Нод "Блокадный хлеб Ленинграда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Авдиенко Елена Ивановна
Патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe_na_temu_blokadnyy_hleb_leningrada-.docx10.68 КБ

Предварительный просмотр:

Нод в старшей группе на тему «Блокадный Хлеб Ленинграда"

Цель: развитие нравственно-патриотического воспитания направленное на формирование и развитие личности ребенка.

Задачи:

- Дать элементарные сведения о Великой Отечественной войне, её причинах и бедах, которые она принесла.

- Дать сведения о блокадном Ленинграде, о блокадном хлебе в котором отражалась великая и трагическая история человечества.

- Расширять кругозор, обогащать словарь, умение слушать и слышать .

- Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;

- Изготовление поделок к выставке о блокаде Ленинграда;

- Беседы с детьми;

- Рассматривание военных наград.

- Слушание военных песен. Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.

- Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).

Материалы и оборудование:

- презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача, Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны»

- Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;

- Образцы хлебных карточек;

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуй, солнце золотое,

- Здравствуй, вольный ветерок,

- Здравствуй, маленький дубок,

- Мы живем в родном краю,

- Всех я вас приветствую!

Воспитатель: 22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну.

(Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны»)

Началась война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинград. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой, все окна заклеивали бумагой, чтобы при обстрелах осколки стекла не смогли поранить людей. Враг окружил Ленинград со всех сторон.

В сентябре 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада? (ответы детей)

Блокада это круг или кольцо из немецких войск вокруг города, которое сомкнулось. Еще это кольцо называют блокадой. Город и все жители оказались замкнуты в этой блокаде. Никто не мог выехать от туда.

(Звучит «Священная война», стихи В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова)

В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и обстрелы города днем и ночью.Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды.

Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище.

Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба. (Демонстрация кусочка хлеба)

Чтение стихотворения «Я вспоминаю хлеб блокадных дней»

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали

Л. Хямелянина

Физминутка

В осеннем тумане (закрывают ладонями глаза)

В январском снегу (разводят руки в стороны)

Стоит Петербург (руки над головой в виде крыши)

На морском берегу! (плавные движения руками волны)

С дворцами и парками строг и красив (отводят руки вправо и влево)

Как будто вплывает в широкий залив (движения руками, плывут)

В блокадные дни под обстрелом в снегу (шагают на месте)

Не сдался, не сдался наш город врагу! (повороты головы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Практически это был единственным продуктом питания. Хлеб выдавали по карточкам. Норма 125 грамм. Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере не возобновляется» Она была дороже всего. (Показ иллюстраций на экране)

Чтобы хлеба было, больше в него добавляли: примеси ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу и клей. Резали хлеб только на газете или бумаге, для того, чтобы собрать все крошки и съесть. Чтобы не голодать люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена.

Однако всю блокаду в городе работали детские сады, но находились они при при больницах. Там детям давали не только хлеб, но и кашу из цветочной травы.

Взрослые в детских садах и больницах все делали, чтобы дети выжили, даже устраивали им праздники - Новый год, спортивные праздники.

Главным подвигом юных жителей города была учеба. Работало несколько ленинградских школ. Они работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни.

Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали все возможное, чтобы освободить город.

И наконец, наступил день великого ликования - 27 января 1944 года.

Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады» Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

В честь этой победы был дан артиллерийский салют(слайд салюта)

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового.

Сегодня мы увидели, какою ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.

- И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий акции посвященный Дню снятия блокады Ленинграда «Блокадный хлеб»

Цель – Воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, уважения и любви к истории своей Родины....

НОД "Я-хлеб! Я-живой!" с презентацией к годовщине снятия блокады Ленинграда

В материале представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы. На котором с помощью презентации дети продолжают знакомиться с событиями ВОВ, в частности блокад...

Презентация "Блокадный хлеб" посвященный 76-ти летию со дня освобождения Ленинграда от блокады

Презентация "Блокадный хлеб" посвященный 76-ти летию со дня освобождения Ленинграда от блокады...

ХЛЕБ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Музыкально-литературный досуг посвященный полному снятию блокады Ленинграда 27 января 1944 года. Презентация подготовлена для занятий в старшей и подготовительной группах....

" Великая Отечественная война 1941-1945г." " Блокада Ленинграда" Тема:" Хлеб блокадного города".

Образовательная область ФГОС: " Социально-коммуникативное развитие" "Познавательное развитие"...