Консультация для родителей «Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей "Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д.Ушинский
Речевое развитие - это одно из важных направлений образовательнойдеятельности,стержень полноценного формирования личности. Овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач всестороннего развития ребенка в максимально сензитивный период.
Младший дошкольный возраст- это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
На четвертом году жизни в речевом развитии ребенка наблюдается:
- стремительное увеличение объема как пассивного, так и активного словарного запаса (не только количества существительных и глаголов, но и других частей речи);
- особый интерес и чувствительность к слову (внимательное прислушивание к новым словам, осознание звукового состава речи и элементов грамматического строения);
- стремление правильно произносить слова, свободно строить простые предложения.
Благодаря родному языку ребенок познает окружающий мир, получает возможность общаться с другими людьми.
Проблема речевого развитиядетейдошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, имеетпрактическую значимость, так как процент детей с различными речевыминарушениямистабильно- высокий. Анализ реальной ситуации в аспекте речевого развития детей младшего дошкольного возраста показывает типичные проблемы:
- недостаточный словарный запас;
- низкий уровень речевой активности;
- недостаточно развиты навыки связной речи;
- недостаточно развиты психические процессы (мышление, память, воображение и др.);
- отсутствиенавыковкультуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость и темп голосаи т.д.;
Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Передпедагогами стоит важная задача - сделать образовательную деятельность по развитию речи интересной, занимательнойи, конечно же, развивающей.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике.Использованиепедагогических технологий открывает новые возможности развития детей. Одной из таких технологий является «Мнемотехника».
«Мнемотехника» от греческого «mnemonikon» - означает «искусствозапоминания».«Мнемотехника»- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, хранение и воспроизведение информации. Мнемотехника основана на замещении реальных объектов абстрактными, обобщенными графическими моделями, графиками, чертежами, условными знаками.
Кроме того, младший дошкольный возраст - это возраст чувственного познания окружающего,период яркого восприятия речи. Ребенком продуктивно усваивается то,чтозатрагиваетего эмоции, что интересно ему.
Таким образом,для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово с содержанием,связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями, что и позволяет сделать «мнемотехника».
Мнемотехника предполагаетзнакомствососновнымиэлементами:
- мнемоквадратами;
- мномодорожками;
- мнемотаблицами;
Работа с детьмивыстраиваетсяот простого к сложному – от работы с простейшими мнемоквадратамидо последовательного перехода до мнемодорожеки далее мнемотаблиц. Начинать занятия следует с самых простых мнемоквадратов с изображением понятных для восприятия картинок. Выглядят они, как простые изображения, означающие предмет или действие, характеристику предмета или события.В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются мнемоквадраты, обозначающие игрушки, животные, овощи, фрукты, времена года, посуда и т.д.
Далее мнемоквадратывыстраиваютсявмнемодорожку.
Наиболее эффективным методом при знакомстве детей с мнемоквадратами и мнемодорожкамиявляется игра. Детям предлагаются игры: «Подскажи словечко», «Найди пару» и др.
Мнемодорожкиможно выстроить по любой лексической теме (о животных, игрушках, одежде, овощах и фруктах, о временах года и т.д.)
Мнемодорожкиэффективно использовать при разучивании потешек, стихов, загадок. Так же при помощи мнемодорожек, малышам наглядно демонстрируютсяалгоритмы процессов умывания и одевания. Глядяна схемы, дети воспроизводят полученную информацию, легко ее запоминая.
При знакомстве с более содержательным материалом (составлениеэлементарныхописательных рассказов, пересказ сказок, разучивание стихов, правил и др.)эффективно использование мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это схема, состоящая из последовательно расположенных изображений, символов, в которых зашифровано содержание текста.
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её
помощью;
- быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
- соответствовать уровню развития детей;
- для детей младшего дошкольного возраста рекомендуемое количество мнемоквадратов в мнемотаблице - шесть.
Мнемотаблицы могут быть:
- предметные;
- предметно-схематические;
- схематические.
Работасмнемотаблицамиосуществляетсяв два-триэтапа:
1 этап - рассматриваниетаблицыи разбор того, что на ней изображено.
2 этап - перекодирование информации (предметно-схематическая, схематическая мнемотаблица), т.е., преобразование абстрактных символов в образы.
3 этап - пересказ материала с опорой на мнемотаблицу (в младшей группе с помощью воспитателя).
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Еще одна разновидность мнемотехники - это коллаж.
Коллаж - это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки.Главная задача - соединить, т.е. связать все картинки между собой. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нём видят.Далее составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст- с помощью педагога).Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Этот учебный материал позволяет решить задачи:
- закрепление различных методов запоминания;
- развитие фотографической памяти;
- расширение словарного запаса, образного восприятия;
- развитие связной речи.
Использование мнемотехники - это, прежде всего, начальная «пусковая», значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. В комплексе необходимо проводить и другую работу по развитию речи, например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.
Преимущество «мнемотехники» - возможность использования методов и приемов как в совместной деятельности педагога и ребенка, так и всамостоятельнойдеятельности воспитанников (пересказ, инсценировки, игры-драматизации и др.).
«Мнемотехнику» можно использовать:
- для ознакомления детей с окружающим миром;
- при заучивании стихов;
- при пересказах художественной литературы (знакомых сказок);
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- для обогащения словарного запаса;
- при воспитании культурно-гигиенических навыков;
- при воспитании навыков самообслуживания;
- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
Необходимость использования «мнемотехники» в развитии детей младшего дошкольного возраста неоспорима. Использование приемов данной технологии открывает для педагогов огромные возможности для творчества в образовательной деятельности, даёт возможность детям усваивать материал легко и быстро.
Целенаправленное систематическое использование «мнемотехники» в образовательной деятельности обеспечивает положительную динамику речевого развития воспитанников.
У воспитанников наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. У большинства детей отмечаетсяпреодолениеробости,застенчивости, появилась уверенность, развиваются коммуникативныенавыки. Достаточно хороший уровень развития речи воспитанников помогает общению, облегчает процесс социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»
Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...
«Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»
Материал предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В нём уделено внимание истории появления мнемотехники. Особенности использования этого метода в работе с детьми 3 - 4 лет. Перс...
Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Методическая разработка:«Мнемотехника – метод развития речидетей младшего дошкольного возраста»...
Театрализация, как один из методов развития речи детей младшего дошкольного возраста
АННОТАЦИЯ.Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как ...