образовательная программа 2023-2024 гг
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)
Рабочая образовательная программа для детей старших и подготовительных групп по обучению разговорному якутскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_yakutskomu_yazyku_2023-2024_uch.g.docx | 147.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей №27 «Кораблик» городского округа «город Якутск» ул. Губина 3/1 (а), г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000 тел/факс 4112 21-82-30, e-mail detsad27@yaguo.ru
|
ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета протокол №___ от «___» _____________2023 года | УТВЕРЖДЕНО: Заведующей МБДОУ Детский сад №27 «Кораблик» Приказ №_________________ _____________Гончарова Е.Ю. от «___» __________2023 года |
Образовательная программа по дополнительному образованию
«Якутский язык»
(наименование программы)
срок реализации: 2023 – 2025 г.
Педагог ДО: Степанова Елена Петровна
Якутск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………...3
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………...............................................7
2.1. Учебно-тематический план в старшей группе (возраст 5-6 лет)……………7
2.2. Учебно-тематический план в подготовительный группе (возраст 6- 7 лет)…….……………………………………………………………………………..9
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………………...
3.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ…………………...10
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ……13
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ………………………………………...16
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...17
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа «Якутский язык» является программой туристско-краеведческой направленности.
Программа разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах является обучением пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену детей с педагогом и между собой на занятиях.
Современная система образования требует возрождения национальных культур, что возможно только на базе народной педагогики, традиционной педагогической культуры. Применение народной педагогики это целостный, систематический процесс приобщения к традициям и обычаям народа, к фольклору, развитие и понимание у детей интереса к духовным сокровищам народов. Освоение этой области – часть всестороннего развития личности маленького человека. Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребенка начинается с привития любви к малой родине, ознакомления с культурным наследием и современным искусством края, в котором он живет, его языку.
Новизна программы. Дополнительная образовательная программа «Якутский язык» составлена на основе Программы обучения разговорному якутскому языку в русско-язычных детских садах /Мин-во образования РС (Я), Упр. Образования г. Якутска; Сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю. И. Трофимова. - Якутск: Бичик, 2006. – 48 с. с элементами Программы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем «Люби и знай родной край» / ГОУ ВПО Моск. Гос. Ун-т им. М.А. Шолохова, ГОУ СПО якут. пед. колледж №2, МДОУ Центр развития ребенка №105 «Умка»; [авт.-сост. Т.В. Платонова, Е.Е. Хохолова]. – Якутск, 2009, - 84 с.
Обучение состоит из трех этапов: 1 - слушание и запоминание слов педагога; 2 – повторение за педагогом; 3 – употребление в речи. На занятиях каждое новое слово проходит через уже усвоенные речевые модели.
Актуальность программы. Народы Якутии, вошедшие в состав России, навеки связали свою судьбу с русским народом, в результате этого слияния происходит интенсивный процесс проникновения слов из якутского языка в русский язык, что связано с двуязычием народов Якутии и с возникновением интереса к национальной культуре, поэтому вопрос взаимодействия между якутским и русским языками был всегда актуален, как среди населения, так и со стороны ученых-филологов. Хотя дошкольный возраст самый лингвистически восприимчивый, изучение русскоязычных детей якутскому языку – это не только филологические задачи, но и знакомство с бытом, традиционными занятиями, якутским народным календарем, фольклором, с национальным праздником «Ысыах» воспитывают у детей уважительное отношение к жизни и культуре якутского народа, что очень актуально в нашей многонациональной республике.
Педагогическая целесообразность.
Программа построена на коммуникативном принципе обучения. Дети должны понимать простые якутские фразы обращенные к ним и реагировать на них во- первых, действием, во- вторых, словами. Поэтому основное место в работе занимает усвоение речевой модели, которое на каждом занятии пополняется новыми словами для употребления. Также даны примерные варианты диалогов между педагогом и детьми, которыми можно пользоваться на занятии. Таким образом, программа содержит лексический и фразовый минимум для активного и пассивного усвоения по годам обучения.
Программа носит характер «открытости» и предусматривает творческое отношение педагога к нему, поиск новых путей работы по воспитанию у детей патриотических и гражданских чувств.
Нормативная база на основе которой создана Программа:
- ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиНом 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. (с изменениями от 04.04.2014 г.), СП 2020 2.1.3678-20);
- Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 г. №237 – 23 - 16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Цель программы: обучение якутскому разговорному языку русскоговорящих детей и обогащение знаний по национальной культуре, формирование основ патриотизма и гражданственности у дошкольников 5 – 7 лет.
Задачи:
- Пробудить в ребенке любовь к родному краю и городу, интерес к истории их возникновения и развития. Воспитывать любознательность, уважение к людям, интерес к родной природе.
- Научить пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену детей с воспитателем и между собой на занятиях и в повседневной жизни.
- Приобщить дошкольников к культуре, искусству, традициям и обычаям якутского народа. Накопление социального опыта жизни в своем городе и республике, усвоение общепринятых норм поведения, взаимоотношений. Заложить важнейшие черты национального характера – трудолюбие, порядочность, сочувствие, доброта, гостеприимство, выносливость.
Принципы образовательной деятельности с детьми. Основополагающими принципами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:
Первый принцип: слушание и запоминание слов педагога (беседы, занятия фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, комплексные)
Второй принцип: повторение за педагогом (практически усваивают путем запоминания готовых фраз, повторения и имитации).
Третий принцип: употребление в речи (каждое иное слово проходит через уже усвоенные речевые модели).
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы.
Содержание образовательной деятельности логически вписывается в традиционные темы нашего ДОУ, а также включает в себя региональный компонент: знакомит детей с бытом наших предков, их жилищами и жизнью в суровых условиях севера; с национальными играми настольными играми, способствуя формированию нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников, любви к своей малой родине.
Содержание делает образовательный процесс интересным и занимательным для детей, формирует необходимые умения, опыт деятельности, необходимый для успешного обучения в начальной школе, а также формирует качества личности, являющиеся целевыми ориентирами в ФГОС ДО.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 5 – 7 лет
Срок реализации Программы - 2 года.
Форма обучения: очная (согласно Закону РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ гл.2, ст.17, п. 2).
Основные формы занятий. На начальном этапе обучения новые формы слова, особенно личные формы глагола, считаются как новая лексическая единица: оонньоо, оонньуохха, оонньуубун, оонньуур, оонньууллар- 5 разных фраз. Активную лексику дети слушают в речи педагога затем начинают употреблять сами. Пассивная лексика нужна для организации занятий. Количество новых слов и форм для понимания детей также следует учитывать и повторять их часто.
Формы организации обучения дошкольников по якутскому языку. На каждом занятии проводится работа над произношением якутских звуков и звукосочетаний. Для начинающих детей, как известно, трудны слова со звуками у, е, н,h, 5, с долгими гласными аа, оо,ее, ыы, ии, уу которые дети заменяют краткими; с дифтонгами иэ,ыа,уе, уо. Такие слова детям трудно не только произносить правильно, но и различать на слух.
Основным приемом обучения произношению и интонации считается подражание педагогу, используются фонетические игры, считалки.
Важную роль для усвоения другого языка играет последовательность введения грамматических форм. На занятиях дети в разной форме как можно больше говорят по-якутски. Это хоровое и индивидуальное повторение слов и фраз, ответы на вопросы, считалки, стихи, песни, подвижные и настольные игры с проговариванием слов и словосочетаний. Занятия по возможности проводятся в игровой форме. Больше практикуется диалог с детьми и обращение детей друг к другу, заучивание самодельных дидактических стишков и детских песен со словами для активного усвоения.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
- общее количество часов в год: 38 академических часов;
- периодичность: 1 занятие в неделю;
- продолжительность занятий: в старшей группе не более 25 минут (дети 5-6 лет)
- продолжительность занятий: в подготовительной группе не более 30 минут (дети 6-7 лет)
Ожидаемые результаты освоения Программы
На этапе завершения дошкольного образования:
- Владеет простейшими речевыми моделями с наиболее употребительными формами имен и глаголов якутского языка;
- Владеет некоторыми количествами слов, словосочетаний, готовых фраз якутского языка;
- Владеет основными фонетическими особенностями якутского языка;
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою республику, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях и др.
Требования к знаниям и умениям воспитанников
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоения детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга - 2 раза в год (сентябрь-май).
Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- конкурсы;
- фестивали.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | № | Тема | Количество часов | ||
Всего | теория | практика | |||
Сентябрь | 1. | Здравствуй, якутский язык! | 1 ак. ч. | 15 мин. | 10 мин. |
2. | Я знаю якутский язык | 1 ак. ч | 15 мин. | 10 мин. | |
3. | Знакомство | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
4. | Знакомство. Эн аатын кимий? | 1 ак. ч | 15 мин. | 10 мин. | |
Октябрь | 1. | Имена твоих друзей | 1 ак. ч | 15 мин. | 10 мин. |
2. | Мин детсадым. Мой садик | 1 ак. ч | 15 мин. | 10 мин. | |
3. | Дети в детском саду | 1 ак. ч | 15 мин. | 10 мин. | |
4. | Игрушки в группе. Сколько их? | 1 ак. ч | 15 мин. | 10 мин. | |
Ноябрь | 1. | Ох, какая игрушка | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. |
2. | Какого цвета? | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
3. | Баай Байанай - дух природы | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
4. | Рисования «Уруьуй» | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
5. | Мин дьонум. Моя семья | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
декабрь | 1. | Мои братья и сестры | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. |
2. | Домашние животные | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
3. | Где гуляли? | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
4. | Новый год. | 1 ак.ч. | 10 мин. | 15 мин. | |
январь | 1. | С кем ходили ребята? | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. |
2. | Игры и игрушки | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
3. | Части тела. | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
4. | Стихотворение якутских писателей | 1 ак.ч. | 10 мин. | 15 мин. | |
февраль | 1. | Болит ли у тебя животик? | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. |
2. | Мин аьылыгым. Моя еда | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
3. | Якутская национальная посуда | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
4. | Сладости для радости | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
март | 1. | Овощной салат, или в помощь маме | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. |
2. | Овощ в помощь. Семья | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
3. | Фрукты. «Мин … себулуубун» | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
4. | Продукты. Есть и пить. Голодный и жаждущий | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
апрель | 1. | Мин танаьым. Моя одежда | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. |
2. | Идем на прогулку. Верхняя одежда | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
3. | Якутск – любимый город | 1 ак. ч | 15 мин. | 10 мин. | |
4. | Культура традиции, литература и быт якутов | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
май | 1. | Мониторинг | 1 ак. ч | -- | 25 мин. |
2. | Якутский фольклор. Якутские танцы, народные песни | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
3. | До встречи, якутский язык! | 1 ак. ч | 10 мин. | 15 мин. | |
4. | Национальный праздник «Ысыах» | 1 ак. ч | -- | 25 мин. | |
Итого | 37 ак. ч./ 950 мин. | 400 мин. | 550 мин. |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | № | Тема | Количество часов | ||
Всего | теория | практика | |||
Сентябрь | 1. | Здравствуй, якутский язык! | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. |
2. | Я знаю по-якутски… | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. | |
3. | Моя группа | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
4. | Как зовут воспитателей? | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
Октябрь | 1. | Кабинет якутского языка | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. |
2. | Музыкальное занятие | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
3. | Давайте споем и потанцуем | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
4. | Биьиги дьарыкпыт. Наши занятия | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
ноябрь | 1. | Физкультура. Якутские национальные игры | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. |
2. | Стихи на якутском | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. | |
3. | Баай Байанай - дух природы | 1 ак. ч | 10 мин. | 20 мин. | |
4. | Подвижные якутские национальные игры | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. | |
5. | Якутские настольные игры (куерчэх, хабылык) | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. | |
декабрь | 1. | Тулалыыр эйгэбит. Зима. | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. |
2. | Времена года. Встреча Нового года в Якутии. | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. | |
3. | Песня, танец оленей. Стихи про зайчика | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. | |
4. | Любимые игры предков | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. | |
январь | 1. | Край, в котором мы живем | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. |
2. | Вечер «Танха» | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. | |
3. | Мультфильм «Олонхо» на якутском языке | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. | |
4. | Любимые игры предков | 1 ак.ч. | 10 мин. | 20 мин. | |
февраль | 1. | Уерэнэ барабын. Пойду учиться | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. |
2. | Чтение сказки «Уерэнэ барыам» по ролям | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
3. | Учат в школе… | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
4. | Кабинеты. Мебель в школе | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
март | 1. | Времена года. Песня «Мин ийэм». Поздравляем мам | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. |
2. | Времена года. Месяцы | 1 ак. ч. | 10 мин. | 20 мин. | |
3. | Природа моей республики | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
4. | Погода | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
апрель | 1. | Времена года. Весна | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. |
2. | Дни недели | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
3. | Уерэнэ барабын. Пойду учиться | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
4. | Викторина «Люби и знай родной край! | 1 ак. ч. | -- | 30 мин. | |
май | 1. | Якутский национальный праздник «Ысыах» | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. |
2. | Мониторинг | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
3. | Якутский фольклор. Якутские танцы, народные песни | 1 ак. ч. | 15 мин. | 15 мин. | |
4. | Отчетный концерт, праздник «Ысыах» | 1 ак. ч. | -- | 30 мин. | |
Итого | 37 ак. ч./ 1090 мин. | 450 мин. | 640 мин. |
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Содержание программы в старшей группе
Тема 1.1. Здравствуй, якутский язык! Теория. Знакомить детей с предметом обучения: рассказать о роли якутского языка в жизни человека. Развивать интерес детей к якутскому языку. Практика. Артикуляционная гимнастика. Работа над произношением якутских звуков и звукосочетаний. |
Тема 1.2. Я знаю якутский язык Теория. Развивать интерес детей к якутскому языку. Практика. Выявить уровень знаний якутского языка (мониторинг начало года). |
Тема 1.3. Знакомство. Теория. Знакомить воспитанников с некоторыми якутскими формами приветствия и прощания. Практика. Работа над произношениями с долгими гласными аа, оо,уу,ее, ии,ыы,ээ |
Тема 1.4. Знакомство. Эн аатын кимий? Теория. Знакомить воспитанников с некоторыми якутскими формами приветствия и прощания, моделями знакомства. Практика. Работа над произношениями со звуками у,е,н,5. |
Тема 2.1. Мин детсадым. Мой садик Теория. Развивать диалогические умения детей в сюжетно-ролевой игре. Практика. Сюжетно – ролевая игра. |
Тема 2.2. Имена твоих друзей Теория. Знакомить воспитанников с якутскими именами для девочек и мальчиков. Практика. Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи. |
Тема 2.3. Дети в детском саду Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями кабинетов, занятий, с кем приходят дети в садик Практика. Работа над интонациями с якутскими звуками. |
Тема 2.4. Игрушки в группе. Сколько их? Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями предметов в группе. Практика. Детей много, мало (элбэх, а5ыйах). |
Тема 3.1. Любимая игрушка. Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями игрушечных животных. Практика. Развивать диалогические умения детей в сюжетно-ролевой игре. |
Тема 3.2. Какого цвета? Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями цветов. Практика. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения. |
Тема 3.3. Баай Байанай дух природы. Труд охотника Теория. Знакомить с обитателями якутской тайги. Закрепить знания о труде охотников. Практика. Дать понятие, что мех диких животных называют «мягким золотом», что это богатство Якутии. |
Тема 3.4. Рисования «Уруьуй» Теория. Совершенствовать навык различения цветов, развивать творческие способности обучающихся. Практика. Рисовать радугу. |
Тема 3.5. Мин дьонум. Моя семья Теория. Знакомить воспитанников как называть родных на якутском языке. Практика. Развивать диалогические умения детей в сюжетно-ролевой игре. |
Тема 4.1. Мои братья и сестры Теория. Развивать диалогические умения детей в сюжетно-ролевой игре. Практика. Сюжетно-ролевая игра. |
Тема 4.2. А кто же старший? Теория. Знакомить воспитанников с якутским названием: большой, средний, маленький. Практика. Фразы из коротких, неполных предложений. |
Тема 4.3. Домашние животные Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями домашних животных. Практика. Развивать диалогические и монологические умения детей в сюжетно-ролевой игре. |
Тема 4.4. Где гуляли Теория. Знакомить детей с местными развлекательными центрами для детей (цирк, парк). Практика. Рассматривание картин, презентаций. |
Раздел 5. Моя игрушка Тема 5.1. С кем ходили, ребята? Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями видов транспорта и ПДД. Практика. Развивать монологическую речь по картинкам. |
Тема 5.2. Игры и игрушки Теория. Знакомить воспитанников с названиями игр и игрушек на якутском языке. Практика. Настольные игры «Куерчэх», «Тырыынка» |
Тема 5.3. Части тела. А, где глазки куклы? Теория. Знакомить воспитанников с названиями частей тела на якутском языке Практика. Беседа. Работа над произношением. |
Тема 6.1. Болит ли у тебя животик? Теория. Знакомить воспитанников на якутском языке об экстренных ситуациях. Практика. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения. |
Тема 6.2. Мин аьылыгым. Моя еда Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями овощей. Практика. Развивать навыки счета. Считалки. |
Тема 6.3. Якутская национальная посуда. Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями посуды. Практика. Сюжетно-ролевая игра. |
Тема 6.4. Сладости для радости Теория. Знакомить обучающихся с якутскими названиями сладостей. Практика. Диалог с детьми и обращение детей друг к другу. |
Тема 7.1. Овощной салат, или в помощь маме Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями овощей. Практика. Развивать навыки счета. Счет от 1 до 10. |
Тема 7.2. Овощ в помощь. Семья Теория. Развивать навыки с якутскими названиями членов семьи. Практика. Повторение слов и фраз, ответы на вопросы. |
Тема 7.3. Фрукты. Мин … себулуубун Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями фруктов. Практика. Работа над произношением. |
Тема 7.4. Продукты. Есть и пить. Голодный и жаждущий Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями еды и напитков. Практика. Презентация здоровая пища. Сюжетно-ролевая игра. |
Тема 7.5. Игровая ситуация. Теория. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения. Практика. Подвижные и настольные игры с проговариванием слов и словосочетанием. |
Тема 8.1. Мин танаьым. Моя одежда Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями одежды. Практика. Повторение слов, фраз, ответы на вопросы. |
Тема 8.2. Идем на прогулку. Верхняя одежда Теория. Знакомить воспитанников с якутскими названиями одежды. Если идем гулять одеваемся. Практика. Диалог с детьми. |
Тема 8.3. Якутск – любимый город Теория. Закрепить знание детей о воинах-земляках. Практика. Беседа о герое-якутянине Федоре Попове. |
Тема 8.4. Культура традиции, литература и быт якутов Теория. Формировать понятие о том, что у якутов, как у каждого народа есть свои народные песни. Практика. Познакомить с якутскими народными песнями. |
Тема 9.1. Мониторинг Практика. Проверить знания воспитанников по изученным темам. Обратить внимание детей, чтобы отвечали на вопросы четко и полным ответом. |
Тема 9.2. Якутский фольклор Теория. Познакомить с якутским фольклором. Развивать навыки аудирования детей по теме «Ысыах». Практика. Учить песни, стихи. |
Тема 9.3. Культура, традиции и быт якутов Теория. Развитие творческих способностей детей, практика полученных знаний по предмету. Практика. Заучивание самодельных дидактических стишков и детских песен со словами для активного усвоения. |
Тема 9.4. До встречи, якутский язык! Теория. Развитие знания якутской национальной культуры. Практика. Повторение. |
Тема 9.5. Национальный праздник «Ысыах» Практика. Национальный праздник «Ысыах». Участие детей в празднике. Расширять и углублять знания и представления детей о обычаях и традициях якутского народа. |
3.2. Содержание программы в подготовительной группе
Тема 1.1. Здравствуй, якутский язык! Теория. Знакомить детей с предметом обучения: рассказать о роли якутского языка в жизни человека. Развивать интерес детей к якутскому языку. Практика. Артикуляционная гимнастика. Работа над произношением якутских звуков и звукосочетаний. |
Тема 1.2. Я знаю по-якутски… Теория. Развивать интерес детей к якутскому языку. Практика. Проверить и корректировать по изученным темам (мониторинг начало года) |
Тема 1.3. Моя группа. Мин группам Теория. Знакомить воспитанников с названиями нужных предметов, находящихся в группе. Практика. Совершенствовать навыки счета до 10. |
Тема 1.4. Как зовут воспитателей? Теория. Закреплять умение воспитанников отвечать на вопрос полным предложением по- якутски. Практика. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения. |
Тема 2.1. Кабинет якутского языка Теория. Знакомить воспитанников с названиями предметов наших предков на якутском языке. Практика. Работа над произношением якутских звуков. |
Тема 2.2. Музыкальное занятие Теория. Развивать навыки слушания и произношения на материале темы «Семья и друзья». Практика. Слушание и заучивание песни. |
Тема 2.3. Давайте споем и потанцуем Теория. Знакомить воспитанников с названиями видов якутского танца и других занятий на якутском языке. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации общения. Практика. Практиковать речевые модели. |
Тема 2.4. Биьиги дьарыкпыт. Наши занятия Теория. Знакомить обучающихся с названиями занятий проводящийся в саду на якутском языке. Практика. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения. |
Тема 3.1. Якутские национальные игры Теория. Знакомить воспитанников с названиями видов спорта и других занятий на якутском языке. Практика. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации общения. Практиковать речевые модели. |
Тема 3.2. Стихи на якутском Теория. Знакомить воспитанников с якутской литературой и других занятий на якутском языке. Практика. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации общения. Практиковать речевые модели. |
Тема 3.3. Баай Байанай дух природы. Труд охотника. Теория. Закрепить знания детей об обитателях якутской тайги, о труде охотников. Практика. Развлечение. |
Тема 3.4. Подвижные якутские национальные игры Теория. Знакомить воспитанников с названиями игр предков на якутском языке. Практика. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации. Практиковать речевые модели. |
Тема 3.5. Якутские настольные игры (куерчэх, хабылык) Теория. Знакомить воспитанников с названиями игр предков на якутском языке. Практика. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации. Практиковать речевые модели. |
Тема 4.1. Тулалыыр эйгэбит. Зима. Теория. Знакомить воспитанников с названиями времен года на якутском языке. Практика. Совершенствовать навыки счета до 10. |
Тема 4.2. Времена года. Встреча Нового года в Якутии. Теория. Знакомить детей с традициями празднования Нового года в странах изучаемого языка. Практика. Развивать навыки слушания и произношения на материале темы «Встреча Нового года и Рождества». |
Тема 4.3. Песни, стихи про зайчика. Теория. Знакомить детей с традициями празднования Нового года в странах изучаемого языка. Практика. Заучивание стихов. |
Тема 4.4. Любимые игры предков Теория. Учить осуществлять связь содержания игры с особенностями уклада жизни якутов. Практика. Учить осуществлять связь содержания игры с особенностями уклада жизни якутов. |
Тема 5.1. Край, в котором мы живем Теория. Закрепить знания детей о республике, об ее истории, ее природе. Воспитывать у детей любовь к своему родному краю, к его истории и культуре Практика. Беседа. |
Тема 5.2. Вечер «Танха» Теория. Дать детям возможность активно усваивать культурные богатства народа. Практика. Развлечение. |
Тема 5.3. Мультфильм «Олонхо» на якутском языке Теория. Развивать диалогические умения детей в сюжетно-ролевой игре. Практика. Сюжетно-ролевая игра. |
Тема 6.1. Уерэнэ барабын. Пойду учиться Теория. Развивать навыки аудирования детей на материале сказки. Практика. Диалог с детьми и обращение детей друг с другом. |
Тема 6.2. Чтение сказки «Уерэнэ барыам» по ролям Теория. Развивать навыки аудирования и говорения детей на материале сказки Практика. Беседа. |
Тема 6.3. «Учат в школе…» Теория. Знакомить обучающихся с названиями эмоций на якутском языке. Практика. Учить песню «Уерэнэ барабын». |
Тема 6.4. Кабинеты. Мебель в школе Теория. Знакомить обучающихся с названиями комнат и мебели в школе на якутском языке. Практика. Хоровое и индивидуальное повторение слов и фраз. |
Тема 7.1. Времена года. Песня «Мин ийэм». Поздравляем мам Теория. Актуализировать знания детей о временах года. Знакомить обучающихся с приметами весны на якутском языке. Практика. Учить песню о маме. |
Тема 7.2. Времена года. Месяцы Теория. Актуализировать знания детей о временах года. Практика. Знакомить обучающихся с названиями месяцев на якутском языке. |
Тема 7.3. Природа моей республики Теория. Расширять представление детей о взаимосвязи растительного и животного мира от климатических условий его особенностей (вечная мерзлота, низкая зимняя температура) среди обитания (тайга и тундра) Практика. Беседа по картинкам «Тайга и ее обитатели», «Тундра и ее обитатели». |
Тема 7.4. Погода Теория. Знакомить обучающихся с названиями погодных явлений на якутском языке. Практика. Игра – загадывание загадок. |
Тема 7.5. Игровая ситуация Теория. Развивать монологические умения детей в заданной ситуации общения. Практика. Упражняться в подвижных и настольных играх с проговариванием слов и словосочетаний. |
Тема 8.1. Времена года. Весна Теория. Знакомить воспитанников с названиями погодных явлений на якутском языке. Практика. Развивать коммуникативные умения детей в заданной ситуации общения. |
Тема 8.2. Дни недели Теория. Знакомить воспитанников с названиями дней недели на якутском языке. Практика. Практика речевой модели. |
Тема 8.3. Уерэнэ барабын. Пойду учиться Теория. Развивать навыки школьных предметов. Знакомить обучающихся с часами на якутском языке. Практика. Счета до 12. |
Тема 8.4. Итоговое занятие «Люби и знай родной край!» Теория. Развлечение: Викторина «Люби и знай родной край! Закрепить знания детей по истории города, о достопримечательностях родного города Якутска. |
Тема 9.1. Якутский национальный праздник «Ысыах» Теория. Знакомить детей с традициями празднования ысыах в республике. Практика. Заучивание стихов и песен. |
Тема 9.2. Мониторинг. Теория. Проверить воспитанников по изученным темам. Мониторинг (конец года). |
Тема 9.3. Якутский фольклор. Якутские танцы, народные песни Теория. Развивать навыки аудирования детей по теме «Ысыах». Практика. Учить скороговорки на якутском языке. |
Тема 9.4. До встречи, якутский язык! Теория. Развитие творческих способностей детей. Практика. Практика полученных знаний по предмету. |
Тема 9.5. Отчетный концерт, праздник «Ысыах» Практика. Участие детей в празднике. Закрепить знания о якутской национальной культуре. |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Перечень программ, технологий и пособий |
|
Книги для чтения детям |
Книги для чтения
|
Техническая оснащенность, демонстрационный и раздаточный материал | ||
№ | Наименование | Количество |
1 | Телевизор | 1шт. |
2 | Интерактивная доска | 1 шт. |
4 | Якутские настольные игры: куерчэх, тырыынка, тыксаан | 31 шт. |
5 | Игры: «Запоминайка», «Лето на Севере», «Наш северный край, играя, познавай!, «Алыптаах азбука» | 4 шт. |
6 | Музыкальные якутские инструменты: кепсюр, дьа5а, бадьаайах | 10 шт. |
8 | Чороон | 5 шт. |
9 | Тууйас - туесок | 1 шт. |
10 | Кытыйа | 2 шт. |
11 | Куклы в национальном стиле | 12 шт. |
12 | Наглядный материал: АЛЫПТААХ АЗБУКА Дьячковская О.И., Поскачина В.С. (магнитная доска, 100 магнитных букв, 20 цифр, 10 сказочных героев, методические рекомендации) | 1 набор |
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа обучения разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах/Мин-во образования РС (Я), Упр. Образования г. Якутска; Сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова. – Якутск: Бичик, 2006. – 48 с.
2. «Люби и знай родной край»: программа ознакомления детей ст. дошк. возраста с родным краем и метод. рекомендации к программе /ГОУ ВПО Моск. гос. ун-т им. М.А. Шолохова, ГОУ СПО Якут. пед. колледж №2, МДОУ Центр развития Ребенка №105 «Умка»; [авт.-сост. Т.В. Платонова, Е.Е. Хохолова]. - Якутск, 2009. - 84 с.
3. «Саха тыла» разговорный якутский язык МО РС(Я), Петрова Т.И., 1993
4. «Кэрэхсиибин тереебут дойдубун» («Люблю свою Родину») серия готовимся к школе
5. Литература коренных народов Севера, составитель Дзингалевская Т.П.
6. «Тырыынка» серия готовимся к школе.
7. Научно популярное издание: «Пословицы и поговорки», «Ес хоьооннор» составитель Попова Л.Н.
8. Чабыр5ахтар, угэлэр составители Христофорова П.Е., Захарова М.Д. Телейде5у о5о сайдар киинэ «Кустук», Чурапчы улууьа
9. О5о литературатын Антологията, составители: Луковцев В.Н., Макеева М.Г.
10. «Сказки земли Олонхо» дидактический и демонстративные материалы на якутском и русской языках для детей 4-5 лет, авторы составители: Семенова С.С., Ефимова Д.Г., Андросова Ю.В., Аммосова В.В., Унарова В.Я., Кронникова М.Ф.
11. «Веселая радуга детства», составитель: Кирова Г.А.
12. «По родному краю» Составители: Пестерев В.И., Илларионова М.К., 2014
- фотоальбом г. Якутск, составители: Н. Андросова, Попова А., Соловьев Д., Дьяконов А.
13. Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха - Якутск, 1993. Национальная культура коренных народов Якутии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по музыкальному развитию разработана в соответствии с Образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовате...
Рабочая программа 2023_2024
Целью образовательной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российс...
Рабочая программа 2023-2024
Рабочая программа для воспитателей детского сада....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 5 лет до прекращения образовательных отношений 2023-2024 учебный год
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенн...
Отчёт о результатах усвоения образовательной программы 2023-2024 уч.г.
Подготовительная группа...
Приказ "Об оказании платных образовательных программ" 2023-2024 уч.г.
Приказ "Об оказании платных образовательных программ" 2023-2024 уч.г....