Конспект ООД по развитию речи "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Смолко Евгения Александровна

 

Конспект по развитию речи детей в старшей групе на тему: "Зимушка-зима" с использованием инновационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou2.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новодарковичская СОШ»

 детский сад «Колокольчик»

Конспект ООД

в старшей группе по развитию речи

на тему: «Зимушка-зима»

                                                                   

                                                           

                                                           Воспитатель: Смолко

Евгения Александровна

Брянск 2024

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи: Закрепление знаний детей о зимнем времени года. Уточнение, расширение и активизация словаря; развитие связной речи. Формирование грамматического строя речи, умения строить сложные по конструкции предложения. Развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Учить согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации. Учить детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни.

Развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение.

Вызвать у детей интерес и бережное отношение к родной природе, стремление к достижению результата.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, с народными приметами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов.

Словарная работа: снежинки, снежная, снегопад, снежок, метель, ледяной, холодный, искрящийся… морозная.

Оборудование: Снежинка-письмо, снежинки разные по размерам; коробка, украшенная снежинками; каркас избушки, украшенная сосульками, снежинками; картинки к игре «хорошо-плохо»; предметы для игры «Теремок»: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочная игрушка, пластилин, ветка ели…., модель синквейна.

Организация детей: групповая.

Используемые технологии:

*здоровьесберегающие;

*игровые;

* личностно-ориентированные;

*ТРИЗ;

*синквейн.

Ход ООД:

1. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Доброе утро! Солнцу и птицам!

-Доброе утро! Улыбчивым лицам!

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группу залетела снежинка, а в снежинке я нашла письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я приготовила вам сюрприз. Но найти сюрприз вы сможете после того, как выполните все мои задания».

-Ребята, вам интересно узнать, какой сюрприз нам приготовили? И кто же написал нам это письмо? Автор письма оставил нам загадку, нам необходимо ее разгадать.

«Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня … ЗИМА».

-Правильно, это зима и говорить мы сегодня будем о зиме.

Ребята, вы любите зиму? За что?

А вы готовы выполнить задания Зимушки-зимы?

2. Основная часть

Первое задание: словесная игра «Подбери слово. Слепи снеговика». Воспитатель предлагает создать из снежинок снеговика.

Первый ком – слова-признаки; слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? Дети подбирают прилагательные к словам: зима, снег, лёд, метель (Зима долгая, снежная, морозная, красивая, нарядная, вьюжная, загадочная, суровая, волшебная, необыкновенная …Снег холодный, чудесный, рыхлый, твёрдый….Лёд прозрачный, твёрдый, холодный, хрустальный….Метель белоснежная, яростная, грозная, страшная).

Второй ком снеговика - слова – действия (слова, отвечающие на вопрос что делает?). Дети подбирают глаголы к словам: зима, снег, лёд, метель. (Зима подступает, подкрадывается, спешит, пришла, пожаловала…. Снег падает, летит, порхает, кружится, садится, искрится, идёт, скрипит, блестит…Лёд блестит, сверкает, трещит…Метель воет, бушует, метёт, завывает, заметает…)

Третий ком снеговика – пословицы и поговорки о зиме. Воспитатель читает на снежинках пословицы и поговорки о зиме, а дети объясняют их значение.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так говорят? Зима без снегу – лето без хлеба. Зимний денёк — воробьиный скок. Лето собирает, а зима поедает. Зимой день тёмен, да ночь светла. Для медведя зима — короткая. Для синички — длинная. Для зайчика — страшная. (Высказывания детей.)

Воспитатель: Какой красивый, задорный снеговик у нас получился! С первым заданием вы справились, молодцы. Ребята, чтобы добраться до сюрприза от Зимушки-зимы, нам необходимо пройти в ледяную избушку.

Второе задание: игра «Теремок».

Воспитатель предлагает детям выбрать любой предмет (кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветку ели).

Воспитатель: Я буду Зимой или тем, что бывает зимой, и буду жить в теремке, но впущу в него лишь того, кто скажет мне, чем его предмет похож на меня, по какому признаку мы похожи.

Я — кубик, я такой же твёрдый, как твой лёд.

Я — бумага, я такая же белая, как твой снег.

Я — камень, я такой же холодный, как погода зимой.

Я — перышко, я такое же лёгкое, как твои снежинки.

Я — мех, я такой же тёплый, как одежда зимой.

Я — ёлочная игрушка, я блестящая, как лёд.

Я — пластилин, из меня можно лепить, как из снега.

Я - ветка ели, я такая же колючая, как ветер зимой.

Воспитатель: А теперь мы отдохнём, самомассаж мы проведём.

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)

Эй, потри скорее нос, (то же в другую сторону)

Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)

Улыбнулись все скорей (в другую сторону)

И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)

Веселее, веселее. (в другую сторону)

Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)

Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).

Покрутили, повертели – вот и уши отогрели!

Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),

Сильно-сильно растираем.

Третье задание: игра «Зимние слова». 

Дети стоят в кругу, передают друг другу снежинку, называя при этом «зимнее» слово.

Воспитатель: Снежинка холодная и если вы долго будете держать в руке, она растает. («Зимние» слова: сугроб, Новый год, лыжи, коньки, валенки, снегопад, стужа, иней, санки, метель, мороз, снежинка, Снегурочка, лед, вьюга, Дед Мороз....)

Четвертое  задание: «Хорошо»-«Плохо».

Разделитесь на две команды. Как вы считаете зима – это хорошо или плохо? Первая команда докажет мне почему зима – это плохо, а вторая команда, что зима-это хорошо. Выберите нужные картинки и разложите на поле.

Дети рассказывают, как зима влияет на состояние природы, на жизнь людей, птиц, зверей. Картинки с положительной характеристикой зимы дети кладут к улыбающемуся смайлику, а с отрицательной характеристикой – к грустному смайлику.

 Зима - «хорошо», потому что:

- много снега, можно лепить снеговика;

- снег покрывает землю и защищает растения от мороза;

- деревья имеют возможность отдохнуть;

- можно кататься на санках, лыжах, коньках;

- зима дарит нам весёлые новогодние праздники;

- Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки.

Зима – «плохо», потому что:

- снег засыпал всё кругом, и животные, птицы остались без пищи;

- скользко, можно упасть;

- холодно, морозно;

- можно простудиться и заболеть;

- выпадает много снега, и машины застревают.

Физминутка  «На дворе у нас мороз»

На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам )
Чтобы носик не замерз, ( топают ногами)
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны).
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем ( Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. ( Дети садятся на свои места.)

 

Пятое задание: составление синквейна.

Воспитатель: Ребята, последнее задание от Зимушки-зимы – составить стихотворение. Это совсем не сложно, а увлекательно и интересно. Стихотворение, которое мы будем придумывать – необычное стихотворение. Оно состоит из пяти строчек. Давайте, вспомним, что у нас будет в 1-й строке? (1-ая строка – одно слово – предмет, о котором будет идти речь). Во 2-й строке - 2 слова-признака о данном предмете, в 3-й строке - 3 слова-действия этого предмета, в 4-й строчке - это то, что мы можем сказать, про этот предмет - может быть пословица, поговорка или какое-нибудь высказывание. В 5-й строке - одно слово, которое подходит этому предмету, это должно быть одно обобщающее слово, характеризующее этот предмет или же указывающее на него по общим признакам.

 Предлагаю поиграть и составить стих про Зимушку-зиму и про хорошего друга Зимушки-зимы - Снеговика.

Зима.                                                                             Снеговик.

Волшебная, снежная.                                                  Белый, забавный.

Пришла, радует, веселит.                                          Улыбается, веселит, радует.

Зимой можно играть в снежки.                        Добрый помощник Деда Мороза.

Время года.                                                                           Зима.

Какие замечательные стихотворения получились. Мы запишем эти стихотворения и добавим их в нашу книгу – копилку.

3. Заключительный этап

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы отлично справились с заданиями, а коробку с сюрпризом вы найдете, отгадав загадку:

Пишет он, когда диктуют,

 Он и чертит и рисует,

А сегодня вечерком,

Он раскрасит мне альбом. (карандаш)

Дети находят коробку, усыпанную снежинками. В коробке сюрприз – книги, раскраски на тему «Зима».

Воспитатель предлагает детям выбрать подготовленные смайлики. Дети, которым было интересно, весело, выбирают смайлики с улыбкой. Дети, которым было трудно – выбирают грустные смайлики.

Воспитатель: Ребята, что было для вас самым интересным, запоминающимся в поиске подарка от Зимушки-зимы? Что было самым сложным? А что заставило подняться вашему настроению?

 

Самоанализ ООД

по теме: «Зимушка-зима»

Воспитатель: Смолко Евгения Александровна

  Данное ООД проводилось с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет на протяжении 25 минут, что соответствует нормам СанПина.

  Помещение было подготовлено в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, продумано расположение демонстрационного  и наглядного материала к ООД.

  ООД построена с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, физического развития.

  Разрабатывая данный конспект ООД я, прежде всего, учитывала возрастные, психические и индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая все это, определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для достижения положительных результатов.

 

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи: Закрепление знаний детей о зимнем времени года. Уточнение, расширение и активизация словаря; развитие связной речи. Формирование грамматического строя речи, умения строить сложные по конструкции предложения. Развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Учить согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации. Учить детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни.

Развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение.

Вызвать у детей интерес и бережное отношение к родной природе, стремление к достижению результата.

Оборудование: Снежинка-письмо, снежинки разные по размерам; коробка, украшенная снежинками; каркас избушки, украшенная сосульками, снежинками; картинки к игре «хорошо-плохо»; предметы для игры «Теремок»: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочная игрушка, пластилин, ветка ели…., модель синквейна.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, с народными приметами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов.

Форма организация детей: групповая.

Используемые технологии:

*здоровьесберегающие;

*игровые;

* личностно-ориентированные;

*ТРИЗ;

*синквейн.

   По своей структуре ООД построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать у детей познавательный интерес.

   Первая часть – организационная, включала психологический настрой, благодаря которому была создана атмосфера доброжелательности. Также был подготовлен сюрпризный момент – письмо от Зимы.

Вторая часть – основная: направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Методы и приемы работы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

Основной метод – игровой. Также были использованы и другие методы: наглядные, словесные (мотивация, художественное слово, словесные игры, поощрение, вопросы).

Приёмы, используемые в основной части занятия:

-игра по развитию речи «Подбери слово. Слепи снеговика». Игра учит детей согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова действия, обогащает словарный запас.

-игра «Теремок». Игра направлена на формирование грамматического строя речи, умение строить сложные по конструкции предложения.

- игра «Зимние слова» - уточнение, расширение и активизация словаря.

- игра «Хорошо – плохо». Использование технологии ТРИЗ. Задача данной игры – учить детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни.

- составление стихотворения (использование технологии синквейн). Эта технология развивает умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать вывод, кратко формулировать свои высказывания.

  Все эти приёмы способствовали эффективности занятия, повышению познавательной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии гармонично вошли в образовательный процесс, позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей.

- Самомассаж «Вот на улице мороз!»

- Физминутка «На дворе у нас мороз».

Третья часть - заключительная.  Включала в себя рефлексию «Смайлики» и подведение итогов – «Вопрос- ответ».

Организация самостоятельной работы детей:

На занятии все дети были активно задействованы, были все заинтересованы, реагировали на приёмы активизации, приняли дидактическую цель занятия, которая была достигнута. Заинтересованность детей просматривалась на протяжении всего занятия.

Дети на занятии:

Особенности поведения детей:

-хорошая активность;

-психологический фон доброжелательный

-я, как воспитатель, была вместе с детьми, рядом, помогала им.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.

Вывод: Занятие прошло в хорошем темпе, интерес детей к деятельности поддерживался на всем протяжении времени. Один вид деятельности плавно переходил в другой вид деятельности.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активизации, использовали имеющие знания и умения. Они были заинтересованы, организованы. Я уделяла внимание каждому ребёнку. Каждый ребёнок был задействован в деятельности. Делая вывод, можно сказать, что поставленные задачи выполнены.

В заключение хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне совершенствовать своё профессиональное мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...