Конспект ООД по развитию речи "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект по развитию речи детей в старшей групе на тему: "Зимушка-зима" с использованием инновационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou2.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новодарковичская СОШ»
детский сад «Колокольчик»
Конспект ООД
в старшей группе по развитию речи
на тему: «Зимушка-зима»
Воспитатель: Смолко
Евгения Александровна
Брянск 2024
Цель: Повышение качества речевого развития у детей.
Задачи: Закрепление знаний детей о зимнем времени года. Уточнение, расширение и активизация словаря; развитие связной речи. Формирование грамматического строя речи, умения строить сложные по конструкции предложения. Развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Учить согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации. Учить детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни.
Развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение.
Вызвать у детей интерес и бережное отношение к родной природе, стремление к достижению результата.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, с народными приметами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов.
Словарная работа: снежинки, снежная, снегопад, снежок, метель, ледяной, холодный, искрящийся… морозная.
Оборудование: Снежинка-письмо, снежинки разные по размерам; коробка, украшенная снежинками; каркас избушки, украшенная сосульками, снежинками; картинки к игре «хорошо-плохо»; предметы для игры «Теремок»: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочная игрушка, пластилин, ветка ели…., модель синквейна.
Организация детей: групповая.
Используемые технологии:
*здоровьесберегающие;
*игровые;
* личностно-ориентированные;
*ТРИЗ;
*синквейн.
Ход ООД:
1. Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
-Доброе утро! Солнцу и птицам!
-Доброе утро! Улыбчивым лицам!
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группу залетела снежинка, а в снежинке я нашла письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я приготовила вам сюрприз. Но найти сюрприз вы сможете после того, как выполните все мои задания».
-Ребята, вам интересно узнать, какой сюрприз нам приготовили? И кто же написал нам это письмо? Автор письма оставил нам загадку, нам необходимо ее разгадать.
«Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня … ЗИМА».
-Правильно, это зима и говорить мы сегодня будем о зиме.
Ребята, вы любите зиму? За что?
А вы готовы выполнить задания Зимушки-зимы?
2. Основная часть
Первое задание: словесная игра «Подбери слово. Слепи снеговика». Воспитатель предлагает создать из снежинок снеговика.
Первый ком – слова-признаки; слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? Дети подбирают прилагательные к словам: зима, снег, лёд, метель (Зима долгая, снежная, морозная, красивая, нарядная, вьюжная, загадочная, суровая, волшебная, необыкновенная …Снег холодный, чудесный, рыхлый, твёрдый….Лёд прозрачный, твёрдый, холодный, хрустальный….Метель белоснежная, яростная, грозная, страшная).
Второй ком снеговика - слова – действия (слова, отвечающие на вопрос что делает?). Дети подбирают глаголы к словам: зима, снег, лёд, метель. (Зима подступает, подкрадывается, спешит, пришла, пожаловала…. Снег падает, летит, порхает, кружится, садится, искрится, идёт, скрипит, блестит…Лёд блестит, сверкает, трещит…Метель воет, бушует, метёт, завывает, заметает…)
Третий ком снеговика – пословицы и поговорки о зиме. Воспитатель читает на снежинках пословицы и поговорки о зиме, а дети объясняют их значение.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так говорят? Зима без снегу – лето без хлеба. Зимний денёк — воробьиный скок. Лето собирает, а зима поедает. Зимой день тёмен, да ночь светла. Для медведя зима — короткая. Для синички — длинная. Для зайчика — страшная. (Высказывания детей.)
Воспитатель: Какой красивый, задорный снеговик у нас получился! С первым заданием вы справились, молодцы. Ребята, чтобы добраться до сюрприза от Зимушки-зимы, нам необходимо пройти в ледяную избушку.
Второе задание: игра «Теремок».
Воспитатель предлагает детям выбрать любой предмет (кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветку ели).
Воспитатель: Я буду Зимой или тем, что бывает зимой, и буду жить в теремке, но впущу в него лишь того, кто скажет мне, чем его предмет похож на меня, по какому признаку мы похожи.
