Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми"
методическая разработка
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь - это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи - это новое направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov_po_mnemotehnikam_2024g.docx | 509.78 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 84» г. Оренбурга
460023, г. Оренбург, ул. Магистральная 4а, тел. (3532)47-89-69
Мастер-класс для педагогов
«Использование мнемотехники в работе с детьми»
Разработала и провела:
Дельмухаметова Г.Ф.
I квалификационная категория
г. Оренбург - 2024г.
Цель мастер – класса: Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Мастер-класс для педагогов ДОУ рассчитан на неограниченное количество участников.
Продолжительность - 45 минут.
Занятие для педагогов включает в себя две части: организационную и практическую.
Задачи:
-Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
-Дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы, мультимедийная установка (проектор, экран), слайдовая презентация.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши цветные, листы чистой бумаги, 2 ватмана
Ожидаемый результат:
-Получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
-Внедрение в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
Ход мастер – класса
- Вводная часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе. Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь — это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи — это новое направление.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Этому-то и способствует мнемотехника.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
- Практическая часть.
- А сейчас мы переходим с вами к практической части. Что бы выбрать нам участников мы поиграем с вами в игру «Четвертый лишний». Смотрим на экран (показ 8 слайдов)
Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда получает листок с заданием - Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный лепесток».
1.Игра «Волшебный лепесток». На каждом лепестке цветка зашифрована пословица. Их необходимо расшифровать (поочередно каждая команда отрывает лепесток и отгадывает пословицу).
7 | 1 | ||
Под | |||
2.Теперь каждая команда вытягивает по одной пословице (подхожу к ним, они вытягивают себе одну из пословиц). Вам надо зашифровать пословицу в мнемодорожку. Вы зашифровываете свою пословицу, а потом каждая команда друг у друга должна отгадать зашифрованную пословицу.
Без рук, без топоренка построена избенка.
Без окон, без дверей полна горница людей.
3.Следующее задание. Вам надо будет зашифровать и зарисовать на ватмане мнемотаблицу русской народной сказки и показать ее друг другу. А потом отгадать друг у друга зашифрованную сказку. Каждая команда вытягивает одну из сказок (одной команде сказка «Курочка Ряба», другой «Колобок»).
4. –А теперь попробуем с вами зашифровать в мнемотаблицу загадку. (каждая команда вытягивает себе загадку и выполняет задание)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
5. И последнее задание вам! Вам надо будет зашифровать стихотворение в мнемотаблицу. Стихотворение одно, но каждая команда зарисовывает по- своему. Вам дается на это 3 минуты.
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит.
Вниз на Землю он глядит.
А мы пока поиграем с залом:
Игра «Вопрос - ответ» на смекалку.
- 1. 4 ушка, 2 брюшка. Что это? (подушка)
- 2. Каких камней нет в море? (сухих).
- 3. У 7 братьев - гномов по одной сестре. Сколько всего сестер? (1)
- 4. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
- 5. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3...) и названий дней (понедельник, вторник, среда…) (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- 6. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)
- 7. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море? (Он станет мокрым.)
- 8. Как в решете воду принести? (Заморозив ее.)
Ну, что команды готовы? Какая команда первая покажет, как она зашифровала стихотворение в мнемотаблицу (команды показывают ватманы с нарисованными мнемотаблицами).
-Молодцы команды, справились с этим заданием. Сложно было? (ответы участников)
- Заключительная часть
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Хочу обратить ваше внимание на то, что работа с мнемотаблицами особенно хороша для обучения любого вида речи в работе с неуверенными в себе детьми, замкнутыми, застенчивыми, этот метод позволяет преодолевать робость при ответах, учит ребенка чувствовать себя свободнее в обществе. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Рефлексия.
-Предлагаю на мнемоквадрате выразить свое настроение, полученное на мастера – классе (отображение своего настроения с помощью мнемоквадрата) и приклеить его в мнемотаблицу на мольберте.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Предлагаю вашему рассмотрению мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»,где педагоги узнали, что означает термин "биоэнергопластика", поз...
Мастер - класс «Использование традиционной народной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей ГБОУ....
Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...
Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
раскрывает проблему развития памяти детей при заучивании стихотворениии...
Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологии - мнемотехника.
Мастер – класс для педагогов по использованию вработе с детьми дошкольного возраста технологи -мнемотехника....
Мастер-класс для воспитателей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Данный мастер-класс поможет воспитателям в работе по развитию речи. Содержит таблицы для заучивания стихотворений, сказок, пословиц, загадок....