Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к сказке»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Вячина Вера Николаевна

Цель: совершенствование навыков связной речи старших дошкольников с использованием технологии « Синквейн».

Задачи:

Образовательные :

- уточнить знания  детей о сказках, сказочных героях;

- закрепить  умения составлять дидактические синквейны.

Развивающие:

- развивать  лексическую сторону  речи;

- развивать  связную  речь, мышление  и память;

- развивать умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко их формулировать.

Воспитательные:

- воспитывать  самоконтроль, умения соблюдать правила;

- воспитывать умения эмоционально выражать свои мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи

в подготовительной к школе группе

 «В гости к сказке»

Цель: совершенствование навыков связной речи старших дошкольников с использованием технологии « Синквейн».

Задачи:

Образовательные :

- уточнить знания  детей о сказках, сказочных героях;

- закрепить  умения составлять дидактические синквейны.

Развивающие:

- развивать  лексическую сторону  речи;

- развивать  связную  речь, мышление  и память;

- развивать умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко их формулировать.

Воспитательные:

- воспитывать  самоконтроль, умения соблюдать правила;

- воспитывать умения эмоционально выражать свои мысли.

Предварительная работа: обучение составлению синквейна ; игра-викторина «В гости к сказкам».

Оборудование: проектор; карточки с иллюстрациями к сказкам, с изображением сказочных героев; карточки с буквами.

Ход ООД

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Сколько, ребята, у нас гостей!

Давайте поздороваемся с гостями!

Здравствуйте!

Чтобы узнать тему нашего занятия, нам нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по 1-м звукам слов-отгадок.

Угадайте без подсказки, что это за сказки?

1. Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.

2. На сметане мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.

3. Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.

4. Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.

5. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.

6. В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.

Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.

Дети выполняют задание; ребёнок, отгадавший загадку, выбирает на столе карточку с буквой, читают слово.

Дети : С К А З К И

Воспитатель: Ребята, вы хотите побывать в настоящей сказке ?  Подойдите ко мне. Давайте все возьмёмся за руки. Закроем глаза, вдохнем воздух носом и выдохнем. А теперь скажем«Раз, два, три! Сказка, двери отвори!».

Воспитатель: А вы много знаете сказок? (Ответы)

Игра«Узнай сказку по картинкам»

Дети разбиваются на 3 группы( на столе 3 цвета карандашей , берут карандаш и подходят к столу с тем же карандашом ).

Воспитатель: Попробуйте узнать сказку по серии сюжетных картинок (на столе – 3 конверта с сюжетными картинками к сказкам «Снегурочка»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«По щучьему велению»).

Воспитатель: - Ребята, рассмотрите картинки, разложите их в нужной последовательности, как происходили события, и назовите сказку.

Какая группа будет готова, поднимает свой карандаш ( работа в группах).

  1. Воспитатель: - Назовите сказку.

Дети: Эта сказка «Снегурочка».

Воспитатель: - Кто главный герой этой сказки? 

Дети : Снегурочка

Воспитатель: - Какая Снегурочка? 

Дети : Добрая, белая, снежная, холодная .

  1. Воспитатель: – Назовите сказку.

Дети : Это сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель: - Какой Иванушка в этой сказке?

Дети : Непослушный, маленький.

Воспитатель: - А Алёнушка какая? 

Дети :  Добрая, умная, красивая, заботливая

  1. Воспитатель: - Назовите сказку.

Дети : По щучьему велению».

Воспитатель: - Назовите героев этой сказки.

Дети :   Царь, щука, Емеля

Воспитатель: - Какой Емеля? 

Дети : Ленивый, находчивый.

Воспитатель: - Скажите, ребята, кто живёт в сказках? 

Дети : Сказочные герои

Воспитатель: А вы много сказочных героев знаете?

Сейчас проверим: (дети отгадывают загадки; презентация «В гостях у сказки»).

Динамическая пауза с буратино под музыку , в это время убрать тарелочки и положить другие .

Воспитатель:

Молодцы, вы хорошо знаете сказочных героев.

А сейчас мы с вами будем составлять синквейн. (На столе карточки со сказочными героями, дети подходят и выбирают одну картинку).

(Повесить на доску алгоритм составления синквейна)

Воспитатель: - По схеме составьте синквейн о вашем сказочном герое. Первое слово в синквейне – это ваш герой; вторая строфа в синквейне – это слова-признаки, какой, какая или какие ваши герои; третья строфа – это слова-действия, что делает герой; четвёртая строфа - это предложение про героя из четырёх слов; пятая строфа – это ваше отношение к герою, настроение или ассоциация.

Кто будет готов, поднимите  свой карандаш.

- Юля, кто изображён на твоей картинке? (Айболит) Это будет первое слово в твоём синквейне.

- А теперь придумай, какой он. Подбери два слова. (Добрый, ласковый)

- Что он делает? Подбери три слова. (Лечит, жалеет, любит)

- Составь предложение со словом «Айболит» из четырёх слов. Ты можешь использовать слова, которые подобрала раньше. 

Ребенок: Айболит любит всех зверей.

Воспитатель: - А теперь выскажи своё настроение или отношение к Айболиту одним словом. 

Ребенок:  Доброта.

Воспитатель: - Что у тебя получилось? Какой синквейн? Проговори его.

(Опросить каждого ребёнка)

Красная шапочка.

( добрая , внимательная , заботливая )

Что делает ? идет , поет , несет

Красная шапочка любит бабушку.

Девочка в красной шапочке.

Буратино–(доверчивый,весёлый,озорной,забавный,честный,любознательный,дружелюбный,смешной)

(ходит Что еще он умеет делать? (учится читать) любит Папу Карло? (любит Папу Карло)

Буратино идет в школу. Буратино пришел за помощью. Буратино спасает друзей. Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь. Буратино искал золотой ключик. У Буратино длинный нос. У Буратино много друзей.)

Мальчик , человечек.

«Отгадайте  синквейн – загадку»

1. 1. ?

2. Добрый, трудолюбивый.

3. Заботится, учит, воспитывает,.

4. Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

В-ль: Кто это может быть?

2. 1. ?

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живет в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино.

5. Долгожительница.

В-ль: Кто это может быть?

Добрая , Умная

Заботится, учит , воспитывает

Любит порядок во всем.

Девочка с голубыми волосами

Кто же это может быть ? А вы знаете из какой сказки эти герои?

Воспитатель: - Молодцы, ребята! А теперь подойдите все ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки. Потопали каблучками, закрыли глаза, вдохнули воздух носом и выдохнули. А теперь мы скажем дружно«В детский сад попасть нам нужно».

Рефлексия

- Ребята, где мы с вами побывали? (В сказке)

- Чем занимались? (Составляли синквейны, отгадывали загадки.)

- Ребята, про какого сказочного героя вам больше всего понравился синквейн? Кто его помнит? Проговорите.

- Давайте с вами составим общий синквейн со словом «сказки».

- Сказки какие? Подберите два слова. (Добрые, волшебные.)

- Что сказки делают? Подберите три слова. (Учат, рассказывают, радуют.)

- Составьте предложение со словом «Сказки» из четырёх слов. Используйте слова, которые подобрали. (Волшебные сказки учат нас доброте.)

- А теперь выскажите своё отношение к сказкам одним словом. (Радость.)

- Что у нас получилось?

Воспитатель: - Вот какие мы сегодня с вами молодцы, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, давай «5» и скажите «спасибо» за взаимодействие. И ещё я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе: "Лесной гость".".

Занятие для детей 6-7 лет.Цель занятия:-  Закреплять знания детей, об овощах.-  Продолжать учить образовывать  прилагательные от существительных.-  Расширять словарный запас через ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к пингвиненку Ло-ло».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Придумывание сказки «Как ёжик выручил зайца»

Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются:• Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.&bu...

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе "В гости к нам пришла Весна!".

Цель: Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Весна», а также совершенствовать грамматический строй речи....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «В гостях у сказки»

Программное содержание. Задачи:Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Продолжать работу над предложением и его словес...