АПО на тему "Использование технологии "Карты Проппа" в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию"
материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дронова Юлия Владимировна

Данный материал предназначен для использования в работе педагогам дошкольных образовательных учреждений  по развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков пересказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik.docx19.5 КБ
Файл apo.docx70.09 КБ
Файл prilozhenie_apo.docx496.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области

Автор опыта:

Дронова Юлия Владимировна,

воспитатель МДОУ д/с № 3 комбинированного вида

г. Валуйки Белгородской области

Использование технологии «Карты Проппа» в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию

Валуйки 2024



Предварительный просмотр:

Дронова Юлия Владимировна

Содержание

Информация об опыте…………………………………………………

3

Технология опыта…………………………………………………...…...

8

Результативность опыта…………………………………………………

11

Библиографический список……………………………………………

15

Приложение к опыту………………………………………....................

16

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области.

В последние годы в связи с внедрением современных цифровых технологий намечается тенденция снижения интереса к чтению книг. Многие родители считают гаджет полноценной заменой книги. Дети теряют возможность погрузиться в этот волшебный мир чтения, а также навык пересказывания. Современные дети привыкли к видеороликам, аудиопрослушиванию информации. И дети дошкольного возраста уязвимы – страдает связная речь.

Возникновение опыта связано с несколькими аспектами. Первый аспект заключается в том, что, как показывает анализ практики дошкольного воспитания, из года в год количество детей, имеющих определенные речевые нарушения, растет. Что во многом затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на его мыслительную деятельность, ведет к изменениям в эмоциональной сфере, ограничивает владение им понятийных значений и речевых образцов.

От уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Но, чтобы этому научить, необходимо развивать такие стороны речи, как расширение словарного запаса, воспитание звуковой культуры речи и формирование грамматического строя.

Словесное творчество выражается в разных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий.

Следующим фактором, влияющим на возникновение опыта, являются результаты исследования уровня сформированности навыка пересказа у детей дошкольного возраста. В мае 2020 года автором опыта было проведено диагностическое обследование уровня сформированности навыка пересказа у дошкольников с использованием методики, разработанной В.П. Глуховым (Приложение 1).

По итогам проводимых исследований были получены данные о том, что у большинства детей наблюдается низкий уровень сформированности навыка пересказа, который составляется 44,5%, средний уровень отмечается лишь у 43% дошкольников, и 12,5% составляет высокий уровень.

Согласно результатам анкетирования родителей, 51,9% семей не имеют домашней библиотеки, 81,5% родителей не знают алгоритм знакомства детей со сказкой, лишь 11,1% детей просят почитать сказки, 88,9% дошкольников предпочитают смотреть сказку на телеэкране и лишь 11,1% детей любят слушать сказки, об установлении связей между идеей сказки и своим жизненным опытом говорят только 22,2% родителей. Полученные данные указывают на недостаточное внимание родителей к проблеме знакомства детей со сказками, их незаинтересованность.

Анализ результатов всех проведённых исследований свидетельствует о необходимости поиска решений проблем, обеспечивающих эффективность работы по обучению детей пересказыванию.

Актуальность опыта

В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования находит отражение проблема развития «связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, которой ребенок овладевает постепенно. Одним из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст, является пересказ. Обучению пересказу занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи, что подчеркивается многими исследователями к (А.М. Бородич, В.Н. Глухов, Е.И. Тихеева, Л.П. Федоренко и др.)[2; 3; 9; 11].

В настоящее время практикующие педагоги занимаются поиском различных методов и средств, способствующих активизации деятельности детей. Одним из эффективных средств развития связной речи у детей дошкольного возраста, в частности навыка пересказа, является сказка.

Возможности сказки и ее использование на практике является одним из активно разрабатываемых педагогами и психологами методов в работе с детьми дошкольного возраста. Сказки являются первыми произведениями детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально.

Вышесказанное подтверждается тем, в образовательной области «Речевое развитие» ФГОС ДО указывается на актуальность «знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы», что отражает значимую роль сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ничего не дать. Поэтому необходимо заинтересовать ребенка. Помогут в этом карты Проппа, которые представляют собой своего рода сказочный конструктор, пазлами или деталями его служат функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки).

Благодаря картам В.Я. Проппа дети с легкостью анализируют структуру сказки, разбив ее на функции. Данный факт способствует эффективному усвоению содержания сказки и облегчает пересказ. Карты В.Я. Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка. А овладение навыком пересказа, как одного из видов связной речи, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к обучению в школе[7].

Из вышесказанного напрашивается вывод: современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения. Педагог должен владеть технологией организации и проведения исследования, позволяющего определить начальный уровень исследуемых показателей и выявить эффективность реализуемой работы, уметь методически грамотно проектировать образовательных процесс, который обеспечит положительную динамику результатов.

Таким образом, возникло противоречие между:

- наличием многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих рассматриваемую проблему, и отсутствием целостного видения решения проблемы обучения пересказу сказок дошкольников;

- между высоким развивающим потенциалом карт Проппа для обучения навыку пересказа детей и недостаточностью их применения в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Представляемый опыт направлен на устранение данного противоречия.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании технологии «Карты Проппа» как средства обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом проводилась в 3 этапа (период с апреля 2020 года по май 2023 года).

I этап – начальный (констатирующий) май 2020 - август 2020 года предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, анализ специальной литературы, подбор психолого-педагогического материала, анализ современных технологий, изучение опыта работы в данном направлении.

II этап – основной (формирующий) сентябрь 2020 - апрель 2023 года

На данном этапе автором была проведена разработка, апробация и внедрение в педагогический процесс карт Проппа, направленных на обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста.

III этап – заключительный апрель 2023 - май 2023 года

На заключительном этапе подводились итоги работы - диагностика, которая доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен воспитательно-образовательной системой работы (режимные моменты, организованная образовательная деятельность, культурно - досуговая деятельность) воспитателя дошкольного учреждения по использованию карт Проппа в обучении пересказу детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта

В основу опыта также легли исследования авторов (М.А. Васильева, Е.И. Водовозова, Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др.), признающих ведущую роль связной речи в комплексном решении задач речевого развития, предлагающих развивать связную речь детей в процессе изучения сказок.

М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что понятие «связная речь» включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы речи. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования[1].

Одним из средств формирования связной речи у детей дошкольного возраста является сказка.

Знаменитый советский фольклорист В.Я. Пропп дает анализ структуре русских народных сказок и выделяет в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Согласно системе В.Я. Проппа, этих функций – тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме[8].

Методологические истоки концепции фольклора Проппа, особенностей и значения методологии его трудов представили И.В. Гете, Ф. де Соссюр, С. Пиркова-Якобсон, А. Дандес, Э.Э. Уорнер, В. Эрлих, а также А.Н. Веселовский, В.Б. Шкловский, В.М. Жирмунский, Б.М. Эйхенбаум, Е.М. Мелетинский, П.Н. Берков, Б.Н. Путилов и др.; педагогическое значение карт Проппа и его технологии представлены в работах таких исследователей как:

Якобсон, К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, К. Бремон, У. Эко, П. Рикер, Дж. Родари; технология обучения рассказывания с использованием карт Проппа изучалась следующими исследователями и учеными как: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, К.А. Свасьян, Л.А. Микешина, О.М. Фрейденберг, Дж. Фрэзер, Э. Тэйлор, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, Ф.Х. Кессиди, В. Гейзенберг и др.

В ходе обобщения опыта использовалась следующая теоретическая терминология:

Обращаясь к исследованиям А.А. Леонтьева, отметим, что связную речь автор понимает как последовательность связанных друг с другом мыслей, выраженных точными словами в правильно построенных предложениях[4].

По мнению М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной пересказ представляет собой осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи, в которой активно участвуют мышление, память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст [1].

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова фиксирует два основных значения понятия «сказка»:

1) повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил;

2) выдумка, неправда, ложь [5].

«Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки.

Новизна педагогического опыта

Новизна опыта заключается в создании системы работы по обучению пересказу дошкольников с применением карт Проппа в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта имеют практическую направленность, могут быть использованы в практике работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений любого типа при организации работы по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста.

Раздел II. Технология опыта

Основной целью педагогической деятельности является создание условий и внедрение современной инновационной образовательной технологии «Карты Проппа», способствующей более успешному обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- организация и реализация педагогических условий, способствующих формированию навыка пересказа у дошкольников;

  • формирование понятий, связанных со структурой текста сказок, и специальных умений мнемической деятельности;
  • воспитание у детей интереса к сказке путем обогащения и активизации их литературного опыта;
  • учет возрастных особенностей восприятия сказок дошкольниками, что позволяет выстраивать работу с картами Проппа;
  • целенаправленная работа по использованию карт Проппа как средства ознакомления с идейно-тематическим, сюжетно-композиционным и стилистическим своеобразием сказки и обучения их пересказу.

Реализация опыта началась с констатирующей диагностики по выявлению уровня сформированности навыка пересказа у дошкольников, которая осуществлялась по методике, разработанной В.П. Глуховым (Приложение 1).

В процессе основного этапа работы проводилась непосредственная работа по апробации и внедрению в педагогический процесс карт Проппа.

Для того, чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа была разделена на несколько этапов:

На первом этапе (средний возраст) автор опыта знакомил детей с композицией жанра сказки (зачин, основная часть, концовка).

На втором этапе (средний возраст) с детьми организовывались подготовительные игры, в процессе которых ребята знакомились и осваивали все сказочные функции:

  • «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
  • «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
  • «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
  • «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
  • «Что общего?» - сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);
  • «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
  • «Хороший - плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;
  • «Образ-рисунок» (перекодирование образа в рисунки).

На третьем этапе (старшая группа) дети знакомились с обозначениями карт Проппа. На данном этапе детям читается сказка, которая сопровождается выкладыванием карт. Для начала использовалось 4-6 карт, поэтому подбирались небольшие сказки.

На четвёртом этапе (старшая группа) предлагалось пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе (подготовительная группа) дети самостоятельно сочиняли сказки, опираясь на схематические изображения.

Эффективность работы, направленной на обучение пересказу сказок дошкольников с использованием карт Проппа, заключается во взаимодействии субъектов образовательных отношений: педагоги, дети, родители (законные представители).

В ходе работы было разработано календарно-тематическое планирование по обучению пересказу сказок детей 4-7 лет с использованием карт Проппа, в котором отражено содержание работы в соответствии с возрастным периодом (Приложение 2).

При разработке занятий по обучению пересказу детей с опорой на карты Проппа автор опыта придерживался единого алгоритма структуры занятия. Прежде всего важным аспектом является проведение предварительной работы, цель которой заключается в обучении детей замещению реальных предметов на символы.

Формами работы являлись следующие:

  • чтение сказки;
  • рассматривание иллюстраций;
  • беседа по прочитанной сказке;
  • объяснение сложных слов, выражений, сравнений;
  • наблюдения;
  • дидактические игры (например «Что бы это значило?»;
  • составление графической таблицы.

При подборе текста учитывались следующие требования:

  • идейная направленность;
  • высокая художественная ценность произведения;
  • динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действий;
  • объем сказки (возрастная особенность детей);
  • четко выраженные: начало, середина, конец;
  • словарно-грамматическая наполняемость сказки.

В таблице 1 представлена структура занятия по обучению пересказу дошкольников с использованием карт Проппа.

Таблица 1

Структура занятия по обучению пересказу дошкольников

с использованием карт Проппа

Этап

Цель

Организационный момент

Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации

Подготовка к восприятию текста сказки

Уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления

Чтение сказки, показ иллюстраций

Развитие слухового внимания и памяти

Выстраивание графического плана рассказа

Формирование логической цельности рассказа

Беседа по содержанию

Развитие диалогической речи

Повторное чтение сказки

с установкой на пересказ

Развитие слухового, зрительного внимания и долговременной памяти

Пересказ по графическому плану

Развитие связной речи, памяти

Лексические упражнения

Активизация словаря, развитие грамматического строя речи

Итог занятия

Оценка работы детей

В приложении представлен пример конспекта занятия, проведенного в средней группе по теме «Пересказ «Сказки про Ежика и лекарственные травки» с помощью карт Проппа», цель которого заключалась в обучении детей пересказывать сказку с опорой на карты Проппа (Приложение 3).

В ходе культурно-досуговой деятельности с детьми был организован досуг «Волшебный цветок» (Приложение 5). В ходе досуга детям предлагались различные задания, которые они должны были решить с помощью карт Проппа.

При организации работы с родителями воспитанников соблюдались основные принципы организации работы дошкольной образовательной организации с семьями. Данные принципы заключались в:

  • открытости дошкольного образовательного учреждения для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании детей, в частности в формировании навыка пересказа у детей;
  • создании активной развивающей среды для обучения пересказу сказок детьми, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Активизируя работу по данному направлению, автор опыта использовал следующие формы работы:

-анкетирование родителей по теме «Сказка в жизни Вашего ребенка» помогло определить уровень внимания родителей к проблеме знакомства детей со сказками, их незаинтересованность (Приложение 6);

-консультации, рекомендации, беседы, проведение семинаров-практикумов, родительские собрания, мастер-классы (Приложение 7), вечер вопросов и ответов и др. (Приложение 5);

-наглядная информация (стенды, памятки, папки-передвижки, выпуск газет);

-участие в совместных мероприятиях (развлечения, занятия, досуги) выставках (книг, рисунков).

В результате работы над темой опыта автор убедился в том, что использование технологии «Карты Проппа» даёт возможность качественно улучшить работу по обучению детей пересказу.

Раздел III. Результативность опыта

Критерием результативности опыта является положительная динамика сформированности навыка пересказа у дошкольников.

Приступая к проведению диагностики, для каждого ребенка автор создавал положительную мотивацию выполнения задания, поощрял правильные ответы, развивая у них, таким образом, уверенность в себе. Начинали с беседы, направленной на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него позитивного отношения к предлагаемой деятельности.

Анализ исследования уровня сформированности навыка пересказа у дошкольников представлен в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2

Анализ исследования уровня сформированности навыка пересказа

у дошкольников

Критерии

диагностики

2020-2021гг.

2021-2022гг.

2022-2023гг.

Средняя

группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Ребенок проявляет интерес к прослушанному тексту и без помощи экспериментатора составляет пересказ текста со следующими особенностями: наличие всех смысловых звеньев, правильной их последовательности, грамматически правильные предложения, наличие связующих элементов между предложениями.

21%

31%

48%

34%

31%

35%

62%

29%

9%

Ребенок преимущественно проявляет интерес к прочитанному тексту, но делает ошибки при пересказе: нарушаются смысловые звенья, отмечается неправильная последовательность событий; ошибки в грамматическом оформлении высказываний

10%

47%

43%

17%

53%

30%

57%

28%

15%

Ребенок не проявляет интереса к прослушанному тексту, не может пересказать текст

10%

46%

43%

15%

56%

29%

54%

28%

18%

Качество знаний

12,5%

43%

44,5%

21%

49%

30%

57,7%

28,5%

13,7%

Рис.1

Анализ исследования уровня сформированности навыка пересказа у дошкольников

Проведённые в начале опыта исследования с детьми пятого года жизни показали, у большинства детей наблюдается низкий уровень сформированности навыка пересказа, который составляется 44,5%, средний уровень отмечается лишь у 43% дошкольников, и 12,5% составляет высокий уровень.

В ходе диагностики с 2020 года по 2023 год выявилась позитивная динамика в старших и подготовительных группах: высокий и средний уровень повысился с 21% до 57,7%, низкий уровень снизился с 30% до 13,7%.

Исходя из анализа результатов исследования сформированности навыка пересказа у дошкольников, можно сделать вывод о том, что дошкольники лучше понимают содержание и пересказывают знакомые им сказки, где присутствуют простые слова и предложения, открытый смысл, известный сюжет, отсутствуют устаревшие слова.

В процессе работы над опытом изменилось в положительную сторону отношение родителей к проблеме, что свидетельствуют об этом данные мониторинга родителей за период 2020-2023 гг.

По результатам анкетирования на констатирующем этапе выяснили, что 51,9% семей не имеют домашней библиотеки; чаще всего читают детям комиксы, о природе; при покупке книги родители чаще всего ориентируются на иллюстрации или это является случайным выбором; 81,5% родителей не знают алгоритм знакомства детей со сказкой; читают сказки по своей инициативе или читают некоторые дети самостоятельно, следует отметить, что лишь 11,1% детей просят почитать сказки; обсуждение сказки осуществляется в виде пересказа сказки (48,1%), а также в виде вопроса – что ребенок нового узнал из сказки (51,9%); об оказании влияния сказки на поведение, отношение детей к окружающим людям (природе) 37% родителей затрудняются ответить, говорят «нет» – 26%, остальные утверждают о большом значении сказки – 37%; 88,9% дошкольников предпочитают смотреть сказку на телеэкране и лишь 11,1% детей любят слушать сказки; лишь 33,3% детей проявляют эмоции при чтении сказки, остальные равнодушны, просто ее слушают; об установлении связей между идеей сказки и своим жизненным опытом говорят только 22,2% родителей, остальные – затрудняются в ответе.

Проведя повторное анкетирования на контрольном этапе, пришли к выводам о том, что у родителей изменилось отношение к роли сказки в жизни ребенка, они указывают на то, что чаще покупают книгу со сказками, читают их детям, обсуждают содержание и т.д. Они говорят о том, что ребенок проявляет инициативу и просит почитать сказку.

Таким образом, результаты проведенного исследования по выявлению уровня сформированности навыка пересказа у дошкольников указывают на эффективность работы, направленной на обучение пересказу сказок с использованием карт Проппа.

Библиографический список

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. 2009. – 211 с.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  3. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351,
  4. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды /А.А. Леонтьев. – М.:МПСИ, 2009. – 534 с.
  5. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  1. Пропп, В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа)/В.Я. Пропп. – М., 2012. – 322 с.
  1. Пропп, В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа)/ В.Я. Пропп. – М., 2010. – 290 с.
  1. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказа Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
  2. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Приложение

1. Приложение 1 - Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности навыка пересказа у дошкольников.

2. Приложение 2 - Календарно-тематическое планирование по обучению пересказу сказок детей 4-7 лет с использованием карт Проппа.

3. Приложение 3 - Конспект занятия для средней группы «Пересказ «Сказки про Ежика и лекарственные травки» с помощью карт Проппа».

4. Приложение 4 - Конспект досуга для детей 6-7 лет «Волшебный цветок».

5. Приложение 5 - Памятка для родителей «Знаете ли вы, почему так важно учить ребенка пересказывать?»

6. Приложение 6 - Анкета для родителей «Сказка в жизни Вашего ребенка».

7. Приложение 7 - Мастер-класс для родителей «Карты Проппа».



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности навыка пересказа у дошкольников

Методика № 1 «Наступила зима» (средняя группа)

Цель: выявление возможностей детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Процедура проведения: текст прочитывается один раз. При анализе пересказа особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста.

Инструкция: «Послушай и расскажи, о чем говорится в тексте». Критерии оценивания:

баллов – ребенок не проявляет интереса к прослушанному тексту, ребенок не может пересказать текст.

балл – ребенок преимущественно проявляет интерес к прочитанному тексту, но делает ошибки при пересказе.

балла – ребенок проявляет интерес к прослушанному тексту и без помощи экспериментатора отвечает на вопросы.

Методика № 2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (старшая группа)

Цель: выявить способность ребенка представить сжатый пересказ сказки в 2-3 предложениях.

Процедура проведения: текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Инструкция: «Послушай и перескажи текст сказки в 2-3 предложениях».

Оценка результатов: Особое внимание обращается на краткость передачи содержания текста, наличие полного смысла в пересказе, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Критерии оценивания:

баллов – ребенок не проявляет интереса к прослушанной сказке, ребенок не может ее пересказать.

балл – ребенок преимущественно проявляет интерес к прочитанному тексту, но делает ошибки при кратком пересказе сказки.

балла – ребенок проявляет интерес к прослушанному тексту и без помощи экспериментатора составляет краткий пересказ сказки.

Методика № 3. «Емеля-дурак» (подготовительная группа)

Цель: выявить соответствие пересказа изображаемой ситуации; целостности: наличия всех смысловых звеньев, правильной их последовательности; характера языкового оформления: грамматической правильности предложений, наличия связующих элементов между предложениями.

Процедура и инструкция: в начале эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю сказку и покажу картинку к ней. А ты внимательно слушай и приготовься пересказать. Перед ребенком кладется картинка и зачитывается текст. После прочтения дается инструкция: «А теперь перескажи то, что я прочитала».

Оценка результатов: пересказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации; целостности: наличия всех смысловых звеньев, правильной их последовательности; характера языкового оформления: грамматической правильности предложений, наличия связующих элементов между предложениями.

Критерии оценивание:

баллов – ребенок не проявляет интереса к прослушанному тексту, не может пересказать текст.

балл – ребенок преимущественно проявляет интерес к прочитанному тексту, но делает ошибки при пересказе: нарушаются смысловые звенья, отмечается неправильная последовательность событий; ошибки в грамматическом оформлении высказываний.

балла – ребенок проявляет интерес к прослушанному тексту и без помощи экспериментатора составляет пересказ текста со следующими особенностями: наличие всех смысловых звеньев, правильной их последовательности, грамматически правильные предложения, наличие связующих элементов между предложениями.

Уровень сформированности навыка пересказа оценивался по следующим уровням:

Высокий уровень – если ребенок набрал от 5 до 6 баллов.

Средний уровень – если ребенок набрал от 2 до 4 баллов.

Низкий уровень – если ребенок набрал 0-1 балл.

Приложение № 2

Календарно-тематическое планирование по обучению пересказу сказок детей 4-7 лет с использованием карт Проппа

Дата

Речевой материал

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная группа

Сентябрь

2 неделя

«Волк и козлята» обр. А.Н. Толстого

«О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» А. Введенский

«Старик-годовик» В. Даль

Сентябрь

3 неделя

«Лиса-нянька» пер. с финск. Е. Сойни

Про Иванушку-дурачка» обр. М. Горького

«Заюшкина Избушка» (русская народная сказка)

Сентябрь

4 неделя

«Колобок» обр. К. Ушинского

«Колосок» С. Могилевской

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Октябрь

1 неделя

«Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире» Е. Пастернак

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» обр. А.Н. Толстого

Сказка «Под грибом» Г.В. Сутеев

Октябрь

2 неделя

«Сказка о Бабе Яге и заморыше»

«Лиса-лапотница» обр. В. Даля

«Заяц-хваста» (русская народная сказка)

Октябрь

3 неделя

«Два жадных медвежонка» (венгерская сказка)

«Береза и три сокола»

«Теремок» (русская народная сказка)

Октябрь

4 неделя

«Три брата» (хакасская, пер. В. Гурова)

«Бодливая корова» К. Ушинский

«Хвосты»

Ноябрь

1 неделя

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкин

«Привередница» обр. В. Даля

«Заяц Коська и Родничок»

Ноябрь

2 неделя

«Перчатки» С. Маршак

«Сказка о невоспитанном мышонке» С. Прокофьева

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Ноябрь

3 неделя

«Лиса и кувшин»

«Лисичка-сестричка и волк» обр. М. Булатова

«Гуси - лебеди» обр. А.Н. Толстого

Ноябрь

4 неделя

«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» С. Козлов

«Зимняя сказка» С. Козлова

«Лиса и Козёл»

Декабрь

1 неделя

«Лиса и заяц» обр. В. Даля

«Притворная болезнь»

«Каша из топора»

Декабрь

2 неделя

«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова

«Лиса и козел» обр. О. Капицы

«Хаврошечка»

Декабрь

3 неделя

«Мороз Иванович» Ф. Одоевский

«Зимовье» обр. И. Соколова-Микитова

Сказка в ред. А.Н. Толстого «Морозко»

Декабрь

4 неделя

«Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенский

«Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. снем. А. Введенского, под ред. С. Маршака

«Кот в сапогах»

Январь

2 неделя

«Петушок и бобовое зернышко» обр. О. Капицы

«Бременские музыканты» братья Гримм

«Снегурочка» (русская народная сказка)

Январь

3 неделя

«Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской

«Катя в Игрушечном городе» Т.И. Александрова

«Двенадцать месяцев»

Январь

4 неделя

«Цыпленок» К. Чуковский

«Елка» В. Сутеев

«Дюймовочка»

Февраль

1 неделя

«Гуси – лебеди» обр. М. Булатова

«Птичий язык»

«Царевна лягушка»

Февраль

2 неделя

«По щучьему веленью»

«Как собака друга искала» С. Фетисова

«Принцесса на горошине»

Февраль

3 неделя

«Братец Лис и лягушки» Д. Харрис

«Ивовый росток» Н.Фельдман

«Журавль и цапля»

Февраль

4 неделя

«Храбрец-молодец» пер. с болг. Л. Грибовой

«Три поросенка» (перевод С. Маршака)

«Петушок золотой гребешок»

Март

1 неделя

«Как коза избушку построила» обр. М. Булатова

«Царевна, разрешающая загадки»

«Козел и баран»

Март

2 неделя

«Крот и волшебный цветок» М. Зденек

«Емеля-дурак»

«Морозко»

Март

3 неделя

«Молодильные яблоки»

«Стоит река - вся из молока, берега - из киселя»

«Гадкий утенок»

Март

4 неделя

«Теремок» обр. Е. Чарушина

«Два вора»

«Конек-горбунок»

Апрель

1 неделя

«Курочка Ряба»

«Про мышь зубастую да про воробья богатого»

«Спящая царевна»

Апрель

2 неделя

«Журавль и цапля» А. Толстой

«Лисичка со скалочкой» обр. М. Булатова

«Лягушка – путешественница»

Апрель

3 неделя

«Котенок по имени Гав» Г. Остер

«Цветок» Б. Житков

«Золотой ключик»

Апрель

4 неделя

«Кот в сапогах» пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа

«Пузырь, соломинка и лапоть»

«Аленький цветочек»

Приложение № 3

Конспект занятия для средней группы

«Пересказ «Сказки про Ежика и лекарственные травки»

с помощью карт Проппа»

Цель: учить детей пересказывать сказку с опорой на карты Проппа.

Задачи:

  • познакомить детей с лекарственным растением – мята;
  • развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений;
  • учить пересказывать текст сказки с опорой на карты Проппа;
  • формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком;
  • воспитывать бережливое отношение к растениям.

Взаимодополнение образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Культурные практики: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Методы и приемы:

Практические: экспериментирование, самостоятельная деятельность детей.

Словесные: беседа педагога, вопросы-ответы.

Предварительная работа: Беседы на темы: «Лекарственные растения», рассматривание иллюстраций, картин на тему «Лекарственные растения», чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихов на тему лекарственные растения.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением мяты, карты Проппа, сказка про Ежика.

Ход деятельности

Вводная часть.

1. Вводная часть - (организационный момент: создание проблемной ситуации).

Воспитатель: Ребята, я рада вас приветствовать, посмотрите, сколько в нашей группе полезных трав. Назовите их, пожалуйста (ответы детей). А чем они полезны? (ответы детей).

2. Целевая установка.

Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной полезной травой (Воспитатель показывает иллюстрацию). Это мята. (Воспитатель показывает фотографии травы, предлагает детям описать ее, сравнить с другими лекарственными травами).

Сегодня я вам расскажу интересную сказку про мяту. Хотите послушать? Тогда присаживайтесь на ковер.

Сказка про Ежика и лекарственные травки

Жили - были ежик с мамой ежихой на лесной опушке. Однажды мама позвала Ежика и сказала:

- Сыночек, соседка Зайчиха звонила, у нее дети заболели, отнеси им малинового варенья.

- Хорошо, мамочка, – сказал Ежик и отправился в лес.

Шел он по тропинке, напевая песенки, а навстречу ему Лиса – травница.

- Куда путь держишь?

- К зайчатам, они заболели. А вы кто?

- Я Лиса – травница. Говоришь, зайчата заболели!? А что у них болит?

- У них насморк.

- Тогда я тебе помогу. Сейчас я дам тебе волшебную траву, ты отнесешь ее зайчатам, и они поправятся. Вот тебе: мята! А теперь положи ее в корзину и ступай.

Шел, брел Ежик по тропинке, а навстречу ему Белочка.

- Ты куда идешь? – спросила она.

- Я иду к зайчатам, они заболели, – ответил Ежик.

- А можно я пойду с тобой?

- Конечно. Зайчата будут рады.

И дальше они пошли вместе. Вскоре они подошли к дому Зайчихи и постучали в дверь.

- Кто там? – спросила Зайчиха.

- Это мы – Белка и Ежик.

- Входите.

Дверь отворилась и в комнату зашли друзья с большой корзиной.

- Что это? – удивились зайчата.

- Это лесные лекарства. Травка - мята. Ну и еще немного сладостей – морковка и капуста.

Вскоре самовар запыхтел, зашумел, вода закипела. Ежик заварил лечебный чай с мятой и дал его зайчатам. От чая пахло летом. Белка с Ежиком сидели, пили чай с зайчатами и рассказывали забавные истории из своей жизни. Они очень любили поболтать, а еще больше они любили перебивать друг друга.

Наконец, они заметили, что детки спят, и потихонечку вышли и пошли домой. Зайчатам снились радостные и счастливые сны о лете, о травке, а на следующий день все поправились!!!

3. Проектирование решений проблемной ситуации.

4. Выполнение действий - (заданий).

Воспитатель. Вот такая интересная сказка. Вам понравилась? (ответы детей). Ребята, а помните, мы с вами пересказывали сказки с помощью волшебных карточек – помощниц? Я предлагаю вам с их помощью пересказать и эту сказку. А сначала давайте встанем и немного подвигаемся.

Физминутка

На лугу растут цветы небывалой красоты.

(Потягивания – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх)

Ветер дует иногда, Только это не беда Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали и на месте побежали.

Воспитатель. Ребята, я прочитаю сказку еще раз, а пока я буду читать, вы подумайте, какие карточки-помощницы нам помогут ее пересказать. Кто начнет пересказывать сказку?

Какая картинка подходит к началу сказки? (Ребенок выбирает карточку).

Воспитатель. А почему домик? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно. Что же произошло дальше, какими картинками это можно показать? А почему? (Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы! Правильно. Но вот Ежик встретил в лесу Лису-травницу, и что же дальше. Как мы можем изобразить их встречу? (Ребенок выбирает карточку)

Воспитатель. Что дала Лиса Ежику, и с помощью какой карточки мы это изобразим? (Ребенок выбирает карточку)

Воспитатель. Что же случилось дальше? (Ответы детей)

Воспитатель. Какая карточка подходит? (Ребенок выбирает карточку)

Воспитатель. Правильно. Но вот Ежик и Белка пришли к домику зайчихи, и что там произошло? Подберите подходящие картинки.

(Ответы детей)

5. Заключительная часть - (анализ результатов деятельности)

Воспитатель. Вот какие молодцы! Сегодня мы с вами не только познакомились с полезной травой мятой, а еще с помощью волшебных карточек-помощниц пересказали новую сказку. Давайте возьмем еще одну карточку и скажем, чему учит нас эта сказка?

Приложение 4

Конспект досуга для детей 6-7 лет

«Волшебный цветок»

Цель: Развивать связную монологическую речь старших дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития, связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи, с использованием конструктора сказок "Карты Проппа".

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм, с принципами композиции;
  • способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности;
  • использовать средства лексической выразительности при создании связных высказываний;
  • учить придумывать сказки с использованием конструктора сказок "Карты Проппа";
  • формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, зрительную память, смекалку;
  • развивать конструктивные навыки и воображение;
  • развивать внимание, связную речь.

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь и навыки самооценки;
  • воспитывать инициативность, самостоятельность.

Материалы и оборудование: презентация, карточки с заданиями: карты Проппа; разрезные картинки; письмо в конверте, музыкальное оформление.

Ход деятельности

Вводная часть.

1. Вводная часть - (организационный момент: создание проблемной ситуации).

Дети заходят в зал, звучит тихо музыка.

Дети:

Мы под солнышком растём,

Дружно, весело живём,

Лучик ты и лучик я,

Вместе мы одна семья.

К солнышку руки мы протянули,

Лучик мы взяли и к сердцу прижали,

Мы улыбнулись,

Гостям лучик отдали,

Здравствуйте, гости!

Мы вас всех ждали!

2. Целевая установка.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, посмотрите, какой красивый конверт! Давайте его прочтем!

«Здравствуйте, дети! Пишет Вам Фея из Волшебной Цветочной страны. Злой волшебник Черномор ворвался в мое королевство и заколдовал мой волшебный цветок - Семицветик. Он забрал у него все цвета с его прекрасных лепестков. Чтобы расколдовать его, нужно выполнить задания. Помогите мне, пожалуйста!»

3. Проектирование решений проблемной ситуации.

Воспитатель: Вот такое письмо. Мы обязательно поможем Фее. Для этого нам нужно будет отправиться в Цветочную страну.

Повторяйте вместе со мной:

"Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток,

Через Север, через Юг возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли, быть по- нашему, вели,

Вели, чтобы мы оказались в Цветочной стране!"

(звучит тихо музыка, на экране появляется изображение сказочного леса, тропинки, ведущей к замку, и изображение волшебного цветка с бесцветными лепестками).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Что-то волшебного цветка я не вижу?

-Вот он! Только какой-то некрасивый. Верно Фея написала, что все краски пропали с лепестков. Надо скорей приступать к выполнению заданий, которые нам приготовила Фея.

4. Выполнение действий - (заданий).

1-е задание

Воспитатель: Отгадайте загадку, про какую сказку в ней говорится?

Вот что сказка говорит:

В чаще леса дом стоит.

В чистой комнате лесной

Вместо бабушки больной

Страшный зверь лежит в подушках,

Поджидает он девчушку.

Бабку он уж проглотил...

Кто же зверя победил?

Слайд "Красная Шапочка"

Давайте с помощью конструктора сказок наших волшебных карт, расскажем эту сказку.

Карта - Жили - были. Карты Проппа

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.

Карты Проппа

Карта - Герой покидает дом.

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

Карта - Запрет. Карты Проппа

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".

Карта - Нарушение запрета. Карты Проппа

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.

Карта - Враг начинает действовать. Карты Проппа

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.

Карта - Появляется Ложный Герой. Карты Проппа

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

Карта - Разоблачение Ложного Героя. Карты Проппа

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши («чтобы лучше слышать»), глаза («чтобы лучше видеть»)…Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

Карта - Появление друга - помощника. Карты Проппа

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

Карта - Враг оказывается поверженным. Карты Проппа

Охотник вбежал в дом и убил волка.

Карта - Счастливый конец. Карты Проппа

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

Карты Проппа

Карта - Мораль.

А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло с цветком (ответы детей)

- Значит, вы правильно справились с заданием. Молодцы! Но не будем терять времени даром, приступим к следующему заданию.

2-е задание "Что перепутал художник"

Воспитатель: Посмотрите на экран, найдите ошибку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло с цветком (отв. детей)

- Значит, вы правильно справились с заданием. Молодцы! Но не будем терять времени даром, приступим к следующему заданию.

3-е задание « Хитрые задачки» ( На выбор)

1. Сколько носов у трёх китов? (3)

2. Сколько ушей у двух мышей? (4)

3. Какая цифра спряталась в слове «семь-я»? (7)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько раз в году бывает день рождения? (1)

6. Какое сейчас время года?

7. На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок, Прибежал ещё один и уселся рядом с ним. Сколько стало щенят? (2)

8. Сколько дней в одной неделе? (7)

9. Кто больше: маленький бегемот или большой муравей? (бегемот)

10. Сколько колёс у трёхколёсного велосипеда? (три)

11. Назови части суток по порядку (утро, день, вечер, ночь)

12. На груше выросло пять яблок, а на ёлке - только два. Сколько всего яблок выросло? (ответ: ни одного, на этих деревьях яблоки не растут.)

13. Сколько орешков в пустом стакане? (стакан пуст)

14. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы. Сколько стало цветов во дворе? ( Нисколько. В феврале цветы не растут.)

15. В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе? (три ромашки)

Воспитатель: Посмотрите (На слайде цветок, у которого 2-ой лепесток окрашен в красный цвет)

4 задание

Воспитатель: Ребята, нас ждут карточки с заданиями « Собери сказку»

Посмотрите (на слайде цветок, у которого 3-ой лепесток окрашен в зелёный цвет)

Воспитатель: А сейчас мы превратимся в цветочки и поиграем.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

5 задание

Вопросы по сказкам.

- На чём можно отправиться за тридевять земель? (Ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке, на метле)

- Что помогает указать дорогу? (Колечко, пёрышко, клубок)

- Вспомните помощников, помогающих выполнить любое желание сказочного героя. (Молодцы из ларца, фея, джин из бутылки, золотая рыбка, щука, кот в сапогах)

- Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? (Волшебные слова, волшебная палочка)

- Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)

- Какую фразу повторяет кот Леопольд, желая помириться с мышами? (Ребята, давайте жить дружно)

- Сколько работников вытаскивали репку? (6)

- Кто проглотил нечто такое, отчего вокруг сразу стало темно? (Жадный крокодил солнце проглотил)

Скажи наоборот:
Называть сказки, придумывая их названиям противоположный смысл.
1. «Зеленый беретик» («Красная Шапочка»)
2. «Мышь босиком» («Кот в сапогах»)
3. «Петушок бесцветный» («Курочка Ряба»)
4. «Девочка с ладошку» («Мальчик с пальчик»)

6 задание «Назови сказку, какая картинка лишняя?»

После выполнения задания на экране появляется цветок, с пятым окрашенным оранжевым лепестком.

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием тоже справились!

7 задание

Воспитатель: Вы знаете очень много сказок, но я хочу, чтобы вы придумали свои сказки, а помогут вам наши волшебные карты.

Сказка "Утёнок и пес"

Жил - был утёнок Рома. Он жил с другими утятами в клетке. Рома решил сбежать и начать путешествие на озеро, чтобы поплавать и понырять в воде. На пути к озеру утёнок встретил большого злого кота. Кот хотел его съесть. Но тут на помощь Роме подоспел его друг - пёс Гав. Пёс начал лаять и рычать на кота. И кот от страха упал в озеро. Он очень боялся воды, поэтому быстро выбрался из озера и убежал. Наши друзья построили домик у озера и стали в нем жить. Утёнок плавал и нырял, а пёс Гав его охранял.

Карты Проппа, применённые в придумывании сказки:

  • Жили - были
  • Герой покидает дом
  • Враг начинает действовать
  • Появление друга - помощника
  • Враг оказывается поверженным
  • Счастливый конец

Воспитатель: Но настала пора возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной:

"Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток,

Через Север, через Юг возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели,

Вели, чтобы мы оказались в детском саду. "

5. Заключительная часть - (анализ результатов деятельности)

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, вот и закончилось наше путешествие. Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня делали? Какие задания для вас приготовила Фея? Какая сказка у вас получилась? А для чего это вы все делали?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и Фея приготовила вам сюрприз.

Приложение 5

Памятка для родителей

.C:\Users\20230829\Desktop\

Приложение № 6

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим ответить на предложенные вопросы.

Есть ли в Вашей семье домашняя библиотека?

а)да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

Какие книги Вы читаете детям дома?

а) русские народные сказки;

б) сказки народов мира;

в) о природе;

г) научно – познавательные;

д) комиксы.

Как Вы отбираете сказки для чтения детям, чем руководствуетесь при их покупке?

а) смотрю содержание;

б) учитываю возраст;

в) отбираю по иллюстрациям;

г) покупаю случайно;

д) если дома нет такой сказки, то беру.

Знаете ли Вы правильный алгоритм работы со сказкой?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

Как Вы читаете сказки ребенку?

а) по просьбе ребенка;

б) по своей инициативе;

в) ребенок читает самостоятельно, как умеет.

Обсуждаете ли Вы содержание прочитанной сказки с ребенком?

а) предлагаю просто пересказать;

б) спрашиваю, что ребенок нового узнал из сказки;

в) обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть).

Как Вы считаете, оказывает ли влияние сказка на поведение, отношение детей к окружающим людям (природе)?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

Что больше любит Ваш ребенок?

а) слушать сказку;

б) смотреть сказку на экране.

Выражает ли Ваш ребенок эмоциями или словами переживания при чтении какой-либо сказки?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

Как Вы думаете, Ваш ребенок умеет устанавливать связь между идеей сказки и своим жизненным опытом?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

Приложение № 7

Мастер-класс для родителей «Карты Проппа»

Цель: познакомить родителей (законных представителей) с методикой, разработанной В. Я. Проппом.

Задачи:

1. Познакомить родителей (законных представителей) с новыми способами развития речи и пересказывания.

2. Научить родителей (законных представителей) самостоятельно составлять карточки для работы с детьми.

Оборудование: стулья, карты Проппа, текст сказки.

Ход мастер-класса

Воспитатель: В современном мире, где наука и техника сделали большой шаг в развитии новых, современных и простых в использовании разнообразных гаджетов, телефонов, телевизоров и прочего, мы, взрослые люди, совершенно стали забывать, как общаться без использования современной техники. Уже сейчас у многих детей на почве того, что они мало разговаривают, а больше уделяют времени мобильным телефонам и телевизорам, наблюдается спад в речевой активности, происходит деформация речевого аппарата. Дети в том возрасте, в котором они должны уметь составлять те или иные фразы, не могут связать определенную цепочку последовательности слов, происходит «проглатывание» некоторых букв. Поэтому нам необходимо как можно больше общаться с нашими детьми, разговаривать с ними, развивая их речевой аппарат.

Сегодня я вас хочу познакомить с необычной методикой, разработанной В. Я. Проппом, которая поможет вам и вашему ребенку совместно провести досуг, посмотреть на всем известные сказки с совершенно другой стороны, развить речевой аппарат и фантазию. Мы с вами попробуем вместе составить свои собственные наборы с карточками, а также ознакомимся с некоторыми занятиями, которыми можно заниматься с детьми дома. Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки. Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними.

Родителям раздаются карты Проппа для просмотра.

Образцы карт Проппа Значение карт Пропа

Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»). Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»). Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен). Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах). Способ достижения цели (это может быть полет на ковре- самолете, использование меча-кладенца и т. п.).

Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании). Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи). Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств преодолевая огромные расстояния).

Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно). Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

Отлучка дарителя (Баба-яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру). Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты). Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости). Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю, что).

Герой исполняет задание (а как же иначе).

Герою дается новый облик (частый прием - погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления). Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета).

Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу).

Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Воспитатель: На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки. Изготавливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.

На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты: - «Волшебные имена» – перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут (почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным). - «Кто на свете всех злее (милее, умнее?» – выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни.

Также можно анализировать и положительных героев. - «Хороший-плохой» – в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя (например, Емеля, его отрицательные качества – он ленивый, положительные – добрый и отзывчивый). - «Что в дороге пригодится?» – вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных (скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка). - «Волшебные или чудесные вещи» – в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт. Сказка «Кот, петух и лиса»

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Собирается кот на охоту и говорит петушку: - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит. Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку — сидит, песни поет, кота ждет. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко – Дам тебе горошку. Петя выглянул, а лиса его – цап-царап – схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: - Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается. Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5-8 функций, и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.

На четвертом этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа. (Данные карты подписаны для удобства их освоения взрослыми, для детей карты делают без подписей) На пятом этапе происходит самая интересная работа – дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. Можно сочинить сказку, опираясь на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно-ролевую игру «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки. Давайте попробуем сочинить свою сказку, количество используемых карт не ограничено. «Жили - были Иван да Марья. Однажды Иван отправился на охоту и наказал Марье Бабу-ягу на порог не пускать. А Баба-яга была хитрой, обернулась в красную девицу и уговорила Марью пойти в лес гулять. В лесу Баба-яга заманила Марью в озеро и утопила ее. А сама обернулась Марьюшкой и пошла в избушку Ивана дожидаться. Вернулся Иван, не заметил подмены, но кот Мурлыка подсказал, что это не настоящая Марьюшка, это Баба-яга. И вступил Иван в бой с лже-Марьей, и победил он Бабу-ягу. Подсказал Мурлыка-кот, где настоящая Марьюшка спрятана. Пошел Иван на озеро вызволять свою настоящую жену. Мораль сказки – слушайся мужа».

В заключение небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников-иллюстраторов, оформителей, декораторов.

Воспитатель: Познакомимся с некоторыми играми для совместного досуга с ребенком с использованием карт Проппа.

1. «Знакомство с картами Проппа». Садимся вместе с ребенком за стол. Обращаемся к ребенку: «Посмотри, злая волшебница заколдовала все сказки и превратила их в карточки (показываете карточки). Давай мы с тобой попробуем расшифровать их. Вместе с ребенком рассматриваем карточки и разбираем, что обозначает каждая из них: что изображено, как называется функция, как это понять. В ходе беседы ребенок сам может придумывать символы. Далее выбираем знакомую сказку для ребенка, и предлагаем найти каждую функцию в тексте сказки. Вместе разбираем, что она обозначает. Затем предлагаем ребенку выложить свою любимую сказку, рассказать ее вам, объяснить свой выбор карт.

2. «Чтение русской народной сказки «Рукавичка» (читаем ребенку сказку и беседуем) : - Как звери попали в рукавичку? (ответ ребенка) - Почему дед потерял рукавичку? (ответ ребенка) - Какой он? (ответ ребенка) - Хорошо или плохо, что звери встретились в рукавичке? (ответ ребенка) - А деду хорошо без рукавички? (ответ ребенка) - Как ты думаешь, могут ли такие события происходить на самом деле? (ответ ребенка) - Что такое сказка? (ответ ребенка) Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна» (читаем ребенку рассказ и беседуем с ним) : - Есть ли в этом произведении вымысел, волшебство? (ответ ребенка) - Как в рассказе выглядит лиса? (ответ ребенка) - Как она принаряжена? (ответ ребенка) - Покажи и расскажи, как ходит лисонька? (ответ ребенка) - Почему свой хвост она носит бережно? (ответ ребенка) - Почему в рассказе лиса разбойница и хитрая? (ответ ребенка)

3. «Знакомство с русской народной сказкой «Терешечка». Чтение сказки «Терешечка», беседа с ребенком: - Понравилась ли тебе эта сказка? (ответ ребенка) - Покажи свои эмоции, используй мимику (показ ребенка) - Знаешь, мне понравился Терешечка. Угадай почему? (он ловил рыбу, кормил родителей) - Как ты думаешь, какой поступок Терешечки мне не понравился? (ответ ребенка) - Из чего был сделан Терешечка? (ответ ребенка) - Ты знаешь, что такое колодочка? (деревянный брусок). - На чем Терешечка поехал рыбу ловить? (на челноке – это легкая лодочка) - На чем можно еще плавать по озеру или реке? (ответ ребенка) - Как мать звала Терешечку? (ответ ребенка) - Скажи и покажи голосом, как она это делала? (ответ ребенка) - Образуй новые слова от слова мать (мама, мамочка, мамуленька и т. д.). - Почему защипанный гусенок спас Терешечку? (ответ ребенка) Далее выбираем узловые моменты сказки из карт Проппа : - Какую карту ты выбрал первой? (ответ ребенка) - Почему? (ответ ребенка) - О чем рассказывает нам эта сказка? (ответ ребенка) - Был ли в сказке запрет и какой? (ответ ребенка) - Можно ли ведьму назвать доброй? (ответ ребенка) - Какой картой мы ее обозначим? (ответ ребенка) - Есть ли в сказке вредительство? (ответ ребенка) - Какую задачу нужно было выполнить Терешечке? (ответ ребенка) - Кто помог ему вернуться домой? (ответ ребенка) - Будет ли гусенок героем? (в сказке два героя) - Как закончилась сказка? (ответ ребенка) - Счастливый ли у нее конец? (ответ ребенка) Подводим итог, смотрим как ребенок справился с задачей.

4. Пересказ сказки «Терешечка» Беседа с ребенком: - С какой сказкой мы познакомились недавно? (ответ ребенка) - Какой поступок Терешечки тебе не понравился? (ответ ребенка) - Как бы ты поступил на месте Терешечки? (ответ ребенка) - Кто тебе больше всего не понравился в сказке? (ведьма) - Какая она? (ответ ребенка) - Что она делала? (ответ ребенка) - Присутствуют ли в сказке добрые герои, кто они? (ответ ребенка) Работа с картами. - Вспоминаем узловые моменты сказки, - читаем сказку с установкой на пересказ (ребенок поднимает карты во время чтения узловых моментов, - пересказываем текст с ребенком по узловым моментам ( сказать: Ты еще в прошлый раз догадался, что мне не понравился поступок Терешечки, когда он изжарил ведьмину дочь. А как можно было с ней справиться по – другому). Подводим итог, смотрим как ребенок справился с задачами.

Воспитатель: Данные задания могут использоваться как для одного, так и для нескольких детей одновременно. Каждому ребенку необходим свой набор карточек. Вы можете использовать любую русскую сказку и по аналогии прочесть ее совместно с ребенком и выполнять задания. Регулярно проводя такие «тренировки», вы увидите заметные изменения в речевом и мыслительном процессе вашего ребенка.

Удачи! У вас обязательно все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию...

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)...

Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса", с помощью карт Проппа для детей старшего дошкольного возраста.

Этот конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»...

Мастер- класс для педагогов "Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Представлен материал по работе с картами Проппа. Его использование стимулирует развитие у детей психических процессов, активизирует речь,подерживает детскую познавательную  инициативу....

Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности  педагогов по использованию технологии "Карты Проппа"....