Картотека пальчиковых игр.
картотека по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 45.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребенок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развиваются речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика руки, координация движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь). Те же механизмы заложены в основе письма – наиболее сложного процесса, осваиваемого первоклассниками. Подготовить их к этому непростому делу – непосредственная задача родителей и педагогов.
Для овладения письмом важны также развитые мышцы руки, умение вовремя напрягать и расслаблять кисть. Сделать мышцы сильными и развитыми могут только тренировки. В игры, предлагаемые в пособии, включены упражнения для разработки руки: вращение кистью, встряхивание, сгибание-разгибание и др.
Пальчиковые игры увлекательны, доступны, интересны детям. Стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, ребенок сможет повторять ее где угодно: дома, в транспорте, на прогулке.
Работа над освоением игры делится на несколько этапов:
– показ;
– объяснение;
– воспроизведение;
– закрепление.
Показывая игру в первый раз, нужно замедлить темп, чтобы дети могли как следует рассмотреть движения взрослого и понять смысл игры. Затем нужно показать и объяснить, как правильно выполняется упражнение. На следующем этапе дети повторяют текст вместе с взрослым. Следует указать на допущенные ими ошибки и неточности, уделить внимание выразительности речи, умению правильно передавать эмоции и настроение стихотворения, выбирать правильную интонацию. Игру можно повторить на следующий день, добиваясь самостоятельного воспроизведения.
Работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать в течение дня 5–7 игр, один раз в неделю добавляя новую игру. Это даст ребятам возможность хорошо освоить старые игры, но в то же время не устать от них.
Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?
Во-первых, во время утренней гимнастики. Предлагая детям упражнения на укрепление различных групп мышц, уделите немного времени и мышцам руки. Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом, чтобы разогреть и размять руки. В-третьих, пальчиковые игры незаменимы на физкультминутках: они позволяют расслабить мышцы руки, дать им отдохнуть.
Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения.
Картотека пальчиковых игр.
Грибы Раз, два, три, четыре, пять! (Шагают пальчиками по столу.) Мы идем грибы искать. Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику начиная с мизинца.) Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. |
Тише, тише не шумите Этот пальчик хочет спать,(Загнуть большой палец Этот пальчик лег в кровать, (Загнуть указательный палец) Этот пальчик чуть вздремнул, (Загнуть средний палец) Этот пальчик уж уснул, (Загнуть безымянный палец) Этот крепко-крепко спит. (Загнуть мизинец) Тише, тише, не шумите… (Погрозить пальцем) Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать! (Разогнуть кулачок.) |
Солим капусту Мы капусту рубим- рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим- солим, Мы капусту мнем-мнем, В баночку кладем… Пробуем. | Кулачок Поочередно загибаем пальчики Этот пальчик- маленький, Этот пальчик-слабенький, Этот пальчик-длинненький, Этот пальчик- сильненький, Этот пальчик- толстячок, Ну а вместе- кулачок. |
Фокус | Капкан |
Тело Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела) На руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Есть колени. Есть спина, Но она всего одна. |
Человечек Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают пальцы) Буду с мамой рисовать. (Круговые движения пальцев, сложенных в щепотку) Вот головка, вот животик, (Руками рисуют маленький и большой круг) Ножки, ручки, глазки, ротик И прическа из колечек (Рисуют в воздухе колечки) Получился человечек. (Развести руки в стороны) |
Кулачок Чок-чок-чок! Чок-чок-чок! (Сжимаем руки в кулачки. Бьем сверху кулачком: сначала правым по левому, потом левым по правому.) Жил на свете кулачок. А потом, потом, потом Что же стало с кулачком? Выросли рожки, (Вытягиваем средний и указательный пальцы на правой руке.) Выросли ножки. (Остальные пальцы опускаем вниз.) Кулачок на ножки встал И тебя защекотал. (Щекочем под мышкой.) Повторяем упражнение левой рукой. | Голова Есть у нас на голове (Указывают на упоминаемую часть тела) Уха два и мочки две. Брови. Скулы и виски, И глаза, что так близки. Щеки. Нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот, что знаем мы с тобой! |
Утята Мы утята – кря-кря-кря! (Перекрещиваем руки на запястье и машем ими, будто крыльями.) Прилетели мы не зря. Здесь мы зернышки клюем. (Указательный палец левой руки – клюв, он стучит по ладошке правой руки.) Лапками по лужам бьем. (Хлопаем руками по ножкам.) | Пять этажей В этом домике пять этажей: (Загибаем пальцы) На первом живет семейство ежей, На втором живет семейство зайчат, На третьем - семейство рыжих бельчат, На четвертом живет с птенцами синица, На пятом сова - очень умная птица. Ну, что же, пора нам обратно спуститься: На пятом сова, На четвертом синица, Бельчата на третьем, Зайчата - втором, На первом ежи, мы еще к ним придем. |
Травка Если дождик поливает, Наша травка вырастает. (Пальцы на двух руках постепенно разгибаются.) Если ветер завывает, (Дуем на пальцы.) Нашу травку он качает. (Наклоняем руки с растопыренными пальцами в разные стороны.) Гром гремит и всех пугает, (Стучим кулачками друг об друга.) Нашу травку наклоняет. (Постепенно сгибаем пальцы.) А садовник – чик-чик-чик! (Указательными и средними пальцами изображаем ножницы.) Нашу травку всю постриг! (Показываем кулачки.) | Вышел дождик погулять Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу, начиная с мизинца) Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? («Шагают» средним и указательным пальцами по столу) Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (Один хлопок) И ушел. (Ритмичные хлопки по столу) Газон засох. |
Прогулка Пальцы правой руки растопыриваем (ладонью к себе). Указательный и средний пальцы левой руки бегут по пальцам правой руки, как по горкам, – это человечек. Мы бежим по горкам, По крутым пригоркам. Долго мы бежали, В ямку мы попали. (Человечек оказывается в ямке между указательным и большим пальцем.) Выбирались из норы. (Медленно поднимаемся по большому пальцу.) Покатились мы с горы. (Скользим по руке.) Повторяем упражнение левой рукой. | Осень Ветер по лесу летал, (Делаем плавные, волнообразные движения кистями рук) Ветер листики считал: Вот дубовый, (Загибаем по одному пальчику на обеих руках) Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки (Спокойно укладываем ладони на колени) Ветер бросил на тропинку. |
Обед Жучка косточку грызет, (Показываем левой рукой собачку. Она «грызет» указательный палец правой руки.) Зайчик ест морковку. (Показываем зайчика левой рукой, а правую руку складываем щепотью – это морковь.) Ежик яблочко везет (Растопыриваем пальцы на левой руке, сверху яблочко – кулачок правой руки.) На иголках ловко. Птичка зернышки клюет. (Указательный палец левой руки – клюв, который стучит по ладошке правой руки.) Лошадь травку ищет. (Левой рукой пощипываем пальцы правой.) Каждый зверь на свете ждет Ему нужной пищи. (Указательные пальцы двух рук касаются груди.) Повторяем упражнение, поменяв руки |
Компот Будем мы варить компот – (Левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки "мешают") Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Варим, варим мы компот (Опять «варят» и «мешают»), Угостим честной народ. |
Цветочек Вот цветочек вырастает. (Медленно поднимаем правую руку, согнутую в кулак.) Лепесточки раскрывает. (Раскрываем кулачок.) Над цветком пчела летит (Левую кисть складываем в щепоть и совершаем круговые движения над правой ладонью.) И тихонечко жужжит, Собирает сладкий сок– (Пощипываем правую ладонь.) Угощайся, мой дружок! | Пирожки Вот мы тесто замесили, (Сгибаем, разгибаем пальцы.) Мяли, мяли, посолили. (Делаем движения, как будто солим.) Порубили на куски (Машем ребром левой руки, как будто рубим ножом.) И слепили пирожки. (Две ладошки касаются друг друга, то одна сверху, то другая.) Что за вкусный пирожок! (Руки сплетаем в замок, делаем вид, что пробуем пирожок.) Угощайся, мой дружок! |
Рыбки Рыбки плещутся в воде (Машем ладошками.) Рыбки плавают везде. (Выполняем волнообразные движения кистями.) Только щука не дремала (Правую руку складываем в щепоть. Четыре верхних пальца сгибаются, разгибаются, касаясь кончика большого пальца.) И одну из них поймала. («Щука» хватает левую кисть.) Только рыбка убежала! (Левая рука вырывается и уплывает от «щуки».) | Лодочки |
Забавные пальчики (Загибаем пальчики по одному.) Этот пальчик – одуванчик. Положу его в карманчик. Этот пальчик – тараканчик, Убежал он в свой чуланчик. Этот пальчик – зайчик. Барабанит в барабанчик. Этот пальчик – добрый мальчик, Он уселся на диванчик. Этот пальчик – девочка, Рыженькая белочка. Белка прячется в дупле, Не найдешь ее нигде. | Пальчики склеились- расклеились. Первый пальчик в глине (Большой стукается с указательным) |
Моем руки Моем, моем руки, (Делаем движения, как при мытье рук.) Моем, моем чисто. Чтоб не были руки, Как у трубочиста. Мы большой помоем пальчик, (Правой рукой трем поочередно пальцы на левой.) Моем указательный. И про средний не забудем — Моем обязательно. А потом и безымянный, И мизинчик тоже. Очень радуются пальцы Чистой, нежной коже. Мы руками потрясем, (Трясем кистями рук.) И все капельки стряхнем. Полотенцем вытираем (Одна ладонь вытирает другую.) И к обеду приступаем. (Правая рука изображает ложку.) Повторяем упражнение – «моем» пальцы па правой руке. | Зоопарк |
Дерево Из-под серых влажных кочек Появился вдруг росточек. (Поднимаем ладони, прижатые друг к другу.) Крошкой не остался, Быстро вверх поднялся. Ветки появились, (Разводим руки в стороны и вверх, растопыриваем пальчики.) Листья распустились. (Разворачиваем ладони наружу.) Ветер завывает, (Дуем на ладони.) Дерево качает. (Качаем руками.) Листья на ветру дрожат, (Трясем ладонями.) Отрываются, кружат. (Крутим кистями.) Листья падают, кружатся. Тихо на траву ложатся. (Кладем руки на колет.) |
Ветер дует нам в лицо...Ветер дует нам в лицо (Руками машем себе в лицо) |
Змеи Две змеи шипят, шипят, (Руки – это змеи, они шипят друг на друга.) Напугать хотят ребят. Плавно извиваются, (Волнообразные движения руками.) Медленно качаются. (Качаем руками из стороны в сторону.) Могут подружиться, (Прижимаем руки друг к другу.) Могут покружиться. (Крутим кистями.) Могут покусаться, (Змеи щиплют друг друга.) Могут приласкаться. (Гладим.) Могут зацепиться, (Одна рука держит другую.) Вместе покружиться. (Волнообразные движения руками.) Получился хоровод. Прячьтесь, змеи! Еж идет! (Прячем руки под мышки.) | Забор |
Я рисую На рисунке нашем. | Фигуры (Складываем из пальцев фигуры согласно тексту ) Пальцы мы сложили вдруг. Сразу получился… (Круг.) А вот так. Кто угадал? Что получится?… (Овал.) Вместе три угла сложили —… (Треугольник получили.) А потом, потом, потом, Получился у нас… – (Ромб.) Я спросить хочу ребят: – Ну а это что? (Квадрат.) |
Мышка деток проверяет.Маленькая мышка по городу бежит (Шевелить пальцами обеих рук) | Сидели два медведя На тоненьком суку:(Руки согнуты в локтях (сжаты в кулаки), прижаты к туловищу. Ребёнок покачивается из стороны в сторону. Один читал газету, (Разводим руки в стороны как при чтении газеты.) Другой молол муку. (Стучим одним кулаком по другому.) Раз ку-ку, два ку-ку — Оба шлёпнулись в муку. (Кулаки "падают" на колени.) Нос в муке, (Показываем пальцем на нос.) Хвост в муке, (Показываем рукой за спину.) Ухо в кислом молоке.(Берёмся за ухо.) |
Солдаты | Бойцы-молодцы Пальцы эти — все бойцы, (Показать раскрытые ладони.) Удалые молодцы. (Сжать пальцы в кулаки) Два — больших и крепких малых(Поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.) И солдат в боях удалых. Два — гвардейца-храбреца, Два — сметливых молодца. Два — героя безымянных. Но в работе очень рьяных! Два — мизинца-коротышки — Очень славные мальчишки! Один, два, три, четыре, пять- Будем молодцев считать. Один, два, три, четыре, пять- Будем молодцев считать. Пальцы встали дружно в ряд- Десять крепеньких солдат. |
Дом (Стучим кулачками друг о друга) На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Повертели, (Имитация движений) Покружили, Постучали и открыли. (Расцепили ручки) | Дом Имитируем движения. |
Стирка |
Мы посуду перемыли. Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга) Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого) Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой по кругу) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого) Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга) |
Мебель На каждое название мебели по одному загибают пальцы– всего 10. В нашей комнате-столовой – Есть отличный стол дубовый, стулья – спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый буфет Для варенья и конфет. В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев шкаф зеркальный, Две широкие кровати С одеялами на вате И берёзовый комод Мама там бельё берёт. А в гостинной кресла есть, Телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, В стенке– центр музыкальный. |
Много мебели в квартире. Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках) Много мебели в квартире (Сжимают и разжимают кулачки) В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, (Загибают пальчики на каждое название мебели) Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) |
Мороз | Луна и звезды Звездочки сияют,(Сжимаем-разжимаем пальцы. Высоко висит она. |
Учим названия пальцев.Палец Толстый и Большой (Поочередно разгибаем пальчики) |
Пять пальчиков (Поочередно разгибаем пальчики) У девочек и мальчиков |
Наши пальчики. Этот пальчик - самый большой, Он солидный и внимательный.(Указываете на что-нибудь указательным пальцем.) | Наши пальчики (Поочередно разгибаем пальчики) Это большой пальчик, Он, как толстый мальчик, Десять порций каши съел, Оттого и растолстел. Это пальчик - указательный, Он самый внимательный, Всё увидит, но не скажет, Только в сторону покажет. Средний пальчик - это вот, Он в серёдочке живёт. А другому пальчику Имени не дали, Потому и безымянным Его все прозвали. Ну а этот пальчик - Маленький мальчик, Мизинец называется - На нём рука кончается. |
Запоминаем пальчики.Поочередно разгибаем пальчикиНезаменимый первый пальчик | Запоминаем пальчики.Поочередно разгибаем пальчикиПять пальцев на руке своей |
Пальчики-мальчики Поочередно разгибаем пальчикиЯ на пальчиках считала | О левой и правой руке.Смотрите-ка, вот две руки: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...