Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Седова Оксана Александровна

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.

Провела Седова О. А. 24.11.2022.

Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду.

Младшая группа.

 

Цель.

Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» в обработке М. Булатова; вызвать желание послушать её ещё раз.

Ход занятия.

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. (Дети встают в круг).

 

1. Пальчиковая игра-разминка «Здравствуйте, ладошки!».

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп, (хлопают в ладоши)

Здравствуйте, ножки,

Топ-топ-топ, (топают ножками)

Здравствуйте, щечки,

Плюх-плюх-плюх,

Пухленькие щечки

Плюх-плюх-плюх. (легонько шлепают себя по щекам)

Здравствуйте, губки, (легонько пальчиком по губам)

Здравствуйте, зубки, (широко улыбаются)

Здравствуй, мой носик,

Бип-бип-бип (пальцем нажимают на нос)

Здравствуйте, малышки,

Всем привет! (приветствуют друг друга).

2.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал. Это же Зайка! И он что-то принес. Ух ты! Волшебный сундучок! Давайте посмотрим, что в нем. (Вынимает сюжетные картинки, вешает их на доску, предварительно показывая детям). Зайка хочет проверить, знаете ли вы эту сказку? Что за сказка?

- Правильно, эта сказка называется «Гуси-лебеди».

- А вы помните, о ком она? Что в ней случилось? Давайте вместе вспомним, что произошло в этой сказке. Я почитаю, а вы внимательно послушайте.

 

3. Чтение сказки.

 

Воспитатель выразительно читает сказку «Гуси-лебеди» в обработке М. Булатова.

Текст сказки "Гуси - Лебеди"

Пересказ М. Булатова

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

— Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.

Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам.

Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, под хватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.

Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда-сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не отзывается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.

Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли её братца, бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. Маша к ней:

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Подбрось в меня дровец,— говорит печка, — тогда скажу!

Маша скорее дровец нарубила, в печку подбросила.

Печка сказала ей, в какую сторону бежать.

Побежала Маша дальше.

Видит — стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

— Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Стрясёшь мои яблочки — скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Стрясла Маша яблоки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала.

Бежит Маша дальше и видит: течёт молочная речка—кисельные берега. Маша к ней:

— Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Упал в меня камень, — отвечает речка. — Сдвинешь его в сторону — скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень.

Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стоит на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит — сидит под пеньком ёж.

— Ёжик, ёжик, — спрашивает Маша, — не видал ли ты, куда гуси-лебеди полетели?

Ёжик говорит:

— Куда я покачусь, туда и ты иди!

Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. Смотрит Маша сидит в той избушке Баба-яга, пряжу прядёт. А Ванюшка возле золотыми яблоком играет. Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой.

Немного спустя взглянула Баба-яга в окно: нету мальчика! Кликнула она гусей-лебедей:

— Скорей, гуси-лебеди, в погоню летите, Ванюшку отнимите!

Взвились гуси-лебеди, закричали, полетели.

А Маша бежит, несёт братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидала гусей-лебедей. Что делать? Побежала она к молочной речке — кисельным берегам. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют ее.

— Речка, речка, — просит Маша,— спрячь меня!

— Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала.

— Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели.

— Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.

А гуси-лебеди заметили её — воротились, летят навстречу.

Подбежала Маша к яблоне:

— Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила её ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшу и пролетели мимо.

Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила её и опять пустилась бежать.

Бежит она, несёт братца, уж и дом недалеко. Да на беду, гуси-лебеди снова увидали её — и ну за ней!

Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут — того и гляди, Ванюшку из рук вырвут. Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:

— Печка, печка, спрячь меня!

Печка её спрятала, заслонкой закрыла.

Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали.

Покружились они, покружились, покричали, покричали да так ни с чем и вернулись к Бабе-яге.

А Маша с Ванюшкой вылезла из печки и пустилась домой во весь дух.

Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.

Скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

Воспитатель:

- Вам понравилась сказка? А вы внимательно слушали её? Давайте проверим, насколько внимательно. Ответьте на вопросы.

- Что случилось с Ванюшкой?

- Кого Машенька просила ей помочь?

- Кто привел Машеньку к избушке Бабы Яги?

- Как закончилась сказка, хорошо или плохо?

- Молодцы, внимательно слушали! Устали, наверное? Давайте отдохнем!

4. Физкультминутка «Гусь».

Утром встал гусак на лапки, (присесть, затем подняться)

Приготовился к зарядке. (шаги на месте)

Повернулся влево-вправо, (повороты)

Приседанья сделал браво, (приседанья)

Перевел гусиный дух (наклоны вперед, руки назад)

И с разбегу в воду – бух! (повернуться вокруг и подпрыгнуть).

5.

Воспитатель:

- Ну вот, отдохнули немножко. Но это еще не все. У меня осталось еще одно задание. (Крепит к доске картинку с изображением яблоньки).

- Скажите, какое задание задала яблонька Машеньке?

- Стрясти на землю яблочки, которые уже поспели, чтобы веточки смогли спокойно распрямиться.

6. Рефлексия.

Воспитатель:

- Ну вот, ребята, наше занятие подошло к концу. А, все-таки, скажите, наша сказка закончилась хорошо или плохо? – Хорошо.

- А как вы думаете, почему Машеньке все-все помогали спасти братца – и яблонька, и печка, и речка, и ежик?

- Потому, что Маша – добрая девочка и сама всем помогала, а потом её доброта и отзывчивость на чужую беду вернулись к ней! Поэтому очень важно относиться ко всем с добротой, тогда и тебе ответят взаимностью, правда ведь?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusi-lebedi.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.

Провела Седова О. А. 24.11.2022.

Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду.

Младшая группа.

Цель.

Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» в обработке М. Булатова; вызвать желание послушать её ещё раз.

