Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
статья

Сказки дают детям ценную информацию о разнообразии мира, возможностях людей и их поступках, показывают последствия действий, учат детей ответственности в принятии решений, развивают способность сочувствовать и сопереживать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» – так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. В работе с одаренными детьми сказкотерапия приобретает особенный характер, так как помогает развить у детей способности к творчеству, фантазии.

Следует отметить, что метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арттерапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Сегодня к функции сказки добавилась и ее диагностическая роль: занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка. Кроме этого, они позволяют правильно планировать работу и выделить проблемные группы, определив направления психокоррекции.

Виды сказок (классификация Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой):

Художественные сказки – делятся на народные и авторские. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др.

Дидактические сказки – используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях.

Диагностические сказки – позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка- трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

Психокоррекционные сказки – помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

Медитативные сказки – активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в волшебный лес…».

Занятия в детском саду сказкотерапией могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

Сказкотерапией в детском саду достаточно заниматься один раз в неделю в группах по 10-12 человек. Важно правильно определить состав, чтобы в игре участвовали дети с разными чертами характера. Все начинается с ритуала, например, приветствие с предметом (в дальнейшем этот момент может проходить как "детский совет"): дети образуют круг и передают друг другу колокольчик или клубочек, называя свое имя. Дальше – возможно несколько сценариев.

Во-первых: занятия сказкотерапией могут проходить в виде разыгрывания некой сказки, своего рода спектакля. Следует заранее подготовить декорации, костюмы, подобрать мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту. Педагог озвучивает сказку, а ребенок может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, эмоционально отзываясь на них. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.

Во-вторых, занятия в детском саду сказкотерапией в форме чтения или обсуждения самой сказки. Важно дать возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии должна царить полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Вначале следует вспомнить, чему научились в прошлый раз. Затем перейти к чтению новой сказки или ее разыгрыванию, обсудить, найти точки соприкосновения с реальной жизнью и в итоге – обобщить полученный на занятии опыт. Завершить занятие можно релаксационной паузой, в ходе которой дети с закрытыми глазами слушают педагога и представляют то, о чем он говорит.

Метод сказкотерапии в детском саду хорош тем, что позволяют в канву рассказа педагога вплести логопедические и физкультурные упражнения, методы релаксации под музыку. Если дети устали, то нужно плавно перевести их внимание в другое русло: попросить их сделать рисунки к наиболее понравившимся отрывкам из сказки, вылепить из пластилина героев.

Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека, способствует творческому развитию, выявлению первичных задатков одарённости детей. Слушая или читая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ребенок в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок для развития творческих способностей дошкольника. Однако, не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене. Поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол.

Постановка сказки – всегда праздник для её участников.

Следует отметить, что одной из любимых детьми форм сказкотерапии является театрализация, которая тесно связана с игрой - драматизации. Театрализованная деятельность способна изменить отношение ребенка к себе, этот способ общения со сверстниками, помогает раскрыть творческие способности. Работа над ролью позволяет решать и множество коррекционных задач: отработать правильное произношение звуков и слов, добиться выразительности и интонационной привлекательности речи. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Элементы театрализации рекомендуется включить на занятиях: ознакомление с художественной литературой, познавательное, развитие речи, математика, обучение грамоте, занятия по ИЗО. Это способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.

Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровье сберегающих технологий.

ТЕКСТ СТАТЬИ

Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… – М.: Генезис, 2011. – 288 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. Речь, 2013.

Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Черняева Г. П., Буренина Л. А. Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №33 (60).  С. 47-50. URL: https://apni.ru/article/2819-ispolzovanie-skazkoterapii-v-rabote-s-detmi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того...

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Сборник упражнений и тренингов.

Цель: коррекция агрессивности, снижение психоэмоционального напряжения детей, вызванного той или иной проблемой.Задачи: - учить детей адекватно передавать агрессивное состояние в движении, мимике...

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия – один из видов  здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи ...

КОНКУРС Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия - один из видов здоровьесберегающих технологий, является инновационным методом в работе с детьми. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пу...

Круглый стол с воспитателями: «Особенности использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказка. Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители прим...