Консультация для родителей "Развиваем речевое дыхание детей"
консультация по развитию речи

Ярмонова Татьяна Николаевна

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развиваем речевое дыхание детей»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны само - коррекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫДОХА Чтобы речевое дыхание было правильным, важно продемонстрировать малышу технику его выполнения: вдох делают короткий, но сильный, вдыхать нужно носом, при этом будет заметно расширение диафрагмы; выдох должен быть плавным, без резких толчков (губы вытянуты в трубочку); выдох осуществляется через рот, иначе говорить не получится; выдыхать нужно «до упора», делая после этого небольшую паузу (около 2 – 3 секунд). У большинства малышей с первого раза проделать это все правильно не получается. Чтобы помочь им освоить дыхание во время говорения, понадобятся специальные тренировки. Но не стоит бояться этой фразы: тренировки заключаются в проведении с ребенком разнообразных веселых игр, которые принесут ему массу положительных эмоций, попутно развивая силу выдоха. Чтобы поддерживать интерес к таким занятиям, упражнения на речевое дыхание для детей важно правильно организовать: На выполнение их отводится от 3 минут в раннем возрасте, до 6 – в старшем дошкольном возрасте. Такие игры проводят в помещении с хорошим проветриванием: во время занятия в нем должно быть достаточно свежего воздуха. Играть с дыханием нужно до еды. К моменту начала упражнений ребенок должен быть здоров и находиться в хорошем настроении. Родители обязательно сопровождают игры эмоциональными комментариями.

ИГРАЕМ С ДЫХАНИЕМ. Начинать занятия по постановке речевого дыхания можно уже к концу первого года жизни малыша. Наверняка мамочка захочет научить его задувать свечку на первом юбилейном торте. Ставьте свечку на небольшом расстоянии от малыша – так, чтобы силы его выдоха хватило ее загасить. Иначе он быстро потеряет интерес к упражнению, которое не получается. Будьте готовы к тому, что ни с первого, ни даже с пятого раза у ребенка может ничего не получиться. Показывайте ему пример, можете подзадоривать фразами вроде: «Ах, какая свечечка у нас упрямая, не сдается! Но Катюша-то сильнее ее, правда? Давай попробуем победить ее еще разочек!» Чтобы малышу было интереснее, можно преподнести эту игру, как день рождения какой-либо игрушки (куклы, мишки, зайки): поставить небольшое пирожное со свечкой, «пригласить в гости» другие игрушки. Это и будет началом развивающих дыхание занятий. Можно добавить к задуванию свечки еще одно веселое занятие: сдувание мыльной пенки с ручек, когда малыш купается в ванной. После годика кроха уже может попробовать обдувать одуванчики во время прогулки, дудеть в детскую дудочку, показывать, как пыхтит самовар. По большей части игры на развитие речевого дыхания предназначены для деток, начиная с младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Кстати, многие из них проводятся в детских садах.

ИГРЫ НА ПОСТАНОВКУ ДЫХАНИЯ Для проведения этих игр понадобится нехитрый инвентарь: бумажные приспособления, игрушки-свистульки, воздушные шарики.

Летящие бабочки. Необходимо вырезать несколько бумажных бабочек и привязать их за ниточку к прочной веревке на небольшом расстоянии друг от друга. Бабочки должны располагаться на уровне лица ребенка. Взрослый показывает ему, как нужно подуть на бабочек, чтобы они начали «порхать», а затем предлагает повторить. Важно, чтобы малыш стоял ровно, не поднимал плечи на выдохе, не раздувал щеки, не добирал воздух, губы немного вытягивал вперед.

Радужные пузыри. Мама показывает ребенку, как надувают мыльные пузыри с помощью соломинки, коктейльной трубочки или специальной рамки, идущей в комплекте с пузырями. Затем малыш пробует повторить. У него могут возникнуть сложности, поэтому задача взрослых – поддержать кроху, мотивировать его.

Свистульки. Понадобятся деревянные, глиняные или пластиковые игрушки-свистульки. Ребенку предлагают посвистеть, чтобы услышать, как поет его птичка или зверушка. Это весьма увлекательная игра для дошколят, они с удовольствием будут «свиристеть».  

Волшебный ветерок. Нужно подготовить «деревца» — метелочки из нарезанной на полоски цветной бумаги, прикрепленной к палочке (можно вместо бумаги взять елочный «дождик»). Взрослый показывает ребенку волшебное дерево и предлагает подуть на него, чтобы услышать легкий волшебный ветерок.

                Летящий шарик. Для игры нужен надутый воздушный шар, который подвешивают на уровне лица малыша. Родитель показывает ребенку, как подуть на шарик, чтобы он взлетел вверх. Маленький игрок должен повторить упражнение. Более сложный вариант – шарик не привязывают, а задача ребенка – поднять его вверх и удерживать там, используя лишь силу выдоха.

ИГРАЕМ С ТЕМ, ЧТО ПОД РУКОЙ. Чтобы играть, развивая силу выдоха, не обязательно использовать какой-то инвентарь. Существуют игры, которые проводятся «без ничего», или с предметами, которые всегда есть под рукой.

Давай споем! Во время этой игры песенки представляют собой плавное протягивание разных гласных звуков. Сначала мама показывает ребенку, как спеть звук А, затем О, У, Ы, И, Э, и т.д. Когда у малыша начнут получаться довольно длинные «песенки», можно предложить ему их объединять: песенка может состоять из последовательности гласных: А-О-И, А-У-Э, и т.д.

Снежок пошел! Для игры понадобятся небольшие кусочки обычной ваты, которая есть в каждом доме. Их раскладывают на столе, и взрослый предлагает малышу представить, что наступила зима, и пошел снег. Для этого нужно подуть на «снежинки», чтобы они слетели со стола. В групповом варианте игры дети могут соревноваться, например, чьи снежинки слетят первыми, или у кого они улетят дальше.

Живые карандаши. На столе раскладывают цветные карандаши (для начала удобнее круглые, в дальнейшем можно взять ребристые). Задача ребенка – докатить каждый карандаш силой выдоха до другого конца стола. В групповом варианте дети садятся напротив и перекатывают карандаши друг другу от одного края к другому.

ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. При выполнении этих упражнений выдох производится с одновременным произнесением звуком или слов. Это способствует отработке навыка управлять дыханием непосредственно во время говорения.

Я – насос. Ребенок имитирует движения, как при накачивании шин насосом. При этом каждый выдох длится максимально долго и сопровождается произнесением непрерывного звука «С». Нужно следить, чтобы воздух не добирался, а ребенок во время выдохов не слишком напрягался.

Сдуйся, шарик! Малыш становится прямо, разводит руки в стороны, представляя себя большим воздушным шаром. Необходимо на выдохе постепенно сводить руки перед собой, пока не получится обнять плечи. В это время ребенок непрерывно произносит звук «Ф – шарик сдувается». Важно объяснить малышу, что воздух выдыхается равномерно, без рывков.

Хлопушка. Ребенок стоит на коленях, опустив руки вдоль туловища. Делает вдох, разводя руки в стороны. На выдохе хлопает в ладоши, громко говоря: «хлоп!»

Маятник. Малыш стоит ровно, поставив ноги на ширину плеч, подняв руки, сомкнутые замком, вверх. Вдохнув, ребенок наклоняется в одну сторону, на выдохе говоря «бум». Затем движение повторяют в другую сторону.

Если взрослые хотят добиться результата в развитии речевого дыхания своего чада, играть необходимо ежедневно. Причем зачастую делать это можно «мимоходом», занимаясь повседневными делами. Ведь игры, не требующие особой подготовки, оторвут мамочку всего на несколько минут. А такие занятия, как надувание мыльных пузырей или обдувание одуванчика, и вовсе происходят в процессе купания или прогулки. А результатом будет правильно оформленная речь малыша: плавная, с равной силой звучания, выразительная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая консультация для воспитателей: «О РЕЧЕВОМ ДЫХАНИИ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»

Всем воспитателям, работающим с детьми-дизартриками, необходимо знать особенности их речевого дыхания....

Консультация учителя - логопеда "Как развивать речевое дыхание детей"

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.   Консультация учителя - логопеда           Как ...

Консультация учителя - логопеда "Как развивать речевое дыхание детей"

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания....

Консультация для родителей "Развиваем речевое дыхание детей"

Коррекция речи у детей – процесс долгий и сложный, требующий, как правило, особых усилий и постоянного контроля....

Консультация "Формирование правильного речевого дыхания у детей"

В данном материале представлена информация о развитии дыхания у ребенка в домашних условиях....

Консультация на тему: "Речевого дыхания у детей дошкольного возраста"

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддер...

Консультация: "Речевое дыхание детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Роль правильного речевого дыхания в развитии речи детей с ОВЗ. Как сформировать речевое дыхание у детей с ОВЗ, посредством игровых упражнений. Цель и задачи формирования речевого дыхания. ...