Конспект НОД "В мире сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Анна Леонидовна Суслова

Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, словарный запас, обучение детей использованию диалогической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД28.24 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Ёлочка»

Конспект НОД

по речевому развитию

на тему «В мире сказок»

старшая группа

   Выполнил: воспитатель 1 кат.

 Суслова Анна Леонидовна

С. Покосное, 2022г.


Тема: «В мире сказок»

Дата проведения: 13.02.2020г.

Тип занятия: комплексное

Технология  занятия: Здоровьесберегающая – физминутка, динамическая пауза; игровая – создание игровой мотивации; технология проблемного обучения – вопросы на активизацию мыслительной деятельности, создание проблемной ситуации, ИКТ – подготовка к занятию (распечатка иллюстраций)

Цель: Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, словарный запас, обучение детей использованию диалогической речи.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей умений задавать вопросы и отвечать на вопросы; 
  • учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, коммуникативность;
  • Формировать интерес к сказкам, нравственное начало личности ребенка;
  • Воспитывать любовь и интерес к сказкам.

Развивающие: 

  • Развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.
  • Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь

Планируемые результаты: Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок. Овладевает способностью рассуждать, высказываться. Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.

Оборудование: картинки с персонажами, разрезные картинки, магнитная доска, иллюстрации к сказкам

План занятия

Этап занятия

Содержание

Время

1.Организационный момент.

2. Основная часть

3. Заключительная часть

 Беседа

  1. Физкультурная

минутка «Сказки»

  1. Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Релаксация

3 минуты

20 минут

2 минуты

Ход занятия

В: Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. А как вы думаете,  кто придумывает сказки?(ответы детей). 
В: А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.

В: Как вы думаете, что такое сказка? (ответы детей)
В: Правильно необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
В: Какие бывают сказки? (Ответы детей)

Правильно волшебные, поучительные, остроумные.
В: Вспомните, какими словами начинаются сказки?
Дети: Жили – были; в некотором царстве, в некотором государстве…
В:  Как заканчиваются сказки? 
Дети: добро побеждает зло, по-доброму, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями

В: Ребята, а вы хотели бы попасть в сказку? Хорошо. А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова «1,2,3 вокруг себя обернись, в сказке окажись». Открываем глаза. Сказка начинается.

 Если сказка в дверь стучится

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка- птица,

Чуть спугнешь и не найти.

В:  Ребята, мы с вами оказались в сказке.

В:  Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

1.Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля из сказки «По щучьему велению»)

2.Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… («Айболит»)

3. Стала петь мышонку утка:

- Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду (« Сказка о глупом мышонке»)

4.У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это? «Буратино»

5 .Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

6.Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки. («Рассеянный с улицы Бассеянной»)

7.Скачет лошадь не простая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок -

Удивительный конёк

По прозванью ...(Горбунок.)

8. Всех грязнуль отчистит быстро,

Всех нерях умоет чисто

Умывальников начальник

И мочалок командир –

Знаменитый…(Мойдодыр).

В: Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы внимательно посмотрите, и назовите мне сказку: (Иллюстрации к сказкам на интерактивной доске) « Маша и медведь», « Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Василиса Прекрасная», «Кот, Петух и леса», «Белоснежка и семь гномов», «Снегурочка», «Дюймовочка», «Три медведя», «Три поросенка».

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

В: Молодцы, ребята! Скажите, а какие герои нам встретились? (Ответы детей)

 Викторина «Хорошо ли ты знаешь сказки».

1. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать? («Заюшкина избушка» – петух)

2. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

3. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? («По щучьему велению»)

4. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)

5. В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? («Курочка - ряба»)

6. В какой сказке птицы на своих крыльях унесли мальчика? («Гуси-лебеди») Все ребята молодцы справились с заданием.

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? (Дети повторяют описываемые движения)

"Игровая ситуация - составь предложение".

В: Я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать из какой он сказки и составить небольшой рассказ о нем (1-2 предложения).

В: Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались.

Пазлы вы должны собрать

И героев сказки назвать!

Дети собирают пазлы, называют сказку и пересказывают сказку.

В: Молодцы, справились со всеми заданиями. Теперь все герои на своих местах. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Что понравилось вам в путешествии? (ответы детей). Что больше всего запомнилось? (ответы детей).  А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться? Чтобы вернуться назад, надо закрыть глаза и произнести волшебные слова «1,2,3 вокруг себя обернись, в группе окажись». Открываем глаза. Вот мы и в нашей группе.

  

Самоанализ занятия

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.

НОД носит развивающе – обучающий характер и состоит из 3 этапов.

На первом этапе для формирования позитивной мотивации к предстоящей деятельности пригласила детей в сказку.

С целью актуализации знаний, необходимых для закрепления материала, провела предварительную беседу о сказках, о характеристиках персонажей сказок.

Далее поставлена проблема: чтобы реализовать желание попасть в сказочную страну, нужно ответить на вопросы.

В словесной форме зафиксирована детская цель (учебная задача)

В основной части дети стремились к достижению цели с помощью выполнения различных заданий.

На мой взгляд, развивающая предметно – пространственная среда способствовала достижению детской цели.

Ребята проявляли открытость, способность вести диалог, дискуссию на уровне подгруппы, выдвигали гипотезы с указанием аргументов.

Одни дети отвечали на вопросы односложно, другие – более развернуто.

На этапе социорефлексии дети закрепляли полученную информацию о том, что происходило, оценивали свою деятельность и деятельность сверстников, а также свое настроение и эмоциональное состояние во время выполнения заданий.

Считаю, что занятие построено логично, его этапы – взаимосвязаны.

Использовались следующие формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога и детей, индивидуальная и самостоятельная деятельность. 

Данные формы, методы и приемы соответствовали индивидуальным особенностям детей, а также поставленным целям занятия.

Здоровьесберегающий компонент реализовывался на протяжении всей НОД: смена деятельности детей, физкультурная минутка,  динамическая пауза в основной части.

На протяжении всего занятия дети были активны, открыты, эмоциональны, с заинтересованностью выполняли предложенные задания.

На мой взгляд, интерес детей сохранялся благодаря использованию героев сказок, игровым и проблемным методам и приемам, создание ситуации успеха и психологического комфорта на занятии.

В ходе самостоятельной работы я стремилась осуществлять педагогическую поддержку через похвалу, подсказку, подбадривание, тактильный контакт.

Анализируя проведенную деятельность, считаю, что поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

Конспект "В мире сказок"

Цель: Цель: Побуждать детей и родителей  к воспроизведению известных им сказок....

конспект о мире сказок

Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой:...

Конспект «В мире сказок» (внеурочка)

Формирование целостной картины мира у детей с ТМНР  через сказку «Заюшкина избушка»; развитие исследовательской деятельности детей....