Я — кубик, я такой же твёрдый, как твой лёд.
Я — бумага, я такая же белая, как твой снег.
Я — камень, я такой же холодный, как погода зимой.
Я — перышко, я такое же лёгкое, как твои снежинки.
Я — мех, я такой же тёплый, как одежда зимой.
Я — ёлочная игрушка, я блестящая, как лёд.
Я — пластилин, из меня можно лепить, как из снега.
Я - ветка ели, я такая же колючая, как ветер зимой.
Воспитатель: А теперь мы отдохнём, самомассаж мы проведём.
Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же в другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Покрутили, повертели – вот и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),
Сильно-сильно растираем.
Третье задание: игра «Зимние слова».
Дети стоят в кругу, передают друг другу снежинку, называя при этом «зимнее» слово.
Воспитатель: Снежинка холодная и если вы долго будете держать в руке, она растает. («Зимние» слова: сугроб, Новый год, лыжи, коньки, валенки, снегопад, стужа, иней, санки, метель, мороз, снежинка, Снегурочка, лед, вьюга, Дед Мороз....)
Четвертое задание: «Хорошо»-«Плохо».
Разделитесь на две команды. Как вы считаете зима – это хорошо или плохо? Первая команда докажет мне почему зима – это плохо, а вторая команда, что зима-это хорошо. Выберите нужные картинки и разложите на поле.
Дети рассказывают, как зима влияет на состояние природы, на жизнь людей, птиц, зверей. Картинки с положительной характеристикой зимы дети кладут к улыбающемуся смайлику, а с отрицательной характеристикой – к грустному смайлику.
Зима - «хорошо», потому что:
- много снега, можно лепить снеговика;
- снег покрывает землю и защищает растения от мороза;
- деревья имеют возможность отдохнуть;
- можно кататься на санках, лыжах, коньках;
- зима дарит нам весёлые новогодние праздники;
- Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки.
Зима – «плохо», потому что:
- снег засыпал всё кругом, и животные, птицы остались без пищи;
- скользко, можно упасть;
- холодно, морозно;
- можно простудиться и заболеть;
- выпадает много снега, и машины застревают.
Физминутка «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам )
Чтобы носик не замерз, ( топают ногами)
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны).
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем ( Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. ( Дети садятся на свои места.)
Пятое задание: составление синквейна.
Воспитатель: Ребята, последнее задание от Зимушки-зимы – составить стихотворение. Это совсем не сложно, а увлекательно и интересно. Стихотворение, которое мы будем придумывать – необычное стихотворение. Оно состоит из пяти строчек. Давайте, вспомним, что у нас будет в 1-й строке? (1-ая строка – одно слово – предмет, о котором будет идти речь). Во 2-й строке - 2 слова-признака о данном предмете, в 3-й строке - 3 слова-действия этого предмета, в 4-й строчке - это то, что мы можем сказать, про этот предмет - может быть пословица, поговорка или какое-нибудь высказывание. В 5-й строке - одно слово, которое подходит этому предмету, это должно быть одно обобщающее слово, характеризующее этот предмет или же указывающее на него по общим признакам.
Предлагаю поиграть и составить стих про Зимушку-зиму и про хорошего друга Зимушки-зимы - Снеговика.
Зима. Снеговик.
Волшебная, снежная. Белый, забавный.
Пришла, радует, веселит. Улыбается, веселит, радует.
Зимой можно играть в снежки. Добрый помощник Деда Мороза.
Время года. Зима.
Какие замечательные стихотворения получились. Мы запишем эти стихотворения и добавим их в нашу книгу – копилку.
3. Заключительный этап
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы отлично справились с заданиями, а коробку с сюрпризом вы найдете, отгадав загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит и рисует,
А сегодня вечерком,
Он раскрасит мне альбом. (карандаш)
Дети находят коробку, усыпанную снежинками. В коробке сюрприз – книги, раскраски на тему «Зима».