Ход занятия.

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. (Дети встают в круг).

1. Пальчиковая игра-разминка «Здравствуйте, ладошки!».

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп, (хлопают в ладоши)

Здравствуйте, ножки,

Топ-топ-топ, (топают ножками)

Здравствуйте, щечки,

Плюх-плюх-плюх,

Пухленькие щечки

Плюх-плюх-плюх. (легонько шлепают себя по щекам)

Здравствуйте, губки, (легонько пальчиком по губам)

Здравствуйте, зубки, (широко улыбаются)

Здравствуй, мой носик,

Бип-бип-бип (пальцем нажимают на нос)

Здравствуйте, малышки,

Всем привет! (приветствуют друг друга).

2.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал. Это же Зайка! И он что-то принес. Ух ты! Волшебный сундучок! Давайте посмотрим, что в нем. (Вынимает сюжетные картинки, вешает их на доску, предварительно показывая детям). Зайка хочет проверить, знаете ли вы эту сказку? Что за сказка?

- Правильно, эта сказка называется «Гуси-лебеди».

- А вы помните, о ком она? Что в ней случилось? Давайте вместе вспомним, что произошло в этой сказке. Я почитаю, а вы внимательно послушайте.

3. Чтение сказки.

Воспитатель выразительно читает сказку «Гуси-лебеди» в обработке М. Булатова.

Текст сказки "Гуси - Лебеди"

Пересказ М. Булатова

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

— Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.

Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам.

Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, под хватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.

Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда-сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не отзывается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.

Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли её братца, бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. Маша к ней:

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Подбрось в меня дровец,— говорит печка, — тогда скажу!

Маша скорее дровец нарубила, в печку подбросила.

Печка сказала ей, в какую сторону бежать.

Побежала Маша дальше.

Видит — стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

— Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Стрясёшь мои яблочки — скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Стрясла Маша яблоки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала.

Бежит Маша дальше и видит: течёт молочная речка—кисельные берега. Маша к ней:

— Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Упал в меня камень, — отвечает речка. — Сдвинешь его в сторону — скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень.

Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стоит на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит — сидит под пеньком ёж.

— Ёжик, ёжик, — спрашивает Маша, — не видал ли ты, куда гуси-лебеди полетели?

Ёжик говорит:

— Куда я покачусь, туда и ты иди!

Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. Смотрит Маша сидит в той избушке Баба-яга, пряжу прядёт. А Ванюшка возле золотыми яблоком играет. Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой.

Немного спустя взглянула Баба-яга в окно: нету мальчика! Кликнула она гусей-лебедей:

— Скорей, гуси-лебеди, в погоню летите, Ванюшку отнимите!

Взвились гуси-лебеди, закричали, полетели.

А Маша бежит, несёт братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидала гусей-лебедей. Что делать? Побежала она к молочной речке — кисельным берегам. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют ее.

— Речка, речка, — просит Маша,— спрячь меня!

— Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала.

— Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели.

— Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.

А гуси-лебеди заметили её — воротились, летят навстречу.

Подбежала Маша к яблоне:

— Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила её ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшу и пролетели мимо.

Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила её и опять пустилась бежать.

Бежит она, несёт братца, уж и дом недалеко. Да на беду, гуси-лебеди снова увидали её — и ну за ней!

Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут — того и гляди, Ванюшку из рук вырвут. Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:

— Печка, печка, спрячь меня!

Печка её спрятала, заслонкой закрыла.

Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали.

Покружились они, покружились, покричали, покричали да так ни с чем и вернулись к Бабе-яге.

А Маша с Ванюшкой вылезла из печки и пустилась домой во весь дух.

Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.

Скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

Воспитатель:

- Вам понравилась сказка? А вы внимательно слушали её? Давайте проверим, насколько внимательно. Ответьте на вопросы.

- Что случилось с Ванюшкой?

- Кого Машенька просила ей помочь?

- Кто привел Машеньку к избушке Бабы Яги?

- Как закончилась сказка, хорошо или плохо?

- Молодцы, внимательно слушали! Устали, наверное? Давайте отдохнем!

4. Физкультминутка «Гусь».

Утром встал гусак на лапки, (присесть, затем подняться)

Приготовился к зарядке. (шаги на месте)

Повернулся влево-вправо, (повороты)

Приседанья сделал браво, (приседанья)

Перевел гусиный дух (наклоны вперед, руки назад)

И с разбегу в воду – бух! (повернуться вокруг и подпрыгнуть).

5.

Воспитатель:

- Ну вот, отдохнули немножко. Но это еще не все. У меня осталось еще одно задание. (Крепит к доске картинку с изображением яблоньки).

- Скажите, какое задание задала яблонька Машеньке?

- Стрясти на землю яблочки, которые уже поспели, чтобы веточки смогли спокойно распрямиться.

6. Рефлексия.

Воспитатель:

- Ну вот, ребята, наше занятие подошло к концу. А, все-таки, скажите, наша сказка закончилась хорошо или плохо? – Хорошо.

- А как вы думаете, почему Машеньке все-все помогали спасти братца – и яблонька, и печка, и речка, и ежик?

- Потому, что Маша – добрая девочка и сама всем помогала, а потом её доброта и отзывчивость на чужую беду вернулись к ней! Поэтому очень важно относиться ко всем с добротой, тогда и тебе ответят взаимностью, правда ведь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Познакомить детей с новой сказкой,учить следить за развитием действия,сопереживать героям....

Конспект занятия по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Задачи:познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения;учить детей участвовать в бесе...

Конспект занятия по художественной литературе:Чтение русской народной сказки "Гуси Лебеди"

Познакомить детей с особенностями русской волшебной сказки с помощью простейшего анализа текста...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа....