Конспект занятия по развитию речи по рассказку "Малыш" Б.А.Ганаго
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сидорченко Любовь Эрнстовна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_malysh_b.ganago.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рассказу Б. А. Ганаго «Малыш» с детьми подготовительной группы

 

Цель: развитие речевой и познавательной активности дошкольников в ходе ознакомления с рассказом «Малыш».

Задачи:

- закреплять умение строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе;

- развивать связную речь детей;

- способствовать воспитанию нравственных качеств у детей (доброты, отзывчивости, сочувствия).

 Предварительная работа: беседа по теме «Домашние животные».

Оборудование и материалы: интерактивная доска, пластмассовые стаканчики, камешки Марблс, ноутбук, книга, фломастеры, карандаши, игрушка собака, ватман, картинный материал, книжки – малышки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: -Ребята, недавно я прочитала интересный рассказ и хочу, чтобы вы его тоже узнали. Слушать истории – это очень интересно. Чтобы вам было ещё интереснее -попробуйте узнать, про кого или про что она будет. Послушайте загадку(загадка-синквейн):

Преданный, смелый

Бегает. Грызет. Скулит

Верный друг человека

Домашнее животное 

- А какие вы знаете произведения, мультфильмы, где встречается этот персонаж?

 - А сейчас присаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно рассказ «Малыш», который написал детский писатель Борис Александрович Ганаго.  

                                                      «Малыш»

   Мите исполнилось только семь лет, но это был уже вполне самостоятельный человек. Правда, в школу его провожала мама, но возвращался он домой один. Однажды утром по дороге в школу они увидели, что почти на самом переходе копали глубокую яму. Мама сказала: — Пойдёшь назад — под ноги смотри, чтобы не свалиться! Возвращаясь из школы, Митя увидел, что яма ещё не засыпана, все ушли, даже лестницу не убрали, только ограду вокруг поставили. Мальчик уже хотел пройти мимо, да вдруг услышал собачий лай, жалобный, почти как плач. Он заглянул в яму, а там — собачка, маленькая, как игрушка. Увидела Митю, на лапки поднимается, хвостиком виляет и тоненько-тоненько лает, словно зовёт его.

Воспитатель: Ребята, подумайте, что сделает Митя? 

Воспитатель: Предлагаю узнать, какое продолжение у автора рассказа.

 - Недолго думая, Митя спустился вниз по лестнице, спрыгнул с последней ступеньки, уселся рядом, гладит щенка и слова мамины приговаривает: — Ну, малыш, успокойся, не плачь, всё будет хорошо. Собачонка лижет его руки и тихонько повизгивает. Но как её вытащить? Снял Митя свой длинный шарф, которым его мама укутывала, обвязал куртку и сунул щенка за пазуху. Так и полез с ним. Щенок прижимается к Мите, только изредка голову высовывает и щёки ему лижет, благодарит. Вылез Митя и, придерживая свою находку рукой, помчался домой. Открыла мама дверь, даже назад отступила: — Что с тобой? Почему ты такой грязный и растрёпанный? Митя сбивчиво стал объяснять: — Там в яму щеночек упал, он так плакал, меня звал, я и полез. Вот он, — и вытащил из-за пазухи щенка. А тот прижался к Мите, смотрит испуганно и всем телом дрожит. Заметив взгляд мамы, Митя пробормотал: — Но ты же сама говорила, — продолжал оправдываться Митя, — что малышей выручать и защищать надо, а он такой маленький, и видишь, он хочет остаться со мной...

Воспитатель: Как вы считаете, что ответила мама Мите? Послушайте что написал автор рассказа.

— Хорошо, — сказала мама, — я пошла наливать воду в ванну, сначала искупаю тебя, а потом твоего малыша. — Ура! — закричал Митя. — Ты, Малыш, навсегда останешься со мной! Мама добавила: - Сынок, у тебя такое доброе сердце, постарайся, чтобы оно всегда было таким.

 Понравился вам рассказ автора?

вопросы  В рассказе говорится, что Митя был самостоятельный. Что это значит? (самостоятельный человек делает всё без помощи, без подсказки, потому, что знает, как. Он ставит перед собой цели, сам достигает их, он ответственный)

 Что означает выражение «Сунул щенка за пазуху»? (положить между телом и одеждой, спрятать под одежду.)

  Что означает выражение «Доброе сердце»? (речь идет об очень добром человеке, который всегда приходит на помощь, выручает из беды)

 А, как бы вы поступили на месте Мити?

 А сейчас подумайте, кто из героев рассказа вам понравился больше всего? Метод «Интеллект – стаканчики».

На столе стоят стаканчики, на которых изображены герои, возьмите один камешек Марблс и опустите камешек в выбранный вами стаканчик и объясните свой выбор, почему вам понравился именно этот герой рассказа.

Игра – прием «Эстафетная палочка»  

Воспитатель: ребята щенок остался жить у Мити. Но у него нет клички. Давайте, мы с вами поиграем и предложим Мите разные клички для щенка.

 Воспитатель: Вы придумали много вариантов, спасибо, теперь Митя сможет выбрать кличку для своего щенка. Но Митя не знает, как ухаживать за щенком. А вы знаете?

Воспитатель: Предлагаю составить для Мити инструкцию «Как ухаживать за собакой». А кто знает, что такое инструкция? (это документ, в котором есть правила, указания, обязательные пункты, которые помогут что то выполнить, сделать.)

 Вам нужно выбрать на столе необходимые картинки для инструкции, составить плакат и объяснить, как нужно ухаживать за собакой.

Воспитатель: -Посмотрите какая у вас получилась содержательная инструкция. Я думаю, что другие ребята, у кого есть домашний питомец, теперь могут воспользоваться нашей инструкцией.

- А вы знаете, сколько раз нужно кормить щенка? Сколько раз нужно гулять, какие правила соблюдать?

Воспитатель:-Где мы можем найти точную информацию? в интернете, спросить взрослых, в книге… Это будет вам домашним заданием, после мы сможем дополнить нашу инструкцию.

Воспитатель: - Вы хотели бы ее кому-нибудь рассказать? Чтобы вашим слушателям было интересно слушать ваш рассказ, предлагаю вам сделать книжки – малышки, (делают книжки малышки). Я покажу вам один из способов изготовления книжки-малышки. Присаживайтесь за столы. Берем лист бумаги и складываем его пополам, при этом обязательно надо, чтобы края совпадали, соединяем уголочки, края. Еще раз складываем пополам. И еще раз пополам в другом направлении. Раскрываем лист, но не полностью. Разрезаем от середины до центра по линии сгиба. Разверните лист, сгибаем хорошо по центру. Клеем промазываем крайние прямоугольники с двух сторон, как это делаю я. Совмещаем края к центру. Затем складываем книжку формируя 4 странички. Теперь нам нужно оформить обложку.

А дома можете придумать свои истории про дальнейшую жизнь Мити и щенка и записать их самостоятельно или с помощью взрослых. Пустые странички можно проиллюстрировать.

 Воспитатель: - Наша история подошла к концу. Скажите, чему она нас учит? Нужно помнить о том, что домашние животные нуждаются в нашей заботе, ласке, уходе. И если мы заводим домашнего питомца, мы должны нести за него ответственность. Нельзя только играть и развлекаться с ним, надо ежедневно ухаживать за своим питомцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...