Сценарий мероприятия ко дню рождения П.П. Бажова.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.
Задачи:
1. Познакомить детей с биографией и творчеством писателя Павла Петровича Бажова;
2. Приобщить детей старшего дошкольного возраста к восприятию сказок;
3. Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. Воспитывать чувство гордости за свой родной край
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazhov.docx | 506.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Павел Петрович Бажов и его сказы.
Сценарий мероприятия ко дню рождения П.П. Бажова по развитию речи для детей старшего возраста.
Цели: Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.
Задачи:
1. Познакомить детей с биографией и творчеством писателя Павла Петровича Бажова;
2. Приобщить детей старшего дошкольного возраста к восприятию сказок;
3. Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. Воспитывать чувство гордости за свой родной край
Атрибуты для игры: камни раскрашенные гуашью, 4 коробочки, таблица с изображением драгоценных камней (Яшма, Малахит, Янтарь, Лазурит)
Предварительная работа:
- Прочитать сказы П.П. Бажова
- Познакомить детей с полезными ископаемыми (драгоценными и полудрагоценными камнями)
- Организовать в группе Мини-музей: «Камни самоцветы».
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям
Ход беседы
Бажов Павел Петрович –знаменитый русский писатель, уральский сказочник, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.
Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком.
Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса.
Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.
Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (145лет назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга.
Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером. Руки у Петра Васильевича были золотые. Характер был волевой и крепкий, за что его в народе прозвали «Сверло».
Его мать Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием, она вязала удивительной красоты кружева.
Маленький Павел с раннего возраста видел тяжелый труд взрослых людей. По вечерам, отдыхая от трудной работы, взрослые рассказывали сказы, которые жадно слушали ребятишки. Сюжеты этих сказов хранили в себе народные предания о тяжелом труде людей в старых рудниках, легенды о несметных сокровищах Уральских гор, которые охраняет «тайная сила» - Малахитница, песни родного Урала.
Павел был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли дать ему образование. Пашу отдали учиться в духовное училище в городе Екатеринбурге.
Учился мальчик очень хорошо, он был одаренным ребенком, за что и был переведен в духовную семинарию города Перми.
Но смерть отца перевернула судьбу Павла Бажова. Ему пришлось пойти работать, чтобы продолжать свое обучение и помогать матери, у которой начались проблемы со здоровьем, она стала слепнуть.
Когда юноше было 20 лет, он устроился работать учителем русского языка и литературы в глухой деревне Шайдурихе возле заводов.
История родного края всегда влекла Павла Бажова. Каждый год во время школьных каникул он странствовал по Уралу, беседовал с людьми рабочих профессий: рудокопами и литейщиками, камнерезами и старателями. Все эти рассказы он старательно записывал. В свою записную книжку он заносил словечки и людскую речь, которая передавала характерные черты быта и жизненного уклада горнозаводских рабочих. Писатель любовался красотой Уральских камней.
Проводится игра: «Тайна камней»
Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы нашей страны. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель российской тяжелой промышленности и металлургии: ещё при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.
Ведущая: Ребята, добытчики драгоценных камней рудокопы попросили нас о помощи. Нужно изучить таблицу и сложить драгоценные камни по цвету.
В кинетический песок закопаны камни (заранее разукрашенные гуашевыми красками в разные цвета) Дети, по очереди должны раскопать, назвать и разложить по цвету.
1. Яшма – красный цвет
2. Малахит – зеленый цвет
3. Янтарь – желтый цвет
4. Лазурит – синий цвет
По углам стоит 4 коробочки для сортировки.
Под музыку дети сортируют камни по цвету, и называют их. Пример: Это красный камень называется Яшма.
Молодцы ребята. Вы помогли добытчикам и узнали тайну камней. Оказывается каждый камень, имеет свой цвет и название.
Садитесь на свои стульчики мы продолжаем.
Школьным учителем Павел Петрович Бажов проработал 18 лет. Затем его пригласили в духовное училище города Екатеринбурга, то самое которое он когда то и закончил.
Писатель построил в Екатеринбурге небольшой дом, в котором и поселился с мамой и женой. Павел Бажов стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
3 декабря 1950 года Павла Петровича Бажова не стало. Ему было 71 год. Похоронили писателя на кладбище в городе Екатеринбурге.
В Сысерти и Екатеринбурге сохранились дома, где жил писатель. Теперь это музеи.
В городе Екатеринбурге на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову. Павла Петровича Бажова помнят и чтят у нас в стране, его именем названы улицы, сквер и библиотека.
Сказы Павла Петровича Бажова умны и красивы. Композиторы сочиняли музыку, художники рисовали иллюстрации по мотивам сказов. По сюжетам любимых сказов поставлены спектакли, сняты кинофильмы и мультфильмы
Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.
Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей, о камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Познакомимся с произведениями П. П. Бажова: "Серебряное копытце", "Огневушка - поскакушка", "Синюшкин колодец", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок" (показ художественной литературы и иллюстрации).
Свою главную книгу он написал в 1939 г. в возрасте шестидесяти лет. «Малахитовая шкатулка» – это сборник самобытных уральских сказов, вызывающий интерес у многих поколений читателей разных стран. Эта книга принесла писателю мировую известность.
Серебряное копытце: краткий пересказ с показом иллюстраций
Главный герой рассказа – старый рабочий Кокованя, у которого не было семьи. Как-то он захотел взять к себе жить сироту, чтобы не проводить свою старость в одиночестве.
Люди рассказали Коковане, что в конце деревни растет маленькая девочка, родители которой умерли. О девочке должна была заботиться другая семья, однако ребенок не получал должной любви и ласки.
Когда наступил праздник, дед пошел уговаривать маленькую девочку переехать к нему. Что-бы заинтересовать ребенка он рассказал историю о необыкновенном козле, который топает своей волшебной ножкой.
Девочка очень хотела узнать подробности, однако дед сказал, что расскажет ей всю историю, только после того, как она переедет к нему. Девочка согласилась переехать к доброму деду. Он каждый день ходил на работу, она готовила еду и убирала избу. Дед каждый вечер рассказывал своей приемной внучке разные сказки.
Однажды, девочка попросила рассказать до конца сказку про волшебного козла. Дедушка поведал внучке, что у козла есть серебряное копытце: где оно стукнет, на том месте будет драгоценный камень. Девочка, заинтересовавшись сказкой, попросила, чтобы дед взял ее с собой в лес.
Дедушка согласился. В лесу у него был маленький домик с печкой, в котором девочка вместе со своей кошкой ждала деда с охоты. Когда дед в очередной раз пошел в лес охотиться на дичь, девочка увидела в окошко, как ее кошка играет с тем самым волшебным козлом, о котором рассказывал старик.
Девочка выбежала на улицу и увидела, как козел запрыгнул на крышу и начал быть своим серебряным копытцем по дому. За считанные секунды дом был обсыпан драгоценными камнями.
Когда пришел дедушка, они вместе с девочкой набрали целую шапку камней. Это позволило им всю дальнейшую жизнь прожить в достатке и благополучии.
Воспитатель: Понравилась ли вам сказ? Чем? (ответы детей)
Воспитатель: Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
Дети: Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.
Воспитатель: А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
Дети: После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.
Воспитатель: Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?
Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу
Воспитатель: Можно сказать, что они были счастливы?
Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.
Воспитатель: Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?
Дети: Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.
Воспитатель: У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.
Воспитатель: Почему всё-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?
Дети. Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.
Воспитатель: И нам надо быть добрыми и ласковыми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия "С днем рождения, Музыка!" для средних дошкольников с применением ИКТ.
Каникулы в детском саду представляют не менее большой значение для малышей, чем школьные каникулы для учеников. это такой же отдых от умственных и психологических нагрузок, и оформлен, он должен быть ...
Сценарий мероприятия, посвященного дню рождения города Нижнекамск для детей и родителей подготовительной к школе группы
Сценарий мероприятия, посвященного дню рождения города Нижнекамскдля детей и родителей подготовительной к школе группы в рамках работы над групповым проектом «Театральная «Ромашка&raq...
Литературная гостиная: "140 лет со дня рождения П. П. Бажова"
Знакомить детей с творчеством П. П, Бажова и расширять представления о родной стране, об Урале....
Сценарий мероприятия "С днём рождения любимый край"
Мероприятие ко дню рождения Ямала...
27 января 145 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова(1879-1950) русский и советский писатель, фольклорист.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29945041","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29945045","attributes":{"alt":"","class"...
Презентация "День рождение А.С. Пушкина,225"для разновозрастных детей?Сценарий мероприятия "День рождение А.А.Пушкина
Презентация к дню рождения А.С.Пушкина дл детей 4-7 летСценарий мероприятия "День рождение А.С.Пушкина"...