Проект " Развитие критического мышления"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получением ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формирование собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Дружба»
Проект в подготовительной группе «Развитие критического мышления у дошкольников посредством Кубиков Блума»
Воспитатели:
Русинова Н.Е. в.кв.к
Русинова Т. А. 1.кв.к
Тип проекта: познавательный.
По количеству участников: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2022г. - май 2023г.).
Возраст детей: дети подготовительной группы
Цель проекта: развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Кубика Блума.
Задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме;
2. Подобрать и применить диагностический инструментарий для определения уровня развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
3. Изготовить и применить в работе с детьми Кубики Блума для развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
4. Создать оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей при использовании Кубиков Блума;
5. Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем; учить детей задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
6. Повысить родительскую компетентность по вопросам необходимости развития критического мышления старших дошкольников;
7. Привлечь семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах познавательного развития детей;
8. Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
19. Оценить эффективность проделанной работы с помощью итоговой диагностики.
Актуальность.
Цели современного образования, обозначенные в ФОП ДО и ФГОС ДО, направлены на то, чтобы научить ребенка учиться. Если раньше педагог воспринимался как один из главных источников информации, и его роль была учить своей науке, то теперь источников информации огромное количество и роль педагога – не позволить детям запутаться в этом потоке информации. Акцент сместился на позицию – учить детей учиться. Для этого нужны активные методы обучения, которые помогают развить у ребенка критическое мышление. Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получением ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формирование собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Задачи критического мышления:
• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями.
• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем.
• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое. Для развития критического мышления ребенка я решила использовать один из популярных приемов игровой технологии, разработанный ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Бенджамин Блум известен, как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
Работа с кубиком строится следующим образом:
Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка.
Инновационность проекта: Использование Кубиков Блума формирует навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Возможность применения данного оборудования, как в образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Изготовить можно из подручных материалов, не прибегая к большим затратам.
Участники проекта: Дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, родители и педагоги.
Формы реализации проекта:
Проект реализуется через организацию групповых и индивидуальных занятий с детьми.
Методы и приёмы:
1. Наглядные: наблюдение, просмотр иллюстраций, личный пример.
2. Словесные: рассказы педагога, родителей, беседы, объяснения.
3. Практические: двигательная и игровая деятельность.
Ожидаемые результаты:
Дети умеют рассуждать, устанавливать логические связи, самостоятельно искать ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, сформируется критичность мышления, повысится уровень готовности к обучению в школе.
Повышение уровня компетенции педагогов и родителей по вопросу формирования критического мышления детей при использовании «Кубика Блума».
Дополнение предметно-развивающей среды группы «Кубиками Блума» по разным образовательным областям.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА:
Сроки. Содержание работы с детьми. Работа с родителями.
1. Подготовительный этап.
Сентябрь 2022г.
2. Основной этап.
Октябрь - ноябрь 2022г. - Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме;
- Подобрать и применить диагностический инструментарий для определения уровня развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- Изготовление кубиков по разным образовательным темам.
- Знакомство с Кубиком Блума, обсуждение и рассматривание граней кубика, объяснение правил.
- Дидактические игры на развитие логического мышления: «Подбери пару», «Найди ошибку», «Верю-не верю», «Чем похожи и чем отличаются».
- Применение в НОД Кубика Блума по темам: «Моя родина - Россия», «Моя малая Родина», «Золотая осень», «Неделя здоровья», «Транспорт», «Моя семья», «Что за прелесть эти сказки».
- дидактические игры с Кубиком Блума «Времена года», «Профессии», «Цветы» и т. д.
- Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием Кубика Блума.
- Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения» - Консультация в родительский уголок: «Как развивать критическое мышление у детей».
- Оформление родительского уголка.
- Родительское собрание «Возрастные особенности детей шестого года жизни»
- Памятка для родителей "Ребенок-почемучка.
Критическое мышление у детей дошкольного возраста".
-Участие родителей в изготовлении шаблонов граней для кубиков.
Декабрь – февраль 2022г. -2023г. - Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности Кубика Блума.
- Игры на развитие критического мышления: «Домики вопросов», «Удивительный вопрос», «Пресс-конференция», «Корзина идей».
- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Рассели птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».
- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД игр на развитие логического мышления.
- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД упражнений «мозговой штурм».
- Использование Кубика Блума на занятиях по темам: «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Зимушка-зима», «Народные промыслы», «День Защитника Отечества», «Все начинается с семени», «Зимние развлечения». - Родительское собрание «Авторитет родителей. Поощрение и наказание».
- Консультация для родителей «Кубик Блума - технология развития критического мышления»
- Консультация «Развитие критического мышления в семье»
Март-апрель 2023г.
- Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори».
- Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка».
- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности приемов «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Шесть шляп мышления».
- Использование Кубика Блума на занятиях по темам: «Перелетные птицы», «Идет красавица Весна», «Театр», «Цветы небывалой красоты», «Насекомые», «Космос далекий и близкий», «День победы», «Здравствуй, лето!».
- Памятка для родителей «Как организовать игры детей дома на развитие критического мышления»
3. Заключительный этап.
Май 2023г. - диагностика
- мастер-класс для педагогов «Кубик-Блума»
- создание мини-центра «Подумай». - Включение родителей в создание мини-центра «Подумай».
Литература:
1. 3агашев И. О., Заир-Бек С. И., Муш-тавинская И. В. Учим детей мыслить критически / пособие для педагогов / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Мушта-винская - 2-е - С. П. : Альянс Дельта». 2003 - 192 с.
2. Дж. Стил, Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., Популяризация критического мышления /пособие / Дж. Стил, К. Мередит, 4. Темпл, С. Уолтер - 2 - М., 1997.
3. Абишева, И. В. Критическое мышление – навык будущего [Текст] / И. В. Абишева // Интеграция методической (научно-методической) (22 апреля 2019). – Челябинск: ЧИП и ПК РО, 2019. – С. 250-254.
4. Астахова, Л. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности [Текст] / Л. В. Астахова, Т. В. Харлампьева. – М. : РАН, 2012. – 136 с.
5. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности [Текст] / Д. Клустер. — М. : ЦГЛ, 2014. — 80с
6. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
8. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, Р. Ф. Томпсон, К. С. Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления. – М. : АСТ, 2018. – С. 111-114.
9. Седова, А. С. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования [Текст] / А. С. Седова, О. И. Ваганова, М. М. Кутепов // Инновационная экономика : перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2 (36). – С. 79-85
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»
Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...
План по самообразованию «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством применения игровых приемов технологии развития критического мышления»
План по самообразованию...
Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)
МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...
Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.
Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия жилищ животных (бер...
выступление на педсовете "Технология развития критического мышления и ее использование в развитии творческих способностей детей в конструктивно модельной деятельности"
Материал подойдел для педагогов детских садов...
Проект «Использование технологии развития критического мышления в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»
В основе моего проекта заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что развитие связной речи будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственно...
«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников
В материале рассказывается об опыте использования в работе с детьми подготовительной группы методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...