«Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОНР»
статья по развитию речи

Развитие речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_po_melkoy_motorike.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы по теме:

«Развитие мелкой моторики

у дошкольников с ОНР»

учитель-логопед

Акифьева Т.В

Опыт работы в курсах повышения квалификации «Разработка программно-методических материалов учителей-логопедов с использованием коррекционно-развивающих технологий»

Развитие речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность крупной и мелкой моторики, зрительного и фонематического восприятия.

Недостатки развития мелкой моторики у детей с ОНР проявляются:

  • в нарушении точности, быстроты, переключаемое™ и координированности движений;
  • затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;
  • невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;
  • снижении двигательной памяти и самоконтроля;
  • замедленности, застревании на одной позе.

Анализируя особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития речи которых выраженным является дизартрический синдром. При всех формах дизартрии отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других различных нарушений и особенно с нарушением тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.

Кроме того, при дизартрии часто нарушается четкость кинестетических ощущений. Ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц. Поэтому у детей с этим синдромом отмечается напряженность мелкой мускулатуры и в связи с этим неловкость движений пальцев рук.

Все изложенное выше указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР, обусловленным синдромом дизартрии.

В последние годы появилось достаточно много различной литературы практического характера по развитию мелкой моторики рук. После тщательного ее анализа выявилась возможность выстроить систему работы с детьми старшего дошкольного возраста и применить ее для повышения эффективности процесса развития и коррекции речи.

В реализации данной системы ведущая роль отводится учителю-логопеду. Он планирует все виды работ, разучивает с детьми наиболее сложные из них (сопряженная артикуляционная гимнастика, приемы самомассажа), консультирует воспитателей и родителей. Воспитатель выполняет большую часть работы, используя для этого режимные моменты: разучивает с детьми пальчиковые игры и упражнения, закрепляет навыки самомассажа и сопряженной гимнастики, формирует графомоторные навыки, организует виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики (продуктивные, игровые, конструктивные, ручной труд и др

        Развивающая работа основывалась на результатах диагностики, возрастных и индивидуальных особенностей детей и специфики их диагноза.

К задачам развития мелкой моторики относятся:

  • ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук
  • развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук;
  • формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую;
  • развитие силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений;
  • динамической координации (координированной работы — одновременной и последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих рук;
  • развитие зрительно-моторной координации.

 Принципы построения работы:

  • игровая мотивация;
  • от простого к сложному;
  • выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно, затем одновременно асинхронно;
  • учет трех составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления;
  • учет индивидуального темпа детей;
  • задания на разных уровнях сложности:
  • по подражанию,
  • образцу.
  • речевой инструкции;
  • использование аутокоманд (ребенок проговаривает все, что делает, в  том числе помогает себе речевыми командами).

Вся система работы по развитию мелкой моторики рук реализовывалась по лап но. Были выделены несколько групп упражнений.

Первая группа — упражнения на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. Их характеристика дана ниже.

Самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на ЦНС, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

Самомассаж и массаж проводились 2 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3—5 мин во второй половине дня, во время коррекционного часа. 11ри этом использовали от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе), затем 5—7. между которыми | проводили упражнения на расслабление мышц рук. При данном виде работы очень валено соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.

После каждого упражнения дети выполняли расслабляющие поглаживания или 1 встряхивание рук. Для массажа использовали различные («ежики»), маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, «каштан». При работе с ними учитывали следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений.

На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает логопед, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Например, при выполнении упражнения «Очень холодно зимой» разогреваются мышцы тыльной стороны рук, а упражнения «Мы — индейцы»- мышцы ладоней.

Самомассаж делается на обеих руках померено. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом

Кроме самоссажа, в первую группу входят упражнения:

  • На расслабления мышц- поглаживание: «Погладь котёнка», «Погладь, как мама», «маляры», «качели»
  • На растяжение мышц, для снятия застоя в них и скованности: «Дотянись до конца дорожки», «Вот шагает великан»; на развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики. Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук весьма эффективен пальчиковый бассейн — небольшой пятилитровый таз с крышкой, наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой. Это могут быть манная и гречневая крупа, пшеничные хлопья, фасоль (для игры «Найди и сосчитай»). Для игры .1 «Угадай, кто в бассейне спрятался?» в таз помещали игрушки или мелкие предметы лексическим темам, формирования тактильной (мышечной) памяти использовали игру «Угадай, какой, какая?»: в бассейн помещали игрушки из различного материала (по одной), разложив такие же на столе. Опуская в бассейн, ребенок ощупывает игрушку, затем находить такую же на столе и называет, из какого материала изготовлена или какая форме, величине.

Вторая группа — упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. Перечислим несколько игр и упражнений с мелкими предметами и мелким спортивным инвентарем.

1. Упражнения с маленькими (теннисными и каучуковыми) шарами или грецкими орехами: «Пасть тигра кусает шар», «Обезьяна хватает персик», «Завинчивание и отвинчивание», «Пальчиковый футбол».

При сжатии и сдавливании шар нужно держать очень плотно, добиваясь ощущений ломоты, растягивания и чередуя сжатие и расслабление пальцев. Такое упражнение мы использовали преимущественно в индивидуальной работе, так как здесь необходимы контроль со стороны взрослого над правильностью выполнения и недопустимость переутомления мышц. После выполнения этих упражнении

полнить растирающий самомассаж или массаж рук «каштаном», резиновым мячиком

или щеткой — «ежиком».

  • Упражнения с ручным резиновым эспандером или небольшими резиновыми мячами (можно использовать игрушки для прорезывания зубов).
  • Упражнения и игры с пальцами в течение 2—3 мин. Вновь разучиваемые упражнения выполнялись в медленном темпе, под счет на 3—5 раз каждое.

Третья группа — упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определенную статическую позу. Их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем вместе двумя руками. Например: «Деревья», «Корни», «Пароход», «Мостик», «Зайка», «Коза», «Собака».

Четвертая группа — самая большая группа упражнений на развитие динамического компонента двигательного акта. В нее входят: упражнения для работы с ритмами (симметрично, асимметрично, акцентуирование); на развитие умения переключаться с одной позиции на другую, реципрокной координации, умения противопоставлять большой палец остальным; динамической координаций(выполнение условных движений с выработкой стереотипа и с отказом от него). Например: «Кошечка», «Смены »,

«Пальчики здороваются»; разнообразные пальчиковые игры, связанные с лексическими темами: «Компот», «Моя семья», «Много мебели в квартире»; игры с пальчиками: «Маша — хозяйка», «Вышел козел.», «Колечки», «Киселек», «Кулак — ребро — кулак», «Кулак — ребро — ребро», «Кулак — ребро — ладонь».

Каждое новое упражнение сначала разучивается одной (ведущей) рукой. После достаточного освоения переходим к обучению другой рукой, и только после того как упражнение освоено до автоматизма, можно отрабатывать его одновременно двумя руками, постепенно убыстряя темп. По мере накопления у детей освоенных упражнений переходят к гимнастике для пальчиков, используя стихотворное сопровождение.

Особое внимание следует уделять правильному положению кисти руки, точности переключения с одной позиции на другую, дифференцированное™ движений пальцев рук, их синхронности или последовательности, полному расслаблению пальцев и кис- Пальчиковые игры и упражнения желательно проводить перед первым занятием, прогулкой, в начале индивидуального занятия воспитателя с ребенком по заданию логопеда (во второй половине дня); пальчиковые игры с речевым сопровождением, соответствующим лексической теме, — перед коррекционным занятием или на занятии во время физкультминутки; самомассаж (массаж) пальцев и кистей рук — в утренние часы и на индивидуальных занятиях воспитателя с детьми.

В свободной деятельности детям предлагаются игры: «Собери бусы». «Вырежи и наклей», «Шнуровки», «Застежки», разнообразные мозаики, мелкий конструктор. Дополнительная работа проводится воспитателями на занятиях по развитию продуктивных видов деятельности.

Приведенная группировка упражнений по развитию мелкой моторики и последовательность их включения в работу не являются строгим прави-лом. Выбор упражнений может варьироваться в зависимости от того, какие задачи решаются в данный момент кор- рекционной работы.

Таким образом, целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук становится более подвижным артикуляционный аппарат; исчезают явления моторной истощаемости. Сопряженная гимнастика у детей с дизартрией способствует наиболее эффективной подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука, развитию мелкой моторики, нормализующему тонус мышцы артикуляционного аппарата, улучшающему речедвигательную функцию организма.

Результаты итогового обследования позволили сделать вывод: использование системы работы по развитию мелкой моторики рук в комплексе с другими видами коррекционной работы эффективно способствует развитию речи и психических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики дошкольников

Развитие мелкой моторики...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

"Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори"

Материал по теме "Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори" раскрывает особенности использования дидактического материала системы М. Монтессори в развитии мелкой мо...