конспект "Аквариумные рыбки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кушникова Маргарита Петровна

КОНСПЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_akvariumnye_rybki_starshaya_gruppa.docx345.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

в  старшей группе (5-6 лет)

Тема:  «Аквариумные рыбки»

Цели:

   Коррекционно-образовательные цели.

Формирование представлений об аквариумных рыбках (гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, сом) их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, голова, плавники, чешуя, жабры,  туловище, хвост, аквариум, водоросли, камни, песок, есть, плавать, дышать, маленькая, большая, красивая, блестящая).

   Коррекционно-развивающие цели.

Развитие речи, совершенствование диалогической речи, тонкой моторики, мышления, зрительного внимания,  слухового внимания, развитие фонематического восприятия, наблюдательности, развивать умение согласовывать существительные и числительные.

   Коррекционно-воспитательные цели.

Воспитание бережного отношения к природе. Формирование навыков доброжелательности, ответственности, взаимопонимания, сотрудничества.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

   Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие, познакомимся с новыми друзьями. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку:

На окне стеклянный пруд,

В нем рыбешки живут.

У прозрачных берегов

Не бывает рыбаков.

(АКВАРИУМ)

- Правильно. Это аквариум.

А кто обитает в нем? – ответы детей.

А как он  может выглядеть? – ответы детей        

2. Беседа.

Предлагаю вам познакомиться с самыми известными обитателями аквариума.

Демонстрация изображений рыб, если дети затрудняются сами ответить, кто представлен на картинке, то воспитатель им подсказывает. Происходит обсуждение по каждому изображению.

Гуппи - одна из самых популярных аквариумных рыбок. Это самая неприхотливая рыбка. Гуппи неравномерно окрашены в разные цвета. Гуппи относятся к живородящим рыбам. Мальков следует убирать из аквариума. Родина Южная Америка.

Золотая рыбка – первые аквариумные рыбки.

Предок золотых рыбок  - карась. Окраска от жёлто – золотистой до огненно – красной. Она легко приручается и быстро вырабатывает условные рефлексы на свет, на звук. Первые золотые рыбки в Европу были завезены на военных парусниках и появились в просторных бассейнах при дворах королей под охраной гвардейских караулов и преподносились в качестве даров или как награда дворянам.

Меченосец - на хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. Бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами. У самки нет такого меча. К пище неприхотливы, но обязательно добавлять растительные корма. Меченосцы – живородящие рыбы,  Мальков кормят сухим кормом. Самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом. Родина Центральная Америка, Северная Мексика.

Скалярия -  относятся к отряду окунеобразных. Самое оригинальное в этой рыбке – это форма ее тела, образующая треугольник.  Американцы называют ее «рыба-ангел». Скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбки начинают метаться по аквариуму, или прячутся в щель между камнями и могут там погибнуть.

Скалярии вырастают до 15 и более сантиметров, поэтому аквариум им нужен просторный. Рыбы охотно поедают  все аквариумные корма животного происхождения. Скалярии ухаживают за своим потомством.  Родина - водоёмы Амазонки

Сомик - Очень похожи своими большими усами на наших речных сомов. Они любят лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – санитары аквариума, они поедают на его дне пищевые остатки. Сомики периодически поднимаются к поверхности за тем, чтобы захватить пузырёк воздуха. Родина Южная Америка, Бразилия.

-   Что расположено у рыбке на голове?

ответы детей (у нее есть рот, глаза, жабры)

-   Для чего рыбкам нужны плавники и хвост?

ответы детей (они помогают ей плавать)

-   Для чего нужны жабры?

ответы детей (они помогают ей дышать)

- Чем покрыто ее тело?

ответы детей (чешуей)

-   Что вы можете еще сказать о них? Какие они?

ответы детей (красивые, блестящие, быстрые, ловкие и т.д.)

Физкультминутка

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: — нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.

(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Убегают)

А если в  аквариуме вода запачкалась, потемнела, что делать?

   ответы детей

        

А что еще нужно для чистки и содержания аквариума?

   ответы детей (сачок, плавающая кормушка для корма, термометр, грязечерпалка,..)

А чем украшают аквариум?

   ответы детей        

Давайте сосчитаем, сколько рыбок живет в аквариуме.

   ответы детей

Одна рыбка, две рыбки, три…,четыре…, пять рыбок.

 А еще посчитаем, сколько камней на дне аквариума.

   ответы детей

Один камень, два камня, три…, четыре…, пять камней.

 

3.Итог.

Ребята, наше занятие подошло к концу.

-   Давай те повторим с кем же вы себя познакомились?

ответы детей.

-   Где они живут?

ответы детей.

-   С какими рыбками мы сегодня познакомились?

ответы детей.

-   Ребята, а что вы можете сказать о них, какие они?

 ответы детей.

   Молодцы, вы все очень хорошо работали на занятии, были внимательными, рыбки приготовили Вам подарки – наклейки, которые вы можете наклеить в свой блокнот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему: "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (с нарушением зрения) учителя-дефектолога МБДОУ (детский сад комбинированного вида) №69

Занятие проводится с подгруппой детей на участке детского сада.Цель занятия: обучение детей  ориентировки в пространтве и на микроплоскости с помощью сохранных анализаторов....

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)

Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...

Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...

«Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке».

Конспект занятия для детей раннего возраста«Окружающий мир» «Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке»....

Конспект НОД с детьми первой младшей групп "Рыбки, рыбки озорницы"

Конспект НОД с детьми первой младшей группы "Рыбки, рыбки озорницы" с использованием игровых, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий....

Конспект НОД. Аппликация. "Рыбки играют, рыбки сверкают"

Конспект продуктивной деятельности  (аппликация) в средней группе....