конспект "Аквариумные рыбки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Аквариумные рыбки»
Цели:
Коррекционно-образовательные цели.
Формирование представлений об аквариумных рыбках (гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, сом) их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, голова, плавники, чешуя, жабры, туловище, хвост, аквариум, водоросли, камни, песок, есть, плавать, дышать, маленькая, большая, красивая, блестящая).
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие речи, совершенствование диалогической речи, тонкой моторики, мышления, зрительного внимания, слухового внимания, развитие фонематического восприятия, наблюдательности, развивать умение согласовывать существительные и числительные.
Коррекционно-воспитательные цели.
Воспитание бережного отношения к природе. Формирование навыков доброжелательности, ответственности, взаимопонимания, сотрудничества.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие, познакомимся с новыми друзьями. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку:
На окне стеклянный пруд,
В нем рыбешки живут.
У прозрачных берегов
Не бывает рыбаков.
(АКВАРИУМ)
- Правильно. Это аквариум.
А кто обитает в нем? – ответы детей.
А как он может выглядеть? – ответы детей
2. Беседа.
Предлагаю вам познакомиться с самыми известными обитателями аквариума.
Демонстрация изображений рыб, если дети затрудняются сами ответить, кто представлен на картинке, то воспитатель им подсказывает. Происходит обсуждение по каждому изображению.
Гуппи - одна из самых популярных аквариумных рыбок. Это самая неприхотливая рыбка. Гуппи неравномерно окрашены в разные цвета. Гуппи относятся к живородящим рыбам. Мальков следует убирать из аквариума. Родина Южная Америка.
Золотая рыбка – первые аквариумные рыбки.
Предок золотых рыбок - карась. Окраска от жёлто – золотистой до огненно – красной. Она легко приручается и быстро вырабатывает условные рефлексы на свет, на звук. Первые золотые рыбки в Европу были завезены на военных парусниках и появились в просторных бассейнах при дворах королей под охраной гвардейских караулов и преподносились в качестве даров или как награда дворянам.
Меченосец - на хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. Бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами. У самки нет такого меча. К пище неприхотливы, но обязательно добавлять растительные корма. Меченосцы – живородящие рыбы, Мальков кормят сухим кормом. Самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом. Родина Центральная Америка, Северная Мексика.
Скалярия - относятся к отряду окунеобразных. Самое оригинальное в этой рыбке – это форма ее тела, образующая треугольник. Американцы называют ее «рыба-ангел». Скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбки начинают метаться по аквариуму, или прячутся в щель между камнями и могут там погибнуть.
Скалярии вырастают до 15 и более сантиметров, поэтому аквариум им нужен просторный. Рыбы охотно поедают все аквариумные корма животного происхождения. Скалярии ухаживают за своим потомством. Родина - водоёмы Амазонки
Сомик - Очень похожи своими большими усами на наших речных сомов. Они любят лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – санитары аквариума, они поедают на его дне пищевые остатки. Сомики периодически поднимаются к поверхности за тем, чтобы захватить пузырёк воздуха. Родина Южная Америка, Бразилия.
- Что расположено у рыбке на голове?
ответы детей (у нее есть рот, глаза, жабры)
- Для чего рыбкам нужны плавники и хвост?
ответы детей (они помогают ей плавать)
- Для чего нужны жабры?
ответы детей (они помогают ей дышать)
- Чем покрыто ее тело?
ответы детей (чешуей)
- Что вы можете еще сказать о них? Какие они?
ответы детей (красивые, блестящие, быстрые, ловкие и т.д.)
Физкультминутка
Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: — нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Убегают)
А если в аквариуме вода запачкалась, потемнела, что делать?
ответы детей
А что еще нужно для чистки и содержания аквариума?
ответы детей (сачок, плавающая кормушка для корма, термометр, грязечерпалка,..)
А чем украшают аквариум?
ответы детей
Давайте сосчитаем, сколько рыбок живет в аквариуме.
ответы детей
Одна рыбка, две рыбки, три…,четыре…, пять рыбок.
А еще посчитаем, сколько камней на дне аквариума.
ответы детей
Один камень, два камня, три…, четыре…, пять камней.
3.Итог.
Ребята, наше занятие подошло к концу.
- Давай те повторим с кем же вы себя познакомились?
ответы детей.
- Где они живут?
ответы детей.
- С какими рыбками мы сегодня познакомились?
ответы детей.
- Ребята, а что вы можете сказать о них, какие они?
ответы детей.
Молодцы, вы все очень хорошо работали на занятии, были внимательными, рыбки приготовили Вам подарки – наклейки, которые вы можете наклеить в свой блокнот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему: "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (с нарушением зрения) учителя-дефектолога МБДОУ (детский сад комбинированного вида) №69
Занятие проводится с подгруппой детей на участке детского сада.Цель занятия: обучение детей ориентировки в пространтве и на микроплоскости с помощью сохранных анализаторов....
конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)
Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...
Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования
Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изо. Рыбки играют, рыбки сверкают.
Конспект НОД по изодеятельности с элементами аппликации....
«Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке».
Конспект занятия для детей раннего возраста«Окружающий мир» «Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке»....
Конспект НОД с детьми первой младшей групп "Рыбки, рыбки озорницы"
Конспект НОД с детьми первой младшей группы "Рыбки, рыбки озорницы" с использованием игровых, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий....
Конспект НОД. Аппликация. "Рыбки играют, рыбки сверкают"
Конспект продуктивной деятельности (аппликация) в средней группе....