Воспитатель предлагает детям выбрать подготовленные смайлики. Дети, которым было интересно, весело, выбирают смайлики с улыбкой. Дети, которым было трудно – выбирают грустные смайлики.
Воспитатель: Ребята, что было для вас самым интересным, запоминающимся в поиске подарка от Зимушки-зимы? Что было самым сложным? А что заставило подняться вашему настроению?
Самоанализ ООД
по теме: «Зимушка-зима»
Воспитатель: Смолко Евгения Александровна
Данное ООД проводилось с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет на протяжении 25 минут, что соответствует нормам СанПина.
Помещение было подготовлено в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, продумано расположение демонстрационного и наглядного материала к ООД.
ООД построена с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, физического развития.
Разрабатывая данный конспект ООД я, прежде всего, учитывала возрастные, психические и индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая все это, определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для достижения положительных результатов.
Цель: Повышение качества речевого развития у детей.
Задачи: Закрепление знаний детей о зимнем времени года. Уточнение, расширение и активизация словаря; развитие связной речи. Формирование грамматического строя речи, умения строить сложные по конструкции предложения. Развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Учить согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации. Учить детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни.
Развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение.
Вызвать у детей интерес и бережное отношение к родной природе, стремление к достижению результата.
Оборудование: Снежинка-письмо, снежинки разные по размерам; коробка, украшенная снежинками; каркас избушки, украшенная сосульками, снежинками; картинки к игре «хорошо-плохо»; предметы для игры «Теремок»: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочная игрушка, пластилин, ветка ели…., модель синквейна.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, с народными приметами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов.
Форма организация детей: групповая.
Используемые технологии:
*здоровьесберегающие;
*игровые;
* личностно-ориентированные;
*ТРИЗ;
*синквейн.
По своей структуре ООД построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать у детей познавательный интерес.
Первая часть – организационная, включала психологический настрой, благодаря которому была создана атмосфера доброжелательности. Также был подготовлен сюрпризный момент – письмо от Зимы.
Вторая часть – основная: направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Методы и приемы работы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.
Основной метод – игровой. Также были использованы и другие методы: наглядные, словесные (мотивация, художественное слово, словесные игры, поощрение, вопросы).
Приёмы, используемые в основной части занятия:
-игра по развитию речи «Подбери слово. Слепи снеговика». Игра учит детей согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова действия, обогащает словарный запас.
-игра «Теремок». Игра направлена на формирование грамматического строя речи, умение строить сложные по конструкции предложения.
- игра «Зимние слова» - уточнение, расширение и активизация словаря.
- игра «Хорошо – плохо». Использование технологии ТРИЗ. Задача данной игры – учить детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни.
- составление стихотворения (использование технологии синквейн). Эта технология развивает умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать вывод, кратко формулировать свои высказывания.
Все эти приёмы способствовали эффективности занятия, повышению познавательной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии гармонично вошли в образовательный процесс, позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей.
- Самомассаж «Вот на улице мороз!»
- Физминутка «На дворе у нас мороз».
Третья часть - заключительная. Включала в себя рефлексию «Смайлики» и подведение итогов – «Вопрос- ответ».
Организация самостоятельной работы детей:
На занятии все дети были активно задействованы, были все заинтересованы, реагировали на приёмы активизации, приняли дидактическую цель занятия, которая была достигнута. Заинтересованность детей просматривалась на протяжении всего занятия.
Дети на занятии:
Особенности поведения детей:
-хорошая активность;
-психологический фон доброжелательный
-я, как воспитатель, была вместе с детьми, рядом, помогала им.
Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.
Вывод: Занятие прошло в хорошем темпе, интерес детей к деятельности поддерживался на всем протяжении времени. Один вид деятельности плавно переходил в другой вид деятельности.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активизации, использовали имеющие знания и умения. Они были заинтересованы, организованы. Я уделяла внимание каждому ребёнку. Каждый ребёнок был задействован в деятельности. Делая вывод, можно сказать, что поставленные задачи выполнены.
В заключение хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне совершенствовать своё профессиональное мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...