«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.
В наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. К сожалению, живое общение детям в последнее время заменяет телевидение, компьютер, Интернет, что обедняет речь ребенка и не дает возможности обогащать ее. Эта проблема в настоящее время является актуальной. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_raznoobraznyh_form_i_metodov_v_rabote_s_detmi_po_razvitiyu_rechi.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Педагогический совет №3 «Речевое развитие у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Доклад: «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи».
Октябрь 2023 https://конспекты-уроков.рф/detsad/konspekti/file/116149-aktsiya-po-pdd-bezopasnaya-doroga-detyam
Ноябрь 23 https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/554242-pasport-patrioticheskogo-ugolka-v-starshej-gr
Подготовила воспитатель ВКК
Усольцева Л. В.
Барабинск 2023
Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.
В наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. К сожалению, живое общение детям в последнее время заменяет телевидение, компьютер, Интернет, что обедняет речь ребенка и не дает возможности обогащать ее. Эта проблема в настоящее время является актуальной. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.
Основные методы и формы работы с детьми, которые мы используем в своей работе:
• наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций. Используем их для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.
• словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание аудиозаписи. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации) или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)
- практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско - поисковая деятельность, элементы инсценировки, игры - драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театров, игровая деятельность. Цель практических методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. Практические методы носят чаще всего игровой характер.
Используя данные методы и формы работы, нами организовываются и предлагаются следующие виды деятельности:
• организация игровой деятельности (Основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности):
- сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания, развивают умение использовать вежливые формы обращения, умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.
- в ходе дидактических игр для пополнения активного словаря и развития речевой активности мы учили детей отвечать на вопросы не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями.
использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
- пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы.
- подвижные игры, зазывалки, «выручалочки» формируют четкость, ритмичность произношения, вносящие элемент занимательности и
• организация познавательно-исследовательской деятельности:
- игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
- проектная деятельность – через реализацию детско-взрослых проектов способствует развитию связной монологической речи старших дошкольников.
• театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
Большую роль в развитии речи детей играет предметно - развивающая среда. В группе создана речевая зона, в которой имеются игры, пособия и материалы, направленные на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, связную речь. В группе также организован книжный уголок, в котором находятся детские книги, картинки для составления рассказов (предметные и сюжетные, иллюстрации по темам.)
Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами используем инновационные технологии:
Здоровьесберегающие технологии, использование наглядного моделирования при составлении рассказов, ИКТ, арт-терапия, конструкторы ЛЕГО, лэпбук.
- Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника строится от простого к сложному. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используем для пересказа литературного текста, отгадывание и загадывание загадок, заучивания стихов.
- Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают эффект.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
• Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин. ;
• Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
• Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
• От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.
- Арт-терапия – это форма, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Раскрывая свои творческие замыслы в лепке из соленого теста ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Дети постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами.
- Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение.
- Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, родителей и ребенка.
- Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, мы стараемся совершенствовать лексико - грамматические средства языка; развиваем диалогическую и монологическую речь; приобщаем детей к народному фольклору.
- Куклотерапия. При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.
Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, поэтому я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать игровые технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение.
laquo;Использованиеразнообразных форм и методовв работе с детьми по развитию речи»методическое объединение. Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития реб...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".
Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...
Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи
Консультация для родителей...
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, ...
Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи.
Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи....
Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи
методы развития речи...
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, большинство из которых носят вр...