«Дидактические игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
«Дидактические игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_1.pptx | 652.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе . К сожалению, практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме.
В речи детей существуют множество проблем : • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; • бедность речи, недостаточный словарный запас; употребление нелитературных просторечных слов и выражений; • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; • неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
В речи детей существуют множество проблем : • плохая дикция. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера и разнообразных гаджетов , недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников . Одни из них являются традиционными и основными, это, как вам известно: наглядные: - наблюдение во время прогулок, экскурсий; - рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; - знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. посредством фотографий, картин, картинок.
словесные: - беседы. - пересказ; - составление различных видов рассказов; заучивание наизусть. игровые: - дидактические игры-упражнения; - театрализованные игры; - сюжетно-ролевые игры.
. Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
. Настольно-печатные игры . Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение.
. Игры с предметами : для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.
. Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. Игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.
Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и нетрадиционные формы работы по развитию речи . 1. Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать : - ассоциативное мышление; - зрительную и слуховую память; - зрительное и слуховое внимание; - воображение; - связную речь; мелкую моторику рук. Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания : - пересказ; - составление рассказов по картинке; - описательный рассказ; - разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок ; - составление пословиц, загадок и т.д.;
Суть мнемосхем: на каждое слово или на предложение подбирается картинка ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет , когда у детей накоплен основной словарный запас. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете , чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
ПРИМЕРЫ МНЕМОТАБЛИЦ НА РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОВ
2. Еще одна нетрадиционная технология по развитию речи – технология ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) . Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку , творческое воображение, связную речь , учит детей находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.
Примеры игр по методике ТРИЗ-технологии : «Круги Луллия » .
3. Набирает популярность еще одна нетрадиционная форма работы – лепбуки . Это подборка дидактических игр на заданную лексическую тему или на отработку определенной темы (например, образование имен прилагательных от имени существительного). В лепбуке собрано несколько различных дидактических игр на одну тему (разрезные картинки, лото, сортировка, картинки для составления рассказов и т.д.), ребёнок сам определяет, в какую игру он хочет поиграть.
Лепбуки удобны для использования в маленьких подгруппах или для индивидуальной работы с ребёнком .
Использование нетрадиционных форм работы делают занятия по развитию речи увлекательными , интересными для детей , а значит, сами занятия становятся продуктивнее и эффективнее .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Аннотация В данной работе представлены формы развития речи детей, роль познавательно-речевого развития, дидактические игры, как средство развития речи детей дошкольников. В работе использова...
План работы по самообразованию на 2016-2017уч. год по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель, задачи и сам план работы по самообразованию по данной теме...
«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»....
Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Самообразование на тему " Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
Овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошк...
«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» План по самообразаванию
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста&ra...
Самообразование на тему " Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
Овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошк...