многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих. (Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя).
Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.
Наблюдая за своими воспитанниками, я отметила, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Большинство детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже.
Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.
И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.
Одним из таких методов является метод мнемотехники. Мнемотехника - метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_na_2023-24_god_po_samoobrazovaniyu_posl.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 по приоритетному осуществлению деятельности по познавательно-речевому развитию детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию
«Мнемотехника - метод развития речи детей
младшего дошкольного возраста»
Автор составитель: Смирнова Н.В.,
Воспитатель высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2023
Актуальность
Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:
-Ограниченность детского словаря;
-Дети не владеют речевыми жанрами;
-У многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих. (Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя).
Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.
Наблюдая за своими воспитанниками, я отметила, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Большинство детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже.
Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.
И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.
Одним из таких методов является метод мнемотехники. Мнемотехника - метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Цель-данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи;
2. Расширять и обогащать словарный запас детей;
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации);
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
1.Основная часть.
Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.
К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные, то теперь использует и притяжательные. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Дети второй младшей группы еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Иногда мои воспитанники знали, как называется предмет, но не могли назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяли часть из целого.
Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний. Все эти несовершенства - возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. И роль взрослых (педагогов, родителей) в этом процессе необычайно велика! Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В.К.Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А.Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В.Большева – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Изучив опыт работ Т.А.Ткаченко, В.К.Воробьёвой, И.А.Поташко мною были сделаны выводы:
как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, колобок – жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования.
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» для детей 3-4 лет с использованием мнемотаблиц.
Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (Приложение 1, рис. 1, я последовательно переходила к мнемодорожкам (Приложение 1, рис. 2, а затем к мнемотаблицам (Приложение 2). При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Используя таблицы при заучивании стихотворений облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала. (Приложение 3).
В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.
В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры: «Кто спрятался?», «Угадай предмет», «Расскажи кукле сказку» и др.
Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:
1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета;
2. Раскрыть сущность в объекте;
3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна;
Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. (Приложение 4). Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений. (Приложение5).
2.Практическая часть (Объяснение, показ, беседа, инсценировки, игры-драматизации).
Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации).
В мнемотехнике существует шесть направлений:
1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.
2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.
3. Педагогическое - возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.
4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.
5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.
6. Современное (система Джордано и др.)
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- индивидуальная работа с родителями;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Заключение
Использование методов мнемотехники:
-облегчает запоминание и увеличивает объём памяти, развивает речь, мыслительную деятельность воспитанников;
-позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт;
-ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
-развивает творческое познание детей.
Я считаю, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учит детей управлять своей памятью увеличивать её объём, но и обеспечивает развитие всей умственной деятельности дошкольников и их творческое познание.
Тематический план на 2023-2024 год.
Месяц | Форма работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями | |
Сентябрь | Тема: заучивание стихотворения А. Барто. "Наша Таня громко плачет", Задачи: Познакомить детей с мнемоквадратами. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-. | Изучение научно-методической литературы | ||
Октябрь | Тема: заучивание стихотворения «Зайку бросила хозяйка» - заучивание стихотворения «Листики-листочки» Задачи: Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку, мнемотаблицу Упражнять в подборе определений к заданному слову, называть действия, Закрепить произношение зв. -п-, -пь-. | Работа с Интернет-ресурсами. | Повторить с детьми дома стихи «Зайку бросила хозяйка», «Листики листочки» | |
Ноябрь | Повторение стихотворения «Листики-листочки» Задачи: Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемотаблицу Тема: пересказ сказки «Курочка Ряба» Задачи: Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3слов, произношение звука –м-, -мь-. | Работа с Интернет-ресурсами. | Повторить с детьми дома сказку «Курочка ряба» | |
Декабрь | Повторение сказки «Курочка ряба». Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Зимой надену шапку», закрепить произношение звука Ш. | Работа с Интернет-ресурсами. | ||
Январь | Тема: повторение стихотворения «Зимой надену шапку» Цель: закрепить знания детей о зимней одежде, зиме. Тема: заучивание потешки "«Мыши водят хоровод» Задачи: Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей | Работа с Интернет-ресурсами. | Повторить с детьми дома потешку «Мыши водят хоровод» | |
Февраль | Повторить потешку «Мыши водят хоровод» Тема: заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Молотком я стучу» Цель: развитие памяти с опорой на мнемотаблицу. | Работа с Интернет-ресурсами. | Повторить с детьми дома стихотворение «Молотком я стучу». | |
Март | Повторить стихотворение С.Я. Маршака «Молотком я стучу» тема: " Заучивание стихотворения " Мамочке подарок" с использованием мнемотаблицы" Цель: Создание условий для запоминания и воспроизведения стихотворения при помощи приема мнемотехники. Задачи: учить детей слышать, слушать, запоминать и воспроизводить текст стихотворения опираясь на мнемотаблицу, интонацией передавать настроение стихотворения; обогащать словарь детей прилагательными: нежная, ласковая, любимая, добрая, веселая, сердитая, удивленная; отвечать полным предложением. | Работа с Интернет-ресурсами. | ||
Апрель | Тема: Занятие по развитию речи на тему «Весна» с использованием мнемотаблицы Задачи: Связная речь: учить детей составлять небольшой рассказ повествовательного типа с опорой на мнемотаблицу совместно с воспитателем. Словарь: активизировать употребление в речи прилагательных и глаголов. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение отдельных звуков в словах и фразах. Воспитывать интерес к весенней природе. | Работа с Интернет-ресурсами. | Наблюдение за погодой, обратить внимание детей на изменения в природе проговорить с детьми признаки весны. | |
Май | Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых. Задачи: - развивать связную речь детей через разучивание стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники. -закреплять навык ответа полным предложением, активизировать, расширять словарный запас по теме. -развивать зрительное, слуховое внимание, память, мышление. -воспитывать бережное отношение к насекомым, природе. | Работа с Интернет-ресурсами. | Понаблюдать с детьми за насекомыми, обратить внимание на их внешний вид, какую пользу они приносят, повторить стихотворение «На окошке крошка мошка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»
Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...
«Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»
Материал предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В нём уделено внимание истории появления мнемотехники. Особенности использования этого метода в работе с детьми 3 - 4 лет. Перс...
Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Методическая разработка:«Мнемотехника – метод развития речидетей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей "Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
Театрализация, как один из методов развития речи детей младшего дошкольного возраста
АННОТАЦИЯ.Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как ...