Игры на липучках в развитии речи дошкольников
материал по развитию речи

Игры на липучках в развитии речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_lipuchkah_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры на липучках как средство развития речи детей дошкольного возраста

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и  чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание.  Психолого-педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным.

Педагоги прибегают к поиску новых наглядно-дидактических пособий, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют ребенка, а порой и взрослого. И тогда педагогу приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал был для него интересен, не наскучил ребёнку. Ведь только положительные эмоции, правильная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые идеи и подходы в своей педагогической деятельности. Именно это ведёт его к поиску новых приёмов работы, современных универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка и её коррекции. Одной из разновидностей таких методических разработок являются «Игры на липучках».

Целью данного практического пособия является развитие всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

Новизна практического пособия заключается в подборе, разработке, систематизации и внедрении в педагогический процесс уже знакомых игр в новой подаче, где наряду с развитием всех компонентов речи развивается мелкая моторика и моторная ловкость.

Игровые упражнения, используемые в пособии, простые и доступные, дают возможность педагогу творчески подходить к занятию, проявлять свою фантазию, варьировать задания, использовать индивидуально, а также с двумя детьми, применяя соревновательный момент. Увлекательный и занимательный материал в виде игр на липучках позволяет разнообразить методы и приёмы коррекционно-развивающего воздействия, а также превратить однообразную и монотонную работу в интересную и увлекательную игру.

Игры данной методической разработки можно использовать в различных видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, при организации индивидуальной работы с ребёнком, самостоятельной деятельности детей.

Преимущества игр на липучках:

• Яркие, красочные, реалистичные, наглядные альбомы – с ними действительно интересно заниматься, играя.

• Большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от фантазии педагога.

• Затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, фонетики и звуковой культуры речи, элементарные математические представления, ознакомление с окружающим миром.

• Развивают воображение, внимание, память, мышление и мелкую моторику, тактильные ощущения.

• Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются.

• Достаточно мобильны.

Игры – заплатки

Настольные

1.Пирамидки

Цель: учить соотносить изображение и называть цвет. Развивать мышление, речь и мелкую моторику.

Материал: картинка с изображением пирамидки с прозрачными отверстиями, кнопки соответствующие цвету на кольцах пирамидки на липучках.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть пирамидку и подобрать к кольцам кнопки, прилепив их в нужное колечко. Ребенок анализирует, находит колечко, называет цвет.

2.Мячики

Цель: учить соотносить изображение и называть цвет. Развивать мышление, речь и мелкую моторику.

Материал: картинка с изображением мячиков с прозрачными отверстиями, кнопки соответствующие цвету мячиков на липучках.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть мячики и подобрать по цвету кнопки, прилепив их в нужный мячик. Ребенок анализирует, находит мяч, называет цвет, приклеивает кнопку.

3. Найди, чья тень

Цель: учить зрительно анализировать силуэты, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, зрительное восприятие детей, внимание.

Материал: силуэты домашних и диких животных, предметы, овощи, фрукты.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть силуэт животных, предметов, овощей, фруктов. Ребенок зрительно анализирует и дает ответ, находит тень.

4. Кто спрятался?

Цель: расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных. Формировать интерес и уважительное отношение к живой природе; развивать интерес к развивающим игровым занятиям; обучение логическому мышлению; развитие речевых навыков, совершенствование лексического и грамматического строя; улучшение памяти, зрительного анализа, концентрации внимания.

Материал: картинки, изображающие сельские и лесные пейзажи с частично спрятавшимися зверями и птицами, картинки с целым изображением зверей и птиц – на липучках.

Ход игры: Для игры необходимо подготовить картинки, изображающие сельские и лесные пейзажи с частично спрятавшимися зверями и птицами. Видимы лишь отдельные части тел животных, выступающие из-за деревьев, пней, заборов, других пейзажных элементов. По ним дети должны угадать, кто спрятался на картинке.

5. Подбери цветок бабочке

Цель: Формировать умение у детей различать цвета; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета»,» «такого же цвета».

Материал: Пять цветков, (красный, голубой, зеленый, оранжевый, фиолетовый); пять бабочек такой же окраски, как цветы.

Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.

6. Подбери по цвету чашку к блюдцу

Цель: учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материал: блюдца и чашки разных цветов.

Ход игры: Воспитатель выкладывает на стол  картонные плоские чашки.  Ребёнок подбирает чашки к блюдцам, называет цвет.

7. Зимние заплатки

Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия. Развивать логическое мышление, память, наблюдательность, зрительное восприятие детей, внимание.

Материал: планшет – изображение с прозрачными отверстиями зимними видами игр детей, кнопки – фрагменты изображения в форме геометрических фигур.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть изображение на иллюстрации. Чего не хватает? Ребенок рассматривает, анализирует, подбирает кнопки-фрагменты, называет геометрическую форму. Приклеивает кнопку.

8. Что в мешке у Деда Мороза

Цель: учить зрительно анализировать силуэты, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, зрительное восприятие детей, внимание.

Материал: планшет из плотной бумаги с изображением Деда Мороза и мешок с подарками, силуэты игрушек, игрушки на липучках.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть силуэты игрушек. Ребёнок зрительно анализирует и дает ответ, подбирает игрушку.

9. Что из чего сделано

Цель: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Материал: маленькие карточки с изображением предметов из металла, резины, стекла, дерева, пластмассы. Карточка большего размера с обозначением предметов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть маленькие карточки, рассказать, что на них изображено. Вместе с воспитателем дети находят на большой карте аналогичное изображение, прикладывают картинку к ячейке.

10. Времена года

Цель: учить различать и подбирать изображения по величине. Развивать логическое мышление, память, наблюдательность, зрительное восприятие детей, внимание.

Материал: сезонные планшеты (зима, весна, лето, осень) с изображением природы, животных, людей. Изображения на липучках больше размером – животные, растения, люди.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть сезонные изображения и подобрать фрагменты изображений большего размера. Дети анализируют, подбирают, называют животного, растение или действия людей, приклеивают в нужное место.

11.Сложи картинку по образцу

Цель: развивать воображение, умение анализировать, сопоставлять, работать со схемой.

Материал: карточки с изображением животных 10 шт, разрезные части к карточкам 40 шт. на липучках.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть карточки с изображением животных. Выкладывает части изображений, а дети подбирают. Дети зрительно анализируют, находят часть изображения и приклеивают на нужное место.

Макеты:

1.Домашние животные

Цель: Расширять представления о жизни домашних животных. Учить описывать домашнее животное; закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах, умение их различать и правильно называть; отмечать характерные признаки животных; дать понятие о пользе, которую приносят домашние животные; развивать интерес к образу жизни животных; воспитывать доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Материал: участок стены оформлен материалом велкротканью, плоские изображения домашних животных на липучке, детеныши домашних животных. Для композиции – избушка, трава, деревья, колодец.

Ход игры: Педагог сообщает, что детёныши бегали, резвились на ферме  и потеряли своих мам. Нужно помочь детёнышам найти своих родителей.

Дети подбирают пары взрослого животного и детеныша.

Например:

- У овцы ягненок.

2.Кто как кричит

Цель: Формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать чтение. Учить детей произносить слова отчетливо и внятно. Воспитывать любовь к животным. Закрепить представление о домашних животных , птицах (корова, коза, лошадь, баран, петух, курица, кошка, собака). Вовлекать в диалог, развивать умения слушать вопросы. Формировать у детей умения отвечать на вопросы взрослого, словами, предложениями. Активизировать словарь по теме. Упражнять малышей в произнесении звукоподражаний и укреплении артикуляционного аппарата. Воспитывать любовь к животным

Материал: участок стены оформлен материалом велкротканью, плоские изображения домашних животных и птиц (корова, коза, лошадь, баран, петух, курица, кошка, собака) на липучке. Для композиции – избушка, трава, деревья, колодец.

Ход игры: Педагог сообщает ребятам, что домашние животные и птицы забыли как они кричат. Нужно вспомнить ребятам. Дети приклеивают на стену животных и птиц и воспроизводить звукоподражания.

Например:

Коза кричит – ме-ме-ме.

3.Кто что ест

Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; развивать мышление, внимание, речь, а также развивать мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

Материал: участок стены оформлен материалом велкротканью, плоские изображения диких и домашних животных на липучке. Для композиции – избушка, трава, деревья, колодец. Картинки - морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, сено, молоко и т.д.

Ход игры: На стене расположены дикие и домашние животные. На столе картинки с кормом для животных. Педагог сообщает, что животные проголодались, нужно их накормить. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Например:

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

4.Большой – маленький

Цель: расширить математические знания, формировать представление о больших и маленьких объектах. Развивать концентрацию внимания, моторику пальцев, способность правильного зрительного восприятия окружающих предметов.

Материал: участок стены оформлен материалом велкротканью, плоские изображения большого и маленького предмета (большой и маленький медведь, мяч, машина и т.д.) – на липучках.

Ход игры: Воспитатель приклеивает предмет большого размера на одной части стены, а на другой маленького, сопровождая словами «большой», «маленький». Далее дети самостоятельно выкладывают предметы по размеру.

5. Весна – красна

Цель: познакомить детей с характерными признаками весны. Уточнить и закрепить словарь по теме «Весна». Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику. Воспитывать интерес и любознательность.

Материал: участок стены оформлен материалом велкротканью, плоские изображения - облака, снежинки, капельки дождя, деревья без листьев и с листочками, дети одеты в весеннюю одежду, снеговик тает, дети копают лопатками в песке, лужи – на липучке.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о наступлении времени года – весна. Последовательно приклеивают к стене изображения признаков этого времени года. (Идет снег, чаще дождь, снег тает и образуются лужи, снеговик тает, на деревьях тает снег, появляются листочки, дети капают лопатками в песке,).

6. Лето

Цель: познакомить детей с характерными признаками лета. Уточнить и закрепить словарь по теме «Лето». Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику. Воспитывать интерес и любознательность.

Материал: участок стены оформлен материалом велкротканью, плоские изображения - облака, тучки, капли дождя, радуга, солнце, деревья с листьями, цветами, плодами, цветы, трава, дети одеты в легкую одежду, дети играют в мяч, дети идут с зонтами, дети копают совочками в песке и лепят из песка, клумбочки – на липучке.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о наступлении времени года – лето. Последовательно приклеивают к стене изображения признаков этого времени года. (Идет дождь, светит солнце, появляется радуга, дети играют с песком, капают, одежда детей легкая, деревья стоят с зелеными листьями, цветами, на клумбах зацвели цветы и т.д.).

7. Осень золотая

Цель: познакомить детей с характерными признаками осени. Уточнить и закрепить словарь по теме «Осень». Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику. Воспитывать интерес и любознательность.

Материал: участок стены оформлен материалом велкротканью, плоские изображения - тучи, капли дождя, снежинки, деревья с листьями разного цвета (желтого, оранжевого, красного), с деревьев слетают листочки, деревья в снегу, дети в теплой одежде, дети идут по лужам, дети идут под зонтами, лужи – на липучке.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о наступлении времени года – осень. Последовательно приклеивают к стене изображения признаков этого времени года. (Идет дождь, дети оделись в теплую одежду, в резиновых сапожках, под зонтами, с деревьев слетают листочки и т.д.).

Театр:

«Колобок»

Цель: воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему; напомнить сказку "Колобок", вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; способствовать активизации речи; учить выполнять действий, о которых говориться в сказке.

Оборудование: участок стены оформлен материалом велкротканью, плоские изображения героев сказки, фон – на липучках. Текст сказки.

Ход: Воспитатель рассказывает детям сказку, последовательно приклеивая к материалу персонажей.

«Теремок»

Цель: воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему; напомнить сказку "Теремок", вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; способствовать активизации речи; учить выполнять действий, о которых говориться в сказке.

Оборудование: участок стены оформлен материалом велкротканью, плоские изображения героев сказки, фон – на липучках. Текст сказки.

Ход: Воспитатель рассказывает детям сказку, последовательно приклеивая к материалу персонажей.

«Репка»

Цель: воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему; напомнить сказку "Репка", вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; способствовать активизации речи; учить выполнять действий, о которых говориться в сказке.

Оборудование: участок стены оформлен материалом велкротканью, плоские изображения героев сказки, фон – на липучках. Текст сказки.

Ход: Воспитатель рассказывает детям сказку, последовательно приклеивая к материалу персонажей.

«Курочка ряба»

Цель: воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему; напомнить сказку "Колобок", вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; способствовать активизации речи; учить выполнять действий, о которых говориться в сказке.

Оборудование: участок стены оформлен материалом велкротканью, плоские изображения героев сказки, фон – на липучках. Текст сказки.

Ход: Воспитатель рассказывает детям сказку, последовательно приклеивая к материалу персонажей.

Заключение:

Игры на липучках помогают воспитывать интерес к окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.

Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игр с липучками дает положительный результат. Наблюдается желание детей участвовать в процессе обучения, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, обобщать предметы по существенным признакам, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Игры позволяют  дошкольникам с нарушениями речи совершенствовать лексико-грамматические категории, сформировать фонематическое восприятие, что является важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речи дошкольника.

Игры и упражнения для развития речи дошкольника....

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...

Игры и упражнения на развитие речи дошкольников

закрепление в речи пространственных предлоговсоставление простых нераспространенных предложенийзакрепление в речи существительных, согласование сущ. и прил.закрепление в речи имен родительного падежа ...

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Дидактическая игра на липучках для развития речи "Маша и Медведь"

Задачи:1. Расширение и обогощение словарного запаса2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи3. Развитие навыков связной речи4. Развитие внимания, памяти, логического мышления5. Развит...