Конспект занятия по развитию речи: Тема: «Грибы»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия по развитию речи: Тема: «Грибы»
Тема: «Грибы»
Цель: Закрепить умение детей выделять характерные особенности известных грибов, называть их; упражнять в использовании в речи образных слов, выражений, образовании однокоренных слов; продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст; обогащать и активизировать словарь детей существительными и прилагательными; совершенствовать интонационную выразительность речи.
Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал - картина лес, картинки с изображением грибов, муляжи грибов, кузовок, лесовичок – игрушка, игра «Собери корзинки»
Способы достижения цели: В руках у воспитателя игрушка – Лесовичок.
Дыхательная гимнастика: «Ветер и листья» После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (« листья опадают»)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнение « Грибок» Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) Язычок будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Грибочек, грибок, Масляный бок, Серебряная ножка, Прыгай в лукошко!
Упражнение « Дятел» Многократно барабанить напряженным кончиком языка с произнесением звука «д» -Все время стучит, Деревья долбит, Но их не калечит, А только лечит.
Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, пятьВышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот резал, этот ел. Ну а этот лишь глядел.
Игра «Кто больше назовет слов» Дети называют признаки осени.
Воспитатель: Ребята, кто к нам пришёл!!! Старичок – лесовичок. Отгадайте, где он живёт, откуда к нам пришёл? Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт, Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём. (лес)
Воспитатель: Лесовичок принёс вам… что это? (берестяной кузовок) Там, где в травах ветер сладкий, Где за полем бор стеной, Собираю я загадки В кузовок берестяной. Что лежит в нём, вы узнаете, Коль загадки разгадаете. Воспитатель выкладывает грибы - муляжи и открытки с грибами. В лесу под ёлкой крошка, Только шапка да ножка. (грибы) Во лесу, во бору стоят стары старички, На них красны колпачки, И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. Пока дети, каждый в берете, Повзрослели – шляпы надели. (грибы) Дети показывают отгадки и объясняют, почему, так по - разному, названы грибы. Шляпки грибов похожи на шапку, колпачок, шляпу, берет. Сравнивают грибы. Лесовичок благодарит детей за правильные ответы, предлагает детям послушать сказку. Сказка за сказкой В. Сутеев « Под грибом» Дети садятся на ковер слушают шум дождя. Затем воспитатель читает сказку, обсуждают. Воспитатель рассказывает сказку. Дети помогают персонажам подбирать слова в тех фрагментах сказки, где ее герои знакомятся, обращаются друг к другу с просьбой, обсуждают, как поступить. Пересказывают 2-4 ребенка.
Физкультминутка: Меж еловых мягких лап ( Руки в стороны, легкие движения вверх – вниз) Дождик кап – кап – кап! ( Руки на поясе, топаем ногами) Где сучок давно засох, (Наклониться, коснуться руками пола) Серый мох, мох, мох.( Повернуться в сторону) Где листок к листку прилип, ( Левую руку в сторону, хлопнуть по ней правой) Вырос гриб, гриб, гриб, ( Присесть, медленно вставать) Кто нашел его, друзья? ( Руки в стороны ладонями вверх, пожимаем плечами) 18 Это я, я, я.( Руки на поясе, выполняем прыжки)
Игра «Собери корзинки» - дифференциация звуков» « ж-ш»; « з-с»
Игра «Однокоренные слова» - умение образовывать однокоренные слова. (гриб – грибок, грибной, грибочек и.т.д.)
Игра Лесовичка « Подбери слово» Воспитатель, стоя в центре круга, называет слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч детям. Например: дождливый (день), золотая (осень), желтый (лист) и.т.д. Д/и: «Добавь слово» Воспитатель начинает предложение, показывает картинку, а дети заканчивают его одним словом – названием гриба. Я гуляла в лесу и нашла…(грузди) В лесу набрала полное лукошко…(боровиков) Лесовичок благодарит детей за рассказы и показывает волшебный сундук, открыть который можно, только выполнив задания. Дети называют пословицы об осени. Лесовичок открывает сундучок и угощает всех сладкими яблоками, дети благодарят Лесовичка.
Список литературы:
- Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12.
- Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год.
- Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001.
- Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004.
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.
- "От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой— 4-е изд., перераб, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
- Жукова Н.С.,- Формирование устной речи.- М.,1994.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада – М: Просвещение, 1984.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.:Просвещение 1983.
- Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. М.:2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи: Тема: «Грибы»
Тема: «Грибы»
Цель: Закрепить умение детей выделять характерные особенности известных грибов, называть их; упражнять в использовании в речи образных слов, выражений, образовании однокоренных слов; продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст; обогащать и активизировать словарь детей существительными и прилагательными; совершенствовать интонационную выразительность речи.
Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал - картина лес, картинки с изображением грибов, муляжи грибов, кузовок, лесовичок – игрушка, игра «Собери корзинки»
Способы достижения цели: В руках у воспитателя игрушка – Лесовичок.
Дыхательная гимнастика: «Ветер и листья» После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (« листья опадают»)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнение « Грибок» Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) Язычок будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Грибочек, грибок, Масляный бок, Серебряная ножка, Прыгай в лукошко!
Упражнение « Дятел» Многократно барабанить напряженным кончиком языка с произнесением звука «д» -Все время стучит, Деревья долбит, Но их не калечит, А только лечит.
Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, пятьВышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот резал, этот ел. Ну а этот лишь глядел.
Игра «Кто больше назовет слов» Дети называют признаки осени.
Воспитатель: Ребята, кто к нам пришёл!!! Старичок – лесовичок. Отгадайте, где он живёт, откуда к нам пришёл? Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт, Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём. (лес)
Воспитатель: Лесовичок принёс вам… что это? (берестяной кузовок) Там, где в травах ветер сладкий, Где за полем бор стеной, Собираю я загадки В кузовок берестяной. Что лежит в нём, вы узнаете, Коль загадки разгадаете. Воспитатель выкладывает грибы - муляжи и открытки с грибами. В лесу под ёлкой крошка, Только шапка да ножка. (грибы) Во лесу, во бору стоят стары старички, На них красны колпачки, И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. Пока дети, каждый в берете, Повзрослели – шляпы надели. (грибы) Дети показывают отгадки и объясняют, почему, так по - разному, названы грибы. Шляпки грибов похожи на шапку, колпачок, шляпу, берет. Сравнивают грибы. Лесовичок благодарит детей за правильные ответы, предлагает детям послушать сказку. Сказка за сказкой В. Сутеев « Под грибом» Дети садятся на ковер слушают шум дождя. Затем воспитатель читает сказку, обсуждают. Воспитатель рассказывает сказку. Дети помогают персонажам подбирать слова в тех фрагментах сказки, где ее герои знакомятся, обращаются друг к другу с просьбой, обсуждают, как поступить. Пересказывают 2-4 ребенка.
Физкультминутка: Меж еловых мягких лап ( Руки в стороны, легкие движения вверх – вниз) Дождик кап – кап – кап! ( Руки на поясе, топаем ногами) Где сучок давно засох, (Наклониться, коснуться руками пола) Серый мох, мох, мох.( Повернуться в сторону) Где листок к листку прилип, ( Левую руку в сторону, хлопнуть по ней правой) Вырос гриб, гриб, гриб, ( Присесть, медленно вставать) Кто нашел его, друзья? ( Руки в стороны ладонями вверх, пожимаем плечами) 18 Это я, я, я.( Руки на поясе, выполняем прыжки)
Игра «Собери корзинки» - дифференциация звуков» « ж-ш»; « з-с»
Игра «Однокоренные слова» - умение образовывать однокоренные слова. (гриб – грибок, грибной, грибочек и.т.д.)
Игра Лесовичка « Подбери слово» Воспитатель, стоя в центре круга, называет слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч детям. Например: дождливый (день), золотая (осень), желтый (лист) и.т.д. Д/и: «Добавь слово» Воспитатель начинает предложение, показывает картинку, а дети заканчивают его одним словом – названием гриба. Я гуляла в лесу и нашла…(грузди) В лесу набрала полное лукошко…(боровиков) Лесовичок благодарит детей за рассказы и показывает волшебный сундук, открыть который можно, только выполнив задания. Дети называют пословицы об осени. Лесовичок открывает сундучок и угощает всех сладкими яблоками, дети благодарят Лесовичка.
Список литературы:
- Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12.
- Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год.
- Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001.
- Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004.
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.
- "От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой— 4-е изд., перераб, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
- Жукова Н.С.,- Формирование устной речи.- М.,1994.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада – М: Просвещение, 1984.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.:Просвещение 1983.
- Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. М.:2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

Конспект занятия по развитию речи Тема занятия «Колобок» для детей младшего дошкольного возраста
Данное занятие способствует развитию связной речи детей. Вовлекает детей в диалог, обогащает словарь, учит координировать движения с речью, различать эмоции....

Конспект Конспект занятия по развитию речи Тема: «В гости к игрушкам»
Цель: Расширение и активизация словаря.Задачи: Развивать у детей связанную речь, развивать умение называть свои любимые игрушки, активизировать и словарный запас детей, воспитывать бережное отношение ...

Конспект занятия по развитию речи "Живые грибы"
Обучение связному, последовательному изложению событий сказки по серии сюжетных картинок "Живые грибы" В. Г. Сутеева...

Конспект занятия по развитию речи Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".
Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Задачи: Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ – ч».
Цель: упражнять детей в правильном произношении звука щ и дифференциации звуков щ – ч....
Конспект занятия по развитию речи . Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".
Конспект занятия по развитию речи .Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/"....