Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Чтение русской-народной сказки "Никита-Кожемяка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе.
Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.
Образовательные задачи:
1. Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгадывать героя.
2. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
3. Помочь понять содержание сказки.
4. Учить объяснять значение слов; упражнять в подборе антонимов.
1. Развивать умение действовать согласованно.
2. Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание.
3. Развивать общие двигательные умения.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Ход занятия:
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, Родина моя!
Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель: - Какое время года сейчас? (зима)
- Сколько месяцев зимой? Назовите, пожалуйста, какой месяц сейчас (февраль)
- Какой праздник мы отмечаем в феврале? (День Защитников Отечества)
- Что такое Отечество? (наша Родина) Кто защищает Родину?
- Как называется наша страна? (Россия) А как ее называли в древности? (Русь)
- А вы знаете, как называли защитников на Руси? (богатыри)
- Как вы думаете, какими они были? (смелые, ловкие, добрые, дружные)
- Вы хотели бы быть на них похожими?
-Ребята, про дружных, смелых богатырей сочиняли на Руси стихи, пели песни, рассказывали былины и сказки. Вы любите слушать сказки?
- Присаживайтесь на стулья и мы поговорим с вами о них. Чем сказки отличаются от рассказов? (Сказка это придуманное, а рассказ правда)
- Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).
- Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве)
- Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец)
- В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка, Мальвина, отрицательных — (баба Яга, змей Горынович)
- Кто вам больше нравится, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?
- Дети, а сказка получится, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)
- Ребята, а давайте проверим, знаете сказки, я буду вам загадывать, а вы будете их отгадывать и показывать на доске.
1. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
( Волк и семеро козлят).
2. По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра?
(По-щучьему велению)
3. У Алёнушки- сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
(Гуси-лебеди).
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна лягушка).
- Молодцы, отгадали загадки.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Никита Кожемяка», хотите?
Просмотр презентации сказки «Никита Кожемяка»,
Физминутка
Богатырь он таков:
Он силен, он здоров.
Он из лука стрелял
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастаем мы смотри,
Станем как богатыри!
Воспитатель: - Ребята как называется сказка?
- Кто главные герои в сказке?
- Кем был главный герой?
- В каком городе появился змей?
-Почему змея боялись?
- Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?
- Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?
- Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?
– Кто победил в битве?
- Что предложил змей Никите Кожемяке?
- Чем закончилась сказка?
(«Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране»).
- Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?
- Есть ли в сказке непонятные для вас слова?
Межа – граница земельных владений
Соха – орудие для вспашки земли
Борозда – канавка на поверхности земли, проведенная плугом, сохой
Воловьи шкуры – шкуры волов (быков)
Кожи мять – делать кожу мягкой
- В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
А сейчас давайте поиграем в игру, называется «Скажи наоборот». Я вам называю слово, а вы мне противоположное ему.
Смелый – трусливый
Тишина – шум
Зима – лето
Счастье – горе
Труд – отдых
Старт – финиш
Победа – поражение
Твердый – мягкий
Открытый – закрытый
Сухой – мокрый
Повесить – снять
Включить – выключить
Положить – взять
Ехать – останавливаться
Чистота – грязь
Целое – часть
Тяжелый – легкий
Холодный – горячий
Веселый – грустный
Сильный слабый
Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались?
- Что больше всего понравилось?
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове. Можете подойти к доске и посмотреть иллюстрации к сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Познакомить детей с новой сказкой,учить следить за развитием действия,сопереживать героям....
Конспект занятия по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Задачи:познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения;учить детей участвовать в бесе...
Конспект ООД по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе.
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», помочь понять ее смысл.Задачи: Учить детей понимать характер и поступки героев.Развивать...
Конспект занятий по развитию речи "Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»"
quot;Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»"...
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.Провела Седова О. А. 24.11.2022.Литература. В. В. Гербова. Раз...
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе...
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